Русская линия
Русская линияСвященник Андрей Горбунов22.07.2006 

Экранократия

Согласно Апокалипсису, в последние времена люди будут поклоняться иконе (образу) зверя, которой будет дан «дух», вследствие чего она будет говорить и действовать (см. Откр. 13, 14−15). Для многих внимательных христиан сегодня очевидно, что Священное Писание говорит о современном глобальном идоле под названием «Экран», что библейский образ говорящей и действующей иконы зверя указывает на телевидение, на видео- и компьютерную технику, а в более широком смысле — и на все современные средства массовой информации, а также на такие явления, как всеобщая компьютеризация и «виртуализация» жизни.

Слово «Экран» мы пишем с прописной буквы не из уважения к этому явлению, но чтобы обозначить место Экрана как идола для многих людей, вытеснившего из их жизни Бога. Политолог А. Новиков назвал Экран «драконом» (т. е. зверем — чудовищем — бестией). Он задает вопрос: «Станет ли ТВ новой религией, новой идеологией — драконом будущего? То, что мы видим сейчас, есть лишь чешуи этого грядущего дракона. Мы весело играем ими, катаемся на компьютерных горках виртуальной реальности, не сознавая размеров этого чудовища, не видя его лика, не ведая его предназначения».

Экран (видео-, теле- и компьютерный) — это целая система глобального воздействия на человеческие души. Что несет в себе эта система?

Во-первых, изменения в системе ценностей. Живое, непосредственное человеческое общение уступает место общению информационному, опосредованному — через Экран.

Во-вторых, Экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов трансформирует традиционную картину мира в иную, «виртуальную» реальность, погружая человека в особые измененные состояния сознания (ИСС). Можно сказать, что человек «экранируется» от реальной жизни.

В-третьих, Экран является орудием внедрения в сознание людей идеологии антихристова «нового мирового порядка».

Слово «икона» в переводе с греческого означает — вид, образ, изображение. Но ведь Экран — это и есть живое, т. е. имеющее «дух» (точнее — жизнь, как, например, в Библии на английском языке — life [1]) изображение, подвижная картинка [2], да еще и снабженная звуковым сопровождением — «говорящая». Экран — это изображение (образ) плюс звук, или, выражаясь по-современному, это инструмент передачи аудиовизуальной информации.

Канадский профессор Маршал Маклюэн, один из западных «властителей умов», в 1955 году выразил превосходство телевидения над старыми техническими средствами коммуникации в следующих словах: «Если печатание было механизацией искусства письма, то телефон был уже электрификацией самой речи, огромным шагом вперед по сравнению с телеграфом. Граммофон и кино были простой механизацией речи и жеста. Но радио и телевидение явились не просто электрификацией речи и жеста, а электрификацией всего диапазона выражения человеческой личности» [3].

Вот почему в Апокалипсисе сказано, что в образ зверя вложен «дух».


+ + +

Маршал Маклюэн сформулировал такой афоризм: «Средство информации и есть содержание информации» («The medium is the message»). То есть: не так важно, что именно передается по радио, телевидению и т. д., как важны сами эти средства информации, действующие на подсознание и сферу чувств.

В 1974 году в беседе с корреспондентом французского журнала «Реалите» раскаявшийся пророк электроакустического мира Маршал Маклюэн так говорил об опасности телевидения: «Я считаю, что телевидение постепенно, одно за другим уничтожает все учреждения, на которых основана наша цивилизация… Пришло время нам всем взбунтоваться и устранить телевизор из повседневной жизни. Давайте совершенно уничтожим его, ибо человечество не может жить в условиях постоянного возбуждения столь высокого уровня. Магическое очарование, которое на нас оказывает телевидение, вызвано его электромагнитной природой: прерывные электрические импульсы, излучения передатчика в виде световых пучков, каковые составляют образ, хотя между ними нет никакой связи; телеобраз подобен растру или мозаике, подобен сетке для волос, рыболовной сети, которые опутывают зрителей тончайшими ячейками. Но нас магнетизируют не излучения, а интервалы между ними, нас привлекает пустота между ячейками. Не зная этого, мы поглощены этими интервалами. Рыбы не замечают воду, в которой плавают, люди — воздуха, которым дышат. Телевидение — это самое сильное средство, которое больше всего „заражает“ людей… Мы очарованы пустотой… Прерывность передачи информации путем электромагнитных излучений держит нас в постоянном напряжении. Этим телеинформация полностью отличается от кино, где образы спаяны. Еще больше она отличается от печатного текста, который определил всю организацию нашей умственной деятельности, основанной на рационализме и абстракции».

Экран в ярких красках и заманчивых образах отражает и представляет зрителям «мир сей», который, по слову апостола, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), а также ложный мир демонических мечтаний. Ежедневно осуществляется самая настоящая бомбардировка человеческого сознания неистово мелькающими на Экране образами. Само слово «образ», употребленное в Апокалипсисе, достаточно определенно указывает на насаждаемую Экраном виртуальную реальность.

Еще в 1963 году телеобозреватель французского еженедельника «Экспресс» писал о телевидении: «Со времени открытия книгопечатания мысль двигалась, используя как точку опоры знаки, символы, буквы. Отныне она опирается главным образом на образ… Вопрос состоит в том, станет ли агрессивная сила этого образа, безконечное разматывание щупалец телепленки иссушать интеллектуальную сущность каждого и погружать народы в состояние пассивной восприимчивости».

Экран справедливо называют «жевательной резинкой для глаз» или «духовной жвачкой». Чтение, посещение музея или лекции — все эти традиционные формы культуры связаны в сознании людей с необходимостью совершить какое-то усилие. Чтобы смотреть дома на голубой экран, никакого усилия не требуется. Порабощенный, загипнотизированный экранопоклонник готов проглотить все что попало.

Современные люди все меньше читают и все больше времени проводят перед Экраном, который полностью захватывает их воображение, оказывает на них оглупляющее воздействие, создает для них мир искусственных ценностей. Потоки образов, ярких и насыщенных страстями, одновременно зрительных и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным. Все это подрывает способность людей трезво оценивать различные идеи.

В печатном тексте, который доминировал в человеческой культуре до появления Экрана, самым существенным является содержание текста. Решающее значение здесь имеют сами идеи, которые выражает автор, и те его чувства, которые он желает с читателем разделить. Когда же мы имеем дело с экранным образом, все меняется. Мгновенная передача образов, непосредственность свидетельства, эффект присутствия, подлинные сцены из жизни…

Все это приводит к тому, что образ поднимается над содержанием, становится сутью той или иной передачи, фильма и т. д. Образы в цвете, сопровождаемые звуком, вытесняют язык и знаки. Но за этими образами, конечно, стоят незримые дьявольские идеи, внедряемые в сознание зрителей. Именно при помощи образного языка через Экран осуществляется манипуляция сознанием огромных масс людей. Многие приемы воздействия на общественное сознание через Экран описаны в современных научных трудах [4].

Обо всем этом и предупреждает нас слово Божие, называя Экран звериным образом.


+ + +

О воздействии телевидения на человеческое общество тот же автор «Экспресса» говорил еще следующее: «Из телевизора можно сделать самое усовершенствованное орудие глупости, безумия, пытки, отупения, огрубления. Телевизор может стать идеальным орудием воспитания пассивности, для которого заокеанские социологи изобрели термин «видиот», составленный из слов «видео» и «идиот"… Никакие предосторожности не будут чрезмерными против опасности стандартизации умов… Обладая силой внушения, притягательной силой множества доброкачественных передач, можно построить необычайную машину управления человеческими душами, какая никогда не снилась никакому доктору Фаусту. Телевидение становится ключом к власти… Мыслимо ли оставлять подобное орудие в руках одного человека, одной заинтересованной группы, одной министерской команды?.. Действительно, в условиях «прямой» демократии безконтрольная монополия на телевидении связана с риском создания мало-помалу ситуаций, немыслимых в прошлом. Понемногу могла бы все более утверждаться тоталитарная система, хотя она продолжала бы пользоваться формами и лексиконом демократических учреждений… Или уж надо открыто подготовить новую конституцию, которую стоило бы назвать «телекратией»» («Экпресс», 1963 г.) [5].

Сейчас, когда мы имеем дело не только с телевизионным экраном, но также с видео- и компьютерным экраном, можно предложить несколько иной термин — «экранократия». Но за экранократией скрывается масоно- и жидократия, а еще глубже — демонократия, которая лукаво называется демократией.

Вот почему один немецкий политик современную систему власти назвал «телевизионной демократией». В германском парламенте, например, есть особые, специально выделенные депутатские кресла, которые, находясь впереди, чаще всего попадают в телевизионный объектив. Право занятия большей части этих «привилегированных» кресел принадлежит партии, набравшей на выборах большинство голосов.

Генеральный директор французской компании «Европа-I, Изображения и Звук» Луи Мерлен дал в своей книге «Все факты о телевидении» (Париж, 1964 г.) такое образное определение власти телевидения: «…Наряду с тремя классическими формами власти: исполнительной, законодательной и судебной — теперь появилась, без революции и без изменения какой-либо конституции, новая власть, которая господствует над всеми нами политически: телевидение… Возникает тревожный вопрос: в чьи руки попадет этот самый мощный политический рычаг из всех когда-либо существовавших? Если он окажется в частных руках, то не превратятся ли они в мощные щупальца власти (еврейских — Авт.) денег?».

Экран — величайшее средство убеждения масс, средство формирования взглядов людей в нужном для служителей зла направлении, а также самое сильное средство распространения дегенеративной «массовой культуры». Поэтому, с духовной точки зрения, Экран — это дьявольская машина управления человеческими душами.

Экран — это не только инструмент управления сознанием людей, но и орудие установления власти антихриста. Сегодня очевидно, что Экран для современного человека является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ мыслей и поведения, создающим «новую мораль» и систему ценностей. Иеромонах Серафим (Роуз) называл телевизор «главным проводником антихристианских идей и оценок».

«Телевидение — это бес, — говорит афонский старец Паисий. — Телевидение нанесло людям огромный вред. Особенно разрушительно оно воздействует на маленьких детей. Как-то ко мне в каливу пришел семилетний мальчик со своим отцом. Я видел, как устами ребенка вещал телевизионный бес, подобно тому, как бес говорит устами одержимых. Все равно как если бы младенец родился с зубами. Сегодня не часто видишь нормальных детей — дети превратились в чудовищ. Дети не работают головой, они просто повторяют то, что увидели и услышали. Таким вот образом с помощью телевидения некоторые («сионские мудрецы», стремящиеся к мировой власти. — Авт.) хотят оболванить мир. То есть по их замыслам остальные должны верить тому, что услышали по телевизору, и поступать в соответствии с этим».

Об этом же говорил известный специалист по обработке общественного мнения, профессор М. Чукас: «Цель телевидения — создание человека, совершенно лишенного способности разобраться в положении вещей, критически мыслить, человека, низведенного до самого низкого эмоционального состояния, когда он может действовать под влиянием только внешних, а потому искусственных, возбудителей и направляющих сил» [6].

Наряду с телевизионным экраном, мощным средством управления людьми и орудием их духовного убийства является, конечно, экран компьютерный. Вот как об этом рассуждает известный современный церковный автор священник Михаил Ходанов: «Компьютер — изобретение, по воздействию на цивилизацию равное открытию Америки, появлению колеса и пороха, газеты и ядерного оружия… Копирование процессов мысли, колоссальный объем памяти, скорость и точность операций, обратная аудио- и видеосвязь с другими пользователями, глобальные возможности доступа к самой разнообразной и разнородной информации из всех областей человеческой жизнедеятельности — все это атрибуты современного компьютера… Технические удобства, предоставляемые компьютером, невероятно быстро расслабляют и магически завораживают людей, особенно неискушенное молодое поколение, превращая их в функциональный придаток к «умной» технике и отучая творчески, самостоятельно мыслить. С другой стороны, индустрия развлечений, реализуемая ныне в огромном объеме через мультимедиа, все больше и больше порабощает себе человека с помощью того же компьютера — через порочный набор бьющих на нервы азартных игр, эротику, порнографию и другие греховные реалии нынешнего века. Феномен компьютера на сегодняшний день это удивительный технико-нравственный слепок с «века сего» (иными словами, как и телевизионный экран, компьютер — это образ «мiра сего». — Авт.)… При нынешнем кризисе нравственности и всеобщем торжестве порока на фоне углубляющейся апостасии (массового отступления мира от Триипостасного Бога Ветхого и Нового Завета) — компьютер, несомненно, может быть широко использован как разрушающее традиционную христианскую нравственность начало. В этом смысле он превратится в одно из могучих средств контроля со стороны государства (если оно станет идейно противохристианским и тоталитарным) над образом жизни и мыслей граждан. Внедренный (наподобие ТВ) в каждую семью компьютер может стать великолепным средством выработки «нужных» стереотипов поведения: лояльности, бездумной покорности, трансформации высоких духовных запросов в область исключительно чувственных греховных удовольствий; с помощью интерсети можно будет насаждать в пользователях требуемые социально-психологические, а также соответствующие идейно-политические и экономические установки, которые будут активно воздействовать через весь сложный комплекс задействованных программ» [7].


+ + +

Директор Национального музея истории и технологии Смитсоновского института в США Дэниэл Бурстин в своей статье «Телевидение. Оно изменило нас всех более глубоко, чем мы могли предположить», напечатанной в журнале «Лайф» в 1971 году, обвинил американское телевидение в том, что именно оно прежде всего «разбивает нацию на безликие, изолированные социальные островки» [8].


Действительно, с точки зрения общения между людьми Экран — это просто катастрофа. Экран обезличивает людей, насаждает в людях отчужденность, атомизирует человеческое общество. Эта звериная икона разрушает вечернюю беседу, отчуждает друг от друга людей, живущих в одном доме, семье, замуровывает каждого человека в маленькую личную башню. В те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются, уткнувшись в телевизор, который с полным основанием можно назвать электронным убийцей семьи.

Живое, личностное общение заменяется иллюзорными и мечтательными призраками и тенями Экрана. Потеря чувства живого человека ведет к утрате любви к нему и сострадания. Человек перестает рассматриваться как безценная личность, он превращается в объект, инструмент. Экран приучает не видеть (что близко к «ненавидеть») личность в другом человеке. Приучает и в реальной жизни смотреть на людей «со стороны», как на изображения, как на мертвую, безличную картинку, смотреть взглядом чужого, холодного, внешнего, безразличного наблюдателя. Священное Писание называет это «похотью очес» (1 Ин. 2, 16), а у святителя Феофана Затворника было свое выражение: «глазерство». Преподобный Силуан Афонский говорил, что даже «за один косой взгляд на ближнего человек теряет благодать», то есть теряет связь с Богом, отчуждается от Него.

Экран приучает не видеть личность не только в других, но и в себе. «Люди видят весь мир, не видя только самих себя, — говорил старец Паисий в беседе о вреде телевидения. — Не Бог уничтожает людей, нет, сейчас люди своим умом уничтожают себя сами».

Через Экран идет безпрецедентная манипуляция человеческим сознанием в направлении бесоподобия. Телевидение «освобождает» людей от всего человеческого, например, от солидарности и сострадания. Телепередачи типа «Слабого звена» культивируют в людях отчужденность, они направлены на сотворение «нового человека». Или — не совсем уже человека…

Обезчеловечение человека происходит, конечно, не только через телеэкран, но и через экран компьютерный. Специалисты утверждают, что увлечение компьютером ведет к искажению мышления человека. Он начинает мыслить не творчески, а технологически: мышление программируется, происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность — все то, что делает человека человеком.

В быстротекущем потоке информации современный человек теряет себя, размывается его духовная основа, а значит, понижается уровень личности. Воздействие Экрана на подсознание и манипулирование психикой страшно тем, что может лишить человека главнейшей основы личностного бытия — истинной свободы выбора. Не только на телеэкране, но и в радиоэфире, на страницах большинства газет и журналов господствует разрушительный для человеческой богоподобной личности дух нигилизма, безцельности, вседозволенности и шутовства.

Благодаря своей балаганной неистовости (безконечные «юморины», КВНы, шоу и другие виртуальные «развлечения»), Экран выполняет функцию отвлечения людей от реальности. Экран делает душу человека склонной к подражанию и к эмоциональной включенности в ситуацию. Человек, привыкая переживать психические состояния персонажей, в результате сам начинает «играть в жизнь», как артист на сцене. Экран учит человека казаться тем, чем он не является на самом деле, лгать и притворяться. Эта игра — антитеза жизни, как ложь — антитеза реальности.

«От психотронного воздействия телепрограмм, — сказано в книге «Духовные беседы и наставления старца Антония» (часть 1-я), — у человека уничтожается способность к собственному мышлению, осмысленному восприятию происходящих событий и, наконец, к формированию собственного мировоззрения. Мы начали с ущербности современного общения между людьми, так вот корни этой ущербности лежат именно в отсутствии индивидуального мышления и осмысления происходящего в соответствии с собственным мировоззрением».

Экран опустошает душу, наполняя ее отчужденностью. Способность человека к личному общению резко понижается или даже полностью утрачивается. Тогда человек становится телероботом.

Особенно остро все это чувствует верующий человек, имеющий представление о молитве, имеющий опыт богообщения. Вот почему, как говорил, например, преп. Амфилохий Почаевский (+ 1971), «после просмотра телевизионных программ человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, — по мнению старца, — только в осуждение» [9].

Религия — это общение с Богом. Экран убивает само сердце религии — молитву, мистическую беседу души с Богом. Загруженная, «забитая» потоком ярких образов душа не способна сосредоточиться на молитве. Молитва — центр духовной жизни. А человек выбрасывает свою душу из этого неподвижного центра на вращающийся круг страстных представлений.

