Русская линия
Русская линия Андрей Каплиев23.08.2006 

Царский путь ко спасению
Заметки о прошлом, настоящем и будущем после двух крестных ходов по местам памяти Царственных Мучеников

Богородица ножки трудила —
Все дорожки Руси исходила.
И забила водичка по стёжкам,
Где от слёзки Её, где от ножки…

Богородица ткала просторы
Поднебесным своим омофором.
И качали столетние ели
Русь-младенца в своей колыбели
.
Алла Константинова
(Из книги «Я — русский, я — христианин!..»)

В Санкт-Петербургской епархии в конце июля — начале августа 2006 года состоялось два крестных хода, посвященных памяти Царственных Мучеников. Один из них, проводившийся впервые, назывался «Царский путь». Другой, «Алексеевский», приуроченный к празднованию дня рождения Цесаревича Алексия Николаевича, проходил уже в третий раз.

Федоровский собор в Царском СелеПримечательно, что оба хода берут свое начало в Пушкине от Федоровского Государева городка и Федоровского Государственного Собора — домовой церкви Августейшей Семьи. Эти постройки практически полностью были завершены к Февральской революции. В дальнейшем по проекту архитектора В.Н. Максимова в Царском Селе планировалось создать настоящий древнерусский город, куда, по замыслу Государя Всея Руси должны были быть перенесены все основные государственные учреждения столицы. Но многое так и осталось на бумаге. Царскосельский архитектурный ансамбль был задуман Государем Николаем II как важная часть глобальной идеологической программы, которая должна была воссоединять «Россию XX века с благочестивой Святой Русью наших предков». И кто знает, может быть его святыми молитвами данная все-таки программа все-таки будет реализована?

А тем временем власть-то из столицы переносят, но… Сейчас дорабатываются уже конкретные детали переноса Конституционного Суда Российской Федерации в Санкт-Петербург. Для этого на выселки отправляют Государственный Исторический Архив со всеми миллионами ценнейших исторических источников, хранящих память о России. А переезд в данном случае, как гласит народная мудрость, все равно, что пожар. Было бы интересно сравнить смету на воссоздание Федоровского Государева городка и переводе туда институтов судебной власти Российской Федерации с суммой расходов на «ссылку» Государственного Исторического Архива (РГИА). По данным открытых источников информации общая стоимость проекта только по созданию нового здания РГИА на Заневском проспекте, 36 составила 3 млрд. рублей, а его реализацией занимались «Трансмашпроект», «Трансстрой» и ЗАО «Логос».

Ворота в Федоровский городокНапомним, что 1 февраля 2006 года законопроект о переносе Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург был внесен в Государственную Думу РФ. Тогда согласно данным финансово-экономического обоснования проекта закона на это потребовали 221 млн. рублей. И вот председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение осуществить в 2006—2008 годах проектирование, реконструкцию, реставрацию и техническое оснащение расположенных в Санкт-Петербурге объектов для размещения Конституционного Суда РФ и создание объектов социально-бытовой инфраструктуры для обеспечения его деятельности. В департаменте правительственной информации правительства РФ, также утвержден список этих объектов. Предполагается, что минэкономразвития России, Министерство финансов России и Управление делами президента Российской Федерации обеспечат в 2007—2008 годах финансирование объектов в размере до 5 264,9 млн. рублей. Есть возможность дополнительного выделения в процессе исполнения федерального бюджета на 2006 год средств в размере 400,4 млн. рублей на подготовку. В частности, на выкуп зданий и сооружений на острове Крестовский и компенсацию затрат по отселению жильцов (!)

Вероятно, посадить в центре Петербурга современных служителей фемиды из центра Москвы для властей проще и важнее чем реализовать гениальную идею Царя Николая II о переносе государственных учреждений из столицы в настоящий древнерусский город. Интересны и конкретные предложения по отселению людей из одного из самых престижных районов города. По тому ли пути идут наши правители?


+ + +

Памятник Императору Николаю II в церковном дворике Федоровского собораА наш «Царский путь» продолжался с 24 по 27 июля, проходил по местам жизни Царской Семьи в Пушкине, Красном Селе, Петергофе, Ломоносове и завершился в Кронштадте. Один из главных организаторов этого крестного хода, член правления Славянского Молодежного Союза Сергей Шаров, отметил:

— Кажется, что Сам Государь шел с нами, и именно перед ним, а не перед нами настежь раскрывались ворота Екатерининского и Петергофского парков, куда обычно пускают только по билетам. Ведь не могли же Государю Всея Руси предложить купить билет для входа в парки, по которым он любил гулять.

Он шел рядом с нами по Дудергофским высотам, где когда-то проходили крупнейшие в мире учения армии Российской Империи, где начиналась история Воздушного Флота России. Именно его встречал звучным колокольным звоном Никольский Морской собор Кронштадта, массивные колокола которого еще звонят пока очень редко. Им вторили колокола Собора Владимирской иконы Божией Матери, предвозвещая возрождение России, согласно пророчеству Святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Алексеевский» крестный ход проходил с 11 по 12 августа. Крестоходцы заночевали в храме преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево (станция Володарская). 22 октября 1892 года на территории Александровской слободы близ железнодорожной станции Сергиево по благословению Иоанна Кронштадтского в благодарное воспоминание милости Божией о сохранении жизни Цесаревича Николая и всей Августейшей Семьи при крушении царского поезда 30 октября 1888 года было создано благотворительное общество ревнителей веры и милосердия. На земле пожертвованной О.Ф.Андреевой, по проекту архитектора М.М.Долгополова, старосты Исаакиевского собора, было построено добротное двухэтажное здание, в котором и расположился Дом милосердия. На втором этаже которого и была в июне 1903 года обустроена церковь в честь святого преподобномученика Андрея Критского.

На вокзальной площади поселка у станции Сергиево находится часовня в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», построенная также в благодарственное воспоминание милости Божией о сохранении жизни Цесаревича Николая в японском городе Отсу, где на него было совершено покушение японским солдатом, вооруженным саблей. О даровании наследнику престола скорого выздоровления православный народ молитвенно обращался к чудотворному образу Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Поэтому часовня, построенная по проекту архитектора М.М.Долгополова, и была освящена в честь этой иконы. А вокзальная площадь получила наименование Николаевской.

Приход храма святого преподобномученика Андрея Критского был возрожден в 1992 году. В этом же году. В этом же году здание часовни было возвращено верующим. И там, по благословению митрополита Иоанна (Снычева) была обустроена церковь. Регулярные богослужения начались с января 1994 года. А в декабре решением мэрии Санкт-Петербурга общине поселка был возвращен храм святого преподобномученика Андрея Критского и ряд помещений здания, занятых дворцом культуры. Соседство богослужения и дискотеки продолжалось до дня молитвенного обращения служителей и прихожан храма к Царю-мученику Николаю II. После этого власти стали более сговорчивыми в вопросе возвращения здания Русской Православной Церкви. Но процесс этот пока еще далеко не завершен.

Поэтому трапеза и ночлег участников крестного хода проходила прямо на сцене бывшего дворца культуры. Ночью по очереди читали «неусыпающий акафист» Царственным мученикам. Утром была Литургия. Причащалось больше 60 человек! Невероятное было единение в молитве.

На нижнюю Царскую дачу («Коттедж»), что в парке «Александрия» Нового Петергофа, где родился святой Цесаревич Алексий Николаевич, крестный ход прибыл к 13.15 — точному времени его рождения. Был отслужен благодарственный молебен. Крестоходовцев приветствовал военно-морской духовой оркестр. Прогремел салют. После этого состоялась праздничная трапеза в гостеприимном храме апостолов Петра и Павла в Знаменке. Та же было положено начало деятельности православного братства в честь святого Алексия Николаевича. Святой Серафим Саровский, по молитвам и в день канонизации которого Царственная Чета и вымолила рождение наследника Российского Престола говорил: «Россия спасется крестными ходами». В день 102 годовщины рождения святого Цесаревича было так радостно вспоминать пророчество Саровского Чудотворца.

«Радость — отличительная черта христианина», — отмечала в своем дневнике матушка-Государыня Всея Руси Императрица Александра Феодоровна, — «Плачущий, жалующийся, угрюмый христианин — позорит Бога…». Как звучно перекликаются эти строки со словами святителя Иоанна Златоуста о том, что по-настоящему красивым и радостным делают человека кроткая улыбка и беззаботность. Беззаботность жертвенная, покоящаяся в уповании на Бога.

Для озабоченного непрерывным накоплением и потреблением впечатлений, развлечений и прочих «ценностей» современного человека, задыхающегося от нехватки времени, — пеший ход — это уже не средство передвижения, а почти роскошь. Но законы природы таковы, что истинное познание, ведущее к духовному возрастанию, требует и физического, и мысленного, и, собственно, духовного усилия. Одним из таких путей активного изучения действительности являются странствия. Это не только увлекательные путешествия, но и путь совершенствования.

Крестный ход — это вид странствия, от начала до конца — православная церковная служба, совершаемая каждым участником независимо от чина или звания. Проводится он во славу Божию, а не человеческую. Не допускается агитация и реклама партий, движений, союзов и их лидеров. Поэтому сравнение с демонстрацией вовсе не уместно. Крестный ход движется только пешком. Все мужчины по очереди несут Крест, хоругви и главные иконы. Далее следуют священники, потом мужчины с остальными иконами. затем женщины. Во время движения постоянно поется Иисусова молитва, совершаются богослужения, требы. Особенно важно отметить, что во время крестного хода все делается по благословению и с молитвой.

Может быть, участие в крестных ходах и есть тот самый царский путь ко спасению себя, тысяч людей, живущих рядом с тобой, а значит и нашего Отечества?

http://rusk.ru/st.php?idar=110443

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика