Новый Петербургъ | 24.07.2006 |
Блистательная актриса, депутат Госдумы РФ, профессор, выдающийся деятель российской культуры, обаятельная женщина, душевный человек и мудрый политик. Все это она — Елена Григорьевна Драпеко. Именно с этой легендой отечественного кинематографа мне и посчастливилось побеседовать о делах насущных и глубоко философских.
— Елена Григорьевна, скажите, пожалуйста, каково человеку искусства находиться в достаточно жестком и ограниченном формальными условностями мире политики?
— Это две разные жизни. Артистка я на сцене, на съемочной площадке. В обычной жизни я политик и руководитель. И в этой сфере моей деятельности я использую и логическое мышление, и умение выстраивать приоритеты. То есть веду тот образ жизни, который артистам не свойствен.
— Чем схожи и чем кардинально отличаются политическая и театральная, кинематографическая среды?
— Ни для кого не секрет, что у артистов как творческих людей прекрасно развито ассоциативное мышление. И это качество способствует совершенно другому приспособлению и функционированию в жизни этих людей. В политике же необходимо обладать логическим мышлением, понимать причинно-следственные связи, хорошо знать устройство государственной машины. И мне так повезло, что у меня творческое и комбинаторное мышление развито примерно на одном уровне. Как я уже сказала, во мне много лет уживаются две натуры: артистки и политика. Объединяет же две эти ипостаси публичность. Я понимаю, что в каждой из упомянутых сфер деятельности мои слова будут услышаны, переданы.
— Какие качества характера наиболее полезны и доминируют в той и другой области?
— Прежде всего, это умение читать людей. Например, для того, чтобы кого-то сыграть, артист изучает натуру, мотивации и поведение своего персонажа. В свою очередь, политика — это умение договариваться. Поэтому для политического деятеля подобное качество крайне полезно, для того чтобы понять, насколько серьезен и правдив его собеседник.
— Много ли среди политиков — людей искусства? Что их присутствие дает искусству и политике ?
— Видите ли, в чистом виде политиков — не так много. Могу привести в пример С.С.Говорухина. Как режиссер он блестяще организует рабочий процесс, объединяя людей для решения конкретных проблем и вопросов. Также могу сказать, что в отличие от людей, пришедших в политику из других областей, творческие личности чаще всего придумывают совершенно нестандартные пути и решения в тех случаях, когда логические методы не помогают. Помимо этого, такие руководители владеют даром убеждения. И в этом — их сила.
— В чем разница между мужским и женским подходом к решению проблем и нужд людей — понятно. А какой из этих подходов, на Ваш взгляд, целесообразнее: формальный и схематично продуманный или более гуманный, но не всегда подходящий под четкие рамки и шаблоны ?
— Вообще-то, я не понимаю саму формулировку разделения подходов к работе на женский и мужской. С моей точки зрения, женщина и мужчина различаются гораздо менее значительно, чем многие полагают. Просто женщины менее конфликтны и более склонны к компромиссу. Они реже прибегают к силовым методам, предпочитая им длительные переговоры.
— Как Вы считаете, достаточно ли сейчас молодежи, заинтересованной в искусстве больше, чем в саморекламе и прибыли от нее, для того, чтобы российское искусство со временем достигло духовных высот искусства советского?
— Дело в том, что в советское время действовал социальный заказ на духовное искусство. Сейчас преобладает соцзаказ на развлечение. Но, несмотря на это, сегодня именно среди молодого поколения начинается спонтанный поиск духовных начал в обществе. Этот процесс заложен в человеке природой. То, что раньше представляло собой «магистральное» направление, сегодня стало андеграундом. И поэтому не благодаря, а вопреки существующему заказу и коммерциализации, молодежь, опираясь на мифы и идеалы прошлого, ищет выход из среды искаженных ценностей.
— По Вашему мнению, существует ли как таковой формат и неформат, или это миф, созданный для манипуляции большей частью населения и все большего лишения какой-либо осмысленности искусства в целом? Ведь все люди разные, и подгон общества под единый образ бессмысленности и необдуманности со временем приведет к подобному опустошению не только в разуме, но и в душе российского гражданина?
— Конечно, это миф. В качестве подтверждения можно взять опять-таки фильмы Говорухина. Его работы были великолепно восприняты публикой. Но на сегодняшний день эти фильмы — «неформат» для официального искусства, и они с трудом выходят на экраны из-за отсутствия рекламы. Пробиваться таким росткам трудно, однако потребность в них у народа чрезвычайно велика.
— Если обратиться к наглядным примерам, то можно отметить следующее. На концерты Аллы Борисовны Пугачевой приходит много молодежи. Как Вы считаете, каким образом таким легендам, как А.Б., удается так долго оставаться, так сказать, в формате? Оказывают ли подобные примеры достаточно мощное воздействие на разрушение надутых форматов, и установление форматов правильных, настоящих, высокодуховных и приближенных к вечным?
— К сожалению, этого не достаточно. На концерты таких легендарных исполнителей молодежь приходит, но по телевидению показывают крайне мало их сольных концертов и клипов. Однако творчество талантливых, гениальных артистов в любом случае сопутствует жизни и помогает раскрыть душу практически каждому человеку, если эта душа, конечно, имеется.
— Какой вид искусства, по Вашему мнению, сейчас наиболее востребован, а какой наиболее осмыслен, то есть не утратил подлинности и свободы?
— Самым настоящим и первичным из всех искусств во все времена была и есть сейчас литература. Этот вид искусства является основой практически всех остальных жанров. Литература — это философия поколения, народа. А востребовано сегодня совсем другое, зрелищное искусство, которое не требует никакого духовного напряжения. Если литература заставляет думать, соглашаться или возражать, сравнивать, то зрелищные виды искусства выдают человеку вариант решения в готовом виде.
— Очень интересно узнать Вашу оценку современного телевидения. Невозможно закрыть глаза на то насилие, которым переполнены телевизионные показы. Значит ли это, что на российском телевидении рынок победил нравственность?
— Цитируя классика, можно заметить, что «театр — это не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Современное телевидение показывает зрителю некую виртуальную страну, отличную от той, в которой мы живем. Иногда такое искажение реальности демонстрируется талантливо и ярко. Но это не разговор с людьми о главных вещах.
— Как Вы относитесь к сериалам и реалити-шоу, плотно вошедшим в телевизионный кругозор современного телезрителя?
— Это совершенная подстава. Я сама участвовала в нескольких ток-шоу, на которых третьесортных неизвестных артистов выдавали за живых людей с подлинными историями. Так что задача таких передач только одна — отвлечение от реальных жизненных проблем.
— Касательно качественной составляющей искусства, выражу мнение большинства, если скажу, что-то, что раньше почетно именовалось династией, на сегодняшний день носит презрительное название — блат. И от этого искусство, несомненно, теряет в качестве. Что, на Ваш взгляд, повлияло на такую расстановку приоритетов?
— Эта беда жила всегда. Например, в бизнесе при расстановке кадров играет большую роль семейственность или клановость. Поэтому талантливым людям очень трудно «пробиться». И подобные примеры мне известны. Однако в прежние времена работали соответствующие инстанции, которые следили за тем, чтобы это явление не носило массовый характер и порицалось. А сегодня просто некому порицать такие беспорядки, поэтому они и процветают.
— Не менее актуальной является тема образования. Не секрет, что сейчас практически все образование полностью коммерциализировано. Благодаря своим способностям на данный период без частных занятий и взяток зачастую бесплатно нельзя поступить даже в детский сад. Поэтому представители молодого пласта общества и их родители обеспокоены тенденцией, ведущей к переходу всего образования на платную основу. Действительно ли существует подобная угроза?
— Мы видим, что идет сокращение бюджетных мест. И как раз на бесплатные места устраивают по блату. Впрочем, многое зависит от учебного заведения. Скажем, я работала в Гуманитарном университете профсоюзов, где это было категорически запрещено. В этом университете выделено 40 бесплатных мест, оплачиваемых непосредственно учреждением. И экзамены на эти места принимают не те преподаватели, которые экзаменуют абитуриентов на общих дисциплинах. Очевидно, что сама система образования требует реформирования. Но пока что высшая школа — это часть коррумпированного общества. Поэтому для искоренения подкупа в институтах с взятками надо бороться и в остальных сферах жизни.
— Одним из положительных аспектов западной организации шоу-бизнеса является безукоризненная правовая защита авторских прав. Далеким для России идеалом в данном вопросе является, например, Швеция. Почему в России законодательная база для защиты авторских прав настолько слаба, что воровство, плагиат и пиратство процветают масштабнее самого искусства? Планируются ли в ближайшем будущем какие-либо улучшения данного положения?
— В свое время в России был создан очень хороший закон об авторском праве. А вот соблюдать его некому. Даже российское авторское общество отказалось защищать права исполнителей. На Западе работают целые структуры, включая профсоюзы, которые следят за исполнением этих прав. А у нас подобной структуры нет. Государство отказывается вставать на защиту прав, а исполнители, являясь творческими людьми, в силу отсутствия организационного ресурса, не могут создать надлежащие организации. Правда, сейчас начинают появляться похожие объединения, которые собираются защищать права исполнителей. Но наша страна огромна, и невозможно обязать каждого владельца каждого кафе платить определенную сумму за использование конкретной песни. Поэтому такие организации пока что функционируют слабо.
— На мой взгляд, профессионализм и талант — разные вещи. Может ли, на Ваш взгляд, злой человек быть талантлив? Ведь творчество неотделимо от создателя, и нужно ли будет такое творчество людям?
— С одной стороны, вполне может. Достаточно лишь вспомнить историю Моцарта и Сальери. С другой стороны, если этот человек является автором своих произведений, тогда сочетание злобы и таланта может принести людям много вреда.
— Предлагаю в завершение нашей беседы обратиться непосредственно к вашей личности, жизни и воззрениям. Скажите, пожалуйста, верите ли Вы в судьбу?
— Да, верю. В моей жизни были не поддающиеся объяснению, потусторонние случаи. Бывает, что ты не ожидаешь ничего хорошего, а судьба тебе вдруг преподносит неожиданный подарок. Однако так же внезапно на человека может обрушиться и беда. Поэтому нужно быть готовым к этим переменам. Например, когда меня взяли сниматься в «А зори здесь тихие», это было сродни миллионному выигрышу. Но вот дальше нужно понять, что это не твоя заслуга, и ты должен оправдать такой подарок судьбы. Или, когда на тебя обрушиваются неприятности, нужно научиться держать удар, выждать, перетерпеть и искать выход. Я точно знаю, что если судьба закрывает перед тобой дверь, то она обязательно сбоку откроет другую. Просто надо ее увидеть, изменить себя и начать все сначала.
— Как Вы проводите редкие свободные от работы часы отдыха?
— У меня есть дача в Ленинградской области, которую я чрезвычайно редко навещаю. Но когда туда выбираюсь, очень люблю сажать цветочки, копать, забивать гвозди. Хотя не знаю, когда я буду жить на этой даче (смеется).
- Чем занимается Ваша дочь? Имеет ли они какое-либо отношение к искусству в виде профессии или увлечения ?
— Настя журналистка, окончила университет с красным дипломом. В школе она играла в театре, получала призы. Но в артистки я ее не пустила. В дальнейшем в течение учебы в институте она активно участвовала в КВН. По природе Настя — очень организованный человек, руководитель. Поэтому я надеюсь, что она будет успешно работать редактором на телевидении.
— Какие из тех законопроектов, которые были разработаны лично Вами, удалось реализовать наиболее полно, и какие из них вызвали наибольшие трудности в процессе работы над ними?
— Легких законов у меня еще не было. Самый большой из законов, подписанных президентом и ныне действующих — это закон «Об охране памятников истории культуры». В этом законе — 69 глав и несметное количество статей. Его создавало много лет большое количество людей. Я была руководителем рабочей группы на том этапе, когда данный закон принимали. Он «пробивался» через Госдуму в течение 10 лет. И мне удалось согласовать позиции противоборствующих сторон и выйти на консолидированный вариант закона. В прошлом году президент подписал закон «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». Это тоже был очень «горячий» закон. В данном случае я смогла договориться с Советом Федерации и с Комиссией при Правительстве РФ по русскому языку для принятия закона. Сейчас в развитие этого закона мы вносим поправки во все остальное законодательство. На данный момент подготовлено более 1000 поправок в Трудовой кодекс, две из которых разработаны мной и касаются особенностей работы творческих работников. В целом на сегодняшний день я веду около десяти законов.
— Каким Вы видите путь развития нашего государства, и искусства в частности, и каким хотелось бы его видеть?
— Россия стоит на перепутье: чем станет страна и народ через 10 лет? Существует два варианта. Следуя первому из них, страна превратится в слаборазвитую страну с управлением латиноамериканского типа. В данном случае рыночная экономика не будет обременена социальной ответственностью. Пойдя по второму пути, Россия примет европейский вариант развития, при котором рыночная экономика возьмет на себя большие социальные обязательства перед своими гражданами. И мы — именно за такой вариант социального государства. Говоря «мы», я имею в виду партию «Патриоты России», в политсовет которой я вхожу. Это новая партия, объединившая левых от коммунистов, которые ушли от Зюганова, до левого центра, представленного партией «СЛОН», «Партией труда», и «Евразийской партией». И наша партия выступает за социальную Россию, за сильное государство.
— Благодарю Вас за приятную беседу, оптимизм и большой вклад в судьбу Российского государства и жизнь российских граждан. Удачи Вам и терпения в Вашем нелегком, но правильном деле.
Дарья АНДРУЩЕНКО
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», N27(791), 13.07.2006 г.