Современная информационная среда, построенная на антидуховных, антихристианских принципах, в последние годы становится все более и более мощным фактором озверения людей. Устроители «нового мирового порядка» поставили перед собой задачу «не давать народам получать достоверную информацию, но лихорадочно продвигаться в своем духовном падении и достижении скотообразного состояния… до тех пор, пока не будет достигнуто сплошное одурманивание и деградация, особенно молодежи. Для этой цели, кроме наркотиков, используются театр, кинематограф, вульгарная пресса, телевидение и видео, которые служат средством развращения, отупения, одичания и пропаганды образа жизни без нравственных устоев и ограничений» (из книги «Накануне великого гонения на Церковь Христову», Афины, 1993).

Наглядным примером оскотинивания людей является программа «За стеклом» и другие подобные «шоу», как у нас в стране, так и за рубежом, когда миллионы людей «прилипают» к Экрану, обсуждают и смакуют, как отправляют свои животные потребности «герои застеколья».

Греческий монах Арсений Вянкофтис пишет о том, что икона зверя (Экран и виртуальная реальность) и звериное имя-начертание (электронная система идентификации и контроля), о которых говорится в 13-й главе Апокалипсиса, являются двумя главными и взаимодополняющими орудиями сил тьмы для достижения единой цели обезличивания людей: «Руководство массами для создания безличного «общества» происходит, главным образом, через средства массовой информации, рекламу и музыку. Зрительные и слуховые образы, сознательные и подсознательные, бомбардируют человека, приучая его к насилию, разврату и магическим обрядам — этим трем провозвестникам «Нового Века». Однако чтобы подчинение психики и манипулирование ею были полными, они должны сопровождаться финансовым контролем и наблюдением за образом мыслей. В том и состоит цель введения различных кредитных карточек, чтобы мы привыкли к запрограммированному образу жизни по законам электронной эпохи, вследствие чего мы легко примем и электронную карточку-удостоверение, а впоследствии, не замечая скрытого коварства, перейдем к печати на правой руке и на лбу, как к самой совершенной системе, потому что удостоверение может потеряться или быть украденным» [10].

Список упомянутых здесь «трех провозвестников Нового века» совпадает с перечислением наиболее выпуклых греховных черт апостасийного человечества в Апокалипсисе: «И не раскаялись они в убийствах своих (войны, культ насилия и жестокости, убийство внутриутробных младенцев, политические и другие убийства), ни в чародействах своих (колдовство всех видов — магия, оккультизм, астрология, экстрасенсорика, целительство и т. д.), ни в блудодеянии своем (культ нравственной распущенности и вседозволенности, содомские грехи и другие извращения), ни в воровстве своем (культ наживы)» (Откр. 9, 20−21). Как раз эти виды греха агрессивно насаждаются электронными средствами массовой информации.

Все сказанное выше об огромной губительной силе Экрана не может не привести духовного человека к выводу о том, что безразлично относиться к этому дьявольскому орудию нельзя. И надо сказать, что было бы весьма удивительно, если бы о таком мощном и масштабном механизме осквернения и погубления душ человеческих, каковым являются современные электронные СМИ, изображающие торжество греха, не было бы упомянуто в Апокалипсисе, — этой библейской книге о последних явлениях и событиях, имеющих совершиться перед кончиной мира, когда зло в человечестве достигает крайней степени.


СНОСКИ

1 — См.: Good News. Bible. Today’s English Version. — The Bible Societies, Collins, p. 315. Слово life переводится как «жизнь», «живость», «оживление». Синонимом слова life в английском языке является, между прочим, слово animation (анимация, оживление).
2 — Примечательно, что английское словосочетание motion picture (дословно — «подвижная картинка») означает — кинофильм (или просто — picture).
3 — Communication and the Communication Arts. New York, 1955, p. 109.
4 — См., напр.: Любимова А. Прагматическое использование образного языка как способ воздействия на общественное сознание в средствах массовой информации // Сборник тезисов Международной научной конференции «Ломоносов — 2004». М.: МГУ им. М. В. Ломоносова.
5 — Цит. по: Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., 1981. С. 185−186.
6 — Цит. по: Стрельников Р.В. В плену у телеспрута. М., 1985.
7 — Свящ. Михаил Ходанов. Вернемся ли мы к Богу? М., 1998.
8 — Boorstin D. Television. More deeply than we suspect, it has changed all of us. — Life, 1971, August, p. 39.
9 — Преподобный Амфилохий Почаевский: житие и поучения. Почаев, 2003. С. 30.
10 — Цит. по: Православная Церковь о номерах, электронных паспортах и новом мировом порядке. М.: Изд-во «Библиотека «Сербского Креста», 2003. С. 21.


http://rusk.ru/st.php?idar=110409

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru