Русская линия
Русская линия Матвей Славко25.08.2006 

День освобождения Харькова от фашистов

23 августа, в день 63-й годовщины освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, когда горожане отмечают и День города, на главной алее парка имени Горького открылась фотовыставка «Харьков в годы фашистской оккупации».

Ветераны Харькова. 23 августа 2006 г.Основные празднования в этом году были отсрочены на день в связи с трауром, объявленным из-за трагедии, связанной с падением неподалеку от Донецка российского пассажирского самолета. Однако вернисажем и в последующие дни эта экспозиция привлекала большое количество горожан. Впервые вставка снимков из Бундесархива, из отечественного архива кино-фото документов, из частных коллекций была развернута на улице Сумской у Оперного театра в прошлом году, и обменивающийся впечатлениями народ в течение пяти дней буквально клубился возле нее. В этом году выставка, поддержанная мэром города Михаилом Добкиным и большим количеством доброхотов — из официальных и частных лиц — оказалась существенно расширенней. Добавились столь же уникальные цветные снимки.

В прошлом году, когда на Украине было объявлено о «торжестве оранжевой демократии», украинские националисты, проводившие свой конгресс именно в Харькове, и именно в канун этих дней, заявили: «Если посмотреть на объявление, выпущенное под эгидой ОГА и Харьковского горисполкома, вы увидите, что на первом месте там стоит День города, на втором — День освобождения, аж на последнем месте — День Независимости Украины, 24 августа. Это является унижением нашего главнейшего праздника. Сейчас произошла будто бы смена власти, а ничего в этом плане не изменилось».

Милое «ноу-хау» украинских националистов заключается в следующем: объединить праздничные дни 23 и 24 августа.

Площадь Р.Люксембург в Харькове. 1941 г.Эту «органику» сохраняет и В. Ющенко, сделавший на днях в Киеве на Всемирном форуме украинцев очередные заявления о примирении вояк ОУН-УПА и ветеранов Великой Отечественной войны. На форуме прозвучали также голоса прибывших из-за бугра украинских диаспорян — о том, что пора-де и День Победы отменить, что, мол, это за праздник для «настоящего украинца»?

К счастью, в Харькове членов УПА, а равно бывших бойцов «Нахтигаля», «Роланда» и «Галичины» днем с огнем не сыщешь.

И, как гласит восточная мудрость, «собака лает, а караван идет».

Харьковцы привыкли считать день освобождения города, как и день Победы, одним из главных, сердечных праздников. Рождаются новые поколения, но память передается от старших к младшим — со скорбью, без экстремальных экзальтаций.

К слову, недавно завершено строительство мемориального комплекса в Дробицком Яру. Этот яр менее знаменит, чем киевский Бабий Яр. Если в Бабьем Яре германские нацисты уничтожили около 150 тысяч мирных жителей Украины (преимущественно евреев), то в Дробицком, что на окраине Харькова, — «всего лишь» около 24 тысяч евреев, выводившихся на расстрелы партиями по 350 человек из бараков станкостроительного завода и ХТЗ, располагавшихся тогда на окраине города, по Московскому проспекту. Как гласят немецкие архивы, вместе с харьковскими евреями были расстреляны «и 14 украинских мародеров». На самом же деле эти 14 были украинцами, жителями окраинного села Малая Рогань, пришедшими на выстрелы и крики. Но фашисты свидетелей своих преступлений в живых старались не оставлять.

Танки на улицах Харькова. 1941 г.Кстати припомнился и попал поду руку один документ, неоднократно опубликованный в различных изданиях, со всеми его реквизитами архивного документа (ГАХО. Ф. Р. 3073, оп.1, д. 2, л.66.).

Даю его в собственном переводе на русский язык, хотя он органичней читается на украинском (стилистику и кое-какую орфографию для колорита сохраняю):

N 17
Харьковская городская управа
Всем районным администр.
Отд. бургомистров
9.III-42р. г. Харьков.
N24/5−6

Уже почти четыре с половиной месяца прошло с того часа, как могучими оружием непобедимой Германской Армии наш город был освобожден от жидовско-большевистской стаи угнетателей Украинского народа. Пятый месяц уже над свободным городом реет наш родной жовто-блакитный украинский флаг как символ новой жизни, нового возроджения нашей неньки-батькивщини.

Однако к великому сожалению и стыду всех нас украинцев еще до сих пор остается кое-где позорное большевистское наследие.

К великому стыду для нас всех и с вполне понятным гневом украинского общества случается слышать в некоторых учреждениях, даже в управах, разговоры на русском языке чиновников, которые словно стыдятся своей родной мовы.

Позор за это тем, кто становится свободным гражданином особожденной родины. Позор и не место с нами тем, кто стыдится своей родной мовы.

Мы не допустим, этого не может быть.

Поэтому приказываю категорически запретить в дальнейшем кому-либо из чиновников разговаривать на русском языке в служебное время в учреждении.

Обербургомистр г. Харькова Проф. Д-р Крамаренко О.I.
Заместитель Обербургомистра Кублицкий-Пиотих Л.Э.
16 III/ 42р.

Спуск ПассионарииЭтот приказ сильно похож на бюрократические перлы, рождаемые нынешним украинским чиновничеством — скажем, представителями Комитета по телевидению и радиовещанию. Многие передачи этих ведомств (особенно радио) украинцы и не называют иначе, как «пятиминутками ненависти» (по Оруэллу), настолько они проникнуты антирусской ксенофобией.

Многие граждане Украины задаются вопросом: чьими наследниками являются персоны, осуществляющие в наше время замыслы фашистов?

С потрясающей выставкой, составленной из восьми десятков фото, жители первой советской украинской столицы могут ознакомиться прямо под открытым небом. С утра и до вечера представители разных поколений харьковчан не оставляют вниманием экспозицию, взволнованно рассматривая фотоснимки, свидетельствующие о пребывании оккупантов на улицах Харькова. Кто молча, а кто и оживленно обсуждая, по-новому «узнавая» родной город. Оказывается, и шесть с лишком десятилетий — не срок для живой памяти.

Вот это и есть подлинно патриотическое воспитание — когда ты смотришь и видишь, и ощущаешь себя малой частицей большой Родины. И чувствуешь Родину в своей душе. И тогда молодежь может с должным разумением слушает как «оранжевые дяди оранжевые песни оранжево поют» и критично воспринимает разговоры о том, как Украине необходимо срочно слиться в комплоте с НАТО.
Фото автора и Бундесархива

http://rusk.ru/st.php?idar=110448

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru