Русская линия | 18.07.2006 |
Для участия были приглашены представители законодательной и исполнительной властей, Русской Православной Церкви, врачи, педагоги, экономисты и петербургские производители игрушек .
В дискуссии приняли участие:
Наталия Леонидовна Евдокимова, депутат Законодательного Собрания СПб, председатель постоянной Комиссии по социальным вопросам;
Светлана Александровна Колесникова, начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения «Территориального управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербург» Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Протоиерей Михаил Петропавловский, представитель отдела религиозного образования Санкт-Петербургской епархии;
Дмитрий Андреевич Прокофьев, экономист, маркетолог, преподаватель Международного Банковского института, директор консалтинговой компании «Прокофьев и партнеры»;
Валерий Евгеньевич Ковширов, директор ООО «Монтессори-Питер»;
Виктор Николаевич Петринский , генеральный директор ООО «Аист».
Своим видением проблемы с собравшимися поделились также:
Игорь Владимирович Лысенко, советник Председателя Совета Федерации С.М.Миронова;
Людмила Владимировна Лялина, начальник отдела эпидемиологии НИИ им. Пастера;
Ирина Викторовна Казанцева, руководитель ресурсного центра Академии последипломного педагогического образования;
Светлана Владимировна Берман, директор некоммерческого партнерства ответственного родительства и др.
Говоря об усилении контроля за производством и реализацией детских игр и игрушек, С.А.Колесникова отметила, что основные нарушения требований законодательства связаны с отсутствием санитарно-эпидемиологических заключений и информации о потребительских свойствах товара. Так, в 2005 году лабораторно было исследовано 349 образцов игрушек из полимерных и синтетических материалов на санитарно-химические показатели. Из них 76 образцов (22%) не отвечали требованиям действующих нормативов.
«К июлю 2006 года проведена экспертиза более 100 образцов игрушек на органолептические, санитарно-химические и токсикологические показатели. Отклонений от действующих нормативов не выявлено» — подчеркнула С.А. Колесникова.
Некоторые из заявленных участников мероприятия по объективным причинам не смогли прийти, поэтому круглый стол пошел по незапланированному организаторами и оговоренному с участниками дискуссии плану. Нештатная ситуация привела к тому, что в процессе дискуссии вскрылись действительно серьезные проблемы и разразился настоящий скандал.
Казалось бы безобидная тема! Разговор касался игрушек, которые либо развивают и социализируют детей, в том числе детей с замедленным развитием (обучающие игры, специальные программы, экологически чистые и безопасные, с точки зрения материалов, из которых они произведены), либо, наоборот, приводят к непоправимым последствиям — поощряют агрессивность, эгоизм, апатию и уход в виртуальный мир (компьютерные игры, монстры и негативные герои иностранных мультфильмов). Вроде бы все очевидно, что могло послужить поводом к спору?
Сначала были приведены экономические данные емкости мирового рынка игрушек и ничтожной доле в нем российских производителей, о подавляющем присутствии на российском рынке китайских игрушек — до 70%, в то время как отечественные игрушки в России занимают не более 10%. Ситуация заставляет задуматься… Низкая конкурентоспособность? Неумение работать с потребителем? Или отсутствие какой-либо поддержки со стороны нашего государства приводит к таким результатам? В Китае 12 лет Правительство стимулировало производство игрушек. Это выражалось в предоставлении всевозможных льгот, в плоть до 100%-ного дотирования затрат на исходные материалы. Логично, что сегодня 60−70% составляют именно китайские игрушки.
Невозможно оставить без внимания пассаж председателя постоянной комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.Л.Евдокимовой о том, что не стоит даже стараться использовать государство для продвижения собственной продукции. Есть рынок, есть конкуренция, не можете продвинуть себя — значит, плохо работаете.
Да, действительно, наверное, плохо работает петербургский производитель игрушек из дерева ООО «Аист», инвалидная организация, которую, как и другие подобные, перед празднованием 300-летия Петербурга, ЗакС лишил льгот на аренду. Социально-значимая организация уже через несколько месяцев вынуждена была оставить без работы 25 инвалидов, которые были заняты на производстве.
Сегодня, когда аренда площади стала и вовсе неподъемной, стоит вопрос о закрытии предприятии. Компания «Аист» пришла на круглый стол именно для того, чтобы встретиться с представителем ЗакСа, отвечающим за решение социальных вопросов. Вместо возможности вести дискуссию они получили обвинение в использовании круглого стола не по назначению и занятии саморекламой.
Аналогичное обвинение было адресовано ООО «Монтессори-Питер», фирмы, представляющей систему Монтессори. Это всемирно признанная педагогическая методика по развитию детей дошкольного и школьного возраста, разработанная более 100 лет назад, которая успешно применяется во многих странах мира по сей день.
СПбГПУ им. Герцена ежегодно проводит курсы по подготовке специалистов в области Монтессори-педагогики для слушателей из разных регионов России, в том числе и из Петербурга. Кроме того, в настоящее время возник повышенный интерес к Монтессори-педагогике и со стороны дошкольных образовательных учреждений, особенно, вновь образующихся по всей России детских реабилитационных центров. Но закупить комплекты развивающих игр детские дошкольные учреждения нашего города часто не в состоянии из-за высокой их стоимости. Поэтому петербургские производители и предложили ввести госзаказ на обеспечение развивающими игрушками детские учреждения города.
«Монтессори-Питер» — единственная компания на территории европейской части России, которая производит детские развивающие игры и пособия для детей дошкольного и школьного возраста по системе Монтессори. Феномен этой методики заключается в том, что пособия, помогающие развиваться обычным ребятишкам, для детей с проблемами в развитии становятся просто незаменимыми. Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма, чтения и математических способностей.
Продукция изготавливается из натуральных экологически чистых материалов: фанеры, массива бука, березы, сосны. Игры и пособия обрабатываются импортными материалами и красками, прошедшими гигиенический контроль в России и разрешенными для производства игрушек.
Журналистка старейшего петербургского издания для детей «Пять углов» заявила, что вообще не видит информационного повода, по которому собрались здесь все эти люди. Где трагедия, где катастрофа? Непонятно: детское издание требует «жареных» фактов?
Получается, что мы должны собираться и обсуждать проблему, когда произойдет непоправимое? Или мы должны слушать, как четко, складно и красиво рапортуют нам власти об их результативной работе?
Официальное лицо Законодательного органа Санкт-Петербурга кинуло обвинение всем собравшимся участникам круглого стола — производителям игрушек, Церкви, представителю Совета Федерации РФ — и покинуло заседание, не дав возможности ответить, когда тема коснулась действительно нерешенной, реально существующей проблемы.
И, тем не менее, другие участники круглого стола высказали общее мнение о том, что такие встречи нужны, чтобы оценить ситуацию, в которой находятся дети России. Ведь оттого, в какие игрушки они сегодня играют, зависит, в обществе каких людей мы будем жить через 15−20 лет.
Л.В.Лялина, начальник отдела эпидемиологии НИИ им. Пастера, выступила в поддержку круглого стола и сказала, что очень рада, что эта тема, наконец, начинает интересовать журналистов. Она с удовольствием будет принимать участие в подобных мероприятиях и впредь, чтобы формировать в обществе адекватное понимание важности обеспечения наших детей качественными безопасными игрушками.
С.В.Рычкова, ведущий специалист Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, подчеркнула, что знаковым является тот факт, что сегодня заинтересованные люди собрались не потому, что кого-то ограбили, изнасиловали или убили, а потому, что захотели сформулировать предложения создать государственные программы поддержки детства, в частности, поддержки отечественного производителя экологически безопасных развивающих игрушек.
Производители Барби, по ее мнению, сделали тонкую психологическую ставку на воспитание поколения людей, которые мыслят категориями потребления (эту куклу нужно одевать, обставлять ее дом, покупать ей машину; что воспитывает стремление иметь больше, лучше, по-другому — все как в жизни). Но образ этой «всемирно известной красавицы» негативно влияет на детей. Потому что 6 из 10 девочек к моменту полового созревания имеют дефицит веса, стремясь соответствовать стандартам куклы, что не позволяет организму нормально формироваться. А это негативно влияет на детородную функцию.
Вот и прямая связь демографического кризиса и производства игрушек, которая была непонятна г-же Евдокимовой.
И.В.Лысенко, советник Председателя Совета Федерации РФ Миронова С.М., заявил, что проблемой обеспечения детей России качественными игрушками пресса пока не интересуется. И этот круглый стол — возможность донести до журналистов суть происходящего в этой области.
Информационный повод не в разовом мероприятии, а в сложившейся ситуации, которую нужно переломить. И без помощи СМИ не сформировать ответственное государственное обеспечение детей России высококачественными безопасными, полезными игрушками. «К сожалению, — заметил И.В.Лысенко, — эти идеи зреют не в светлых головах законодателей, а в обществе. И донести их до нашей власти без широкого освещения в СМИ невозможно».
И.В.Лысенко подчеркнул, что ответственный подход состоит в том, что сегодня за круглым столом собрались и представители власти, и врачи, и педагоги, и экономисты, и представители Церкви, и журналисты, и петербургские производители игрушек. Обвинение в адрес производителей о том, что они используют круглый стол в целях саморекламы некорректно хотя бы по той причине, что без производителей картина была бы неполной.
А производителям всего-то и надо было — удостовериться, что их деятельность государству необходима.
К сожалению, во время разговора за круглым столом, законодательная власть Петербурга дала однозначный ответ производителям детских игрушек.
Д.А.Прокофьев привел статистику: в России на долю отечественных игрушек приходится около 10%, порядка 70% занимают игрушки китайского производства. Существенно меньше — 20% - приходится на европейские — из