Русская линия | Виктор Дауров | 18.08.2006 |
Современная культура
Современная культура несет в себе потенциал огромной разрушительной силы, и больше ничего.
Говорят: вам предоставляется широчайший выбор. Выбор между чем и чем? Между плохим и очень плохим. Между тем, что разрушает быстро и чуть помедленнее. Никакого выбора в реальности нет.
«Да, — возразят, — но вам же открыли церкви, — идите туда».
Нельзя ребенку предоставлять возможность выбирать между хрупкой добродетелью и тотальным развратом. Ибо: скорее всего он изберет последнее. Добродетель требует усилий, а разврат — расслабление. Многие и до шестидесяти лет остаются детьми — наивными и совершенно не самостоятельными в своих суждениях потребителями современной культуры.
Настоящая культура есть система ограничений и запретов.
Культурный человек знает, что можно, а чего нельзя. Знание о том, что можно, а чего нельзя — это своего рода хождение по полузапретной зоне. Воспитание, правила поведения в обществе, этикет, традиционные нормы морали — это есть свод общественных и родовых ограничений. Культура — производное от слова «культ» — религия. Религия же — есть сама ограничение (узкий путь) в нравственной и духовной сфере. Отсюда: нет вообще культуры, как нет вообще религии. Есть христианская культура, есть восточная культура, коренящаяся в исламе, есть языческая (атеистическая), есть буддийская (синтоистская)… Современная культура — это противоестественное насаждение некой мертворожденной глобалистской псевдокультуры. Она не привязана ни к чему — к пустоте, к небытию, к дырке от бублика, к отрицанию Бога, а значит и самих себя, созданных по Его образу и подобию.
Отсюда же: чем меньше религии в обществе — тем меньше культуры. Нет религии — нет и культуры, одно беснование. Еще точнее: чем меньше веры… В Европе ее почти не осталось — не видно почти и культуры.
Впечатление
Это то, что впечатывается, оставляет след.
Какие впечатления человек получает в течение дня, недели, года, всей жизни, с кем и с чем ему приходится иметь дело — из того и формируется «его» внешний мир, в котором он живет и который оказывает на него сильнейшее воздействие. Чем возвышеннее этот мир, тем возвышеннее и представления человека о мире, и он сам…
Почему «веруем», а не «знаем»
Верить можно душою, а знать — разумом.
Душа чувствует, предвосхищает, она воспринимает Бога на более тонком уровне, более возвышенном, интуитивном. Интуиция и есть этот самый тонкий уровень — уровень души, Духа. Хотя это слово — современное, из секуляризированного мира, мира без Бога, но за ним скрывается то, что верующими именовалось как духовное. Другими словами, некоторые знания даются нам не с помощью головы, а с помощью сердца, через сердце (душу), с помощью Святого Духа.
Так, например, открыты были многие законы науки. Периодическая система Менделеева и др. Вдруг разом, во сне или под воздействием свыше. То, что не давалось разуму годами.
Разум обязательно требует неких доказательств. Но есть в мире вещи, которые невозможно впрямую доказать, потому что их невозможно охватить разумом. Это вовсе не значит, что их нет. Это значит только то, что наш разум ограничен.
Бог есть любовь.
Мы верим и даже опытно знаем, что любовь величайшая сила, что ею можно добиться того, чего никогда не добьешься с помощью одного разума.
Допустим, разумно накапливать деньги. Но деньги не приносят счастья. А любовь приносит. Душа это знает и потому более стремится к любви, чем к деньгам. А разум, который есть в каждом человеке, стремится все-таки к деньгам. И в этом диалектическом «единстве и противоположности» душа всегда правее разума.
Поэтому когда душа говорит, что Бог есть, а разум требует доказательств, мы отдаем предпочтение душе, а не разуму. Но при этом мы не говорим: «знаем», а говорим «верим». Говорят; у этого «большое сердце»; у этого душа черствая, неразвитая. И это, видимо, так.
Люди потенциально рождаются примерно с одинаковой по вместимости душой. Но тут включается наследственный механизм: часть грехов предков переходит уже на ребенка. Часть в течение жизни он накапливает сам. Плюс различные от природы умственные (головные) способности. И в результате у одного человека душа остается целомудренною, а у другого под воздействием грехов и преобладающем развитии разума, душа черствеет, съеживается, уходит как бы в тень. Первый из двух более способен к восприятию духовных проявлений жизни, второй менее.
Из первых получаются верующие люди, из вторых — «знающие». Первый имеет в своей душе Бога, а второй только знает кое-что о внешнем материалистическом мире. Ибо знания о мире имеют ограниченный, гипотетический, и всегда временный характер, а Бог абсолютен и вечен.
Осуждение
Человек тем более осуждает других, чем больше он унывает и отчаивается, а отчаивается он тогда, когда в нем самом умножаются грехи. «Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов» (прп.Иоанн Лествичник).
Народная культура
Помимо Церкви у нас ведь была еще народная культура: песни, былины, сказки, сказания, пословицы, поговорки, загадки, танцы, обряды… - все то, что составляло душу народа и чем народная душа жила в промежутках между молитв и календарных постов — говений. Сейчас это все практически уничтожено, а остатки стремительно коммерциализируются… Образовавшуюся пустоту заполнила чуждая духу народа привнесенная извне масс-культура, имеющая к тому же чисто бесовскую направленность и наполненность.
Прибежище — Православие
Плотскому человеку остается либо примириться с существующим миропорядком и жить по его законам, либо сойти с ума. Единственное прибежище, где человек еще может сохранить себя и спастись — есть Православие.
«Яко посреди хожду сетей многих…»
Негативное влияние современного внешнего мира на душу человека можно избежать только одним способом — совершенно отключившись от него: от суеты и забесовленности современного города, от ТВ, светского радио, пр. источников информации. Очевидно, что, живя в миру, невозможно избежать контактов с внешним миром («лежащим во зле»), но все же необходимо всеми способами сводить их к минимуму.
Жить бы да жить…
Все хотят жить… Но не у всех получается, потому что некоторые хотят жить лучше других… В этом все дело.
Закон Божий для всех. Но люди пренебрегли им и начали придумывать законы, удобные для себя. Причем законодателями почти всегда выступают те, кто уже имеет власть или неправедно нажитое богатства (или и то, и то сразу). Понятно, что, забыв или сознательно похерив закон Божий, они никогда не обидят себя.
И только власть, которая от Бога — власть монарха, помазанника Божия — устроена с учетом того, что есть Закон высший — Божий Закон.
(Продолжение следует)
http://rusk.ru/st.php?idar=110427
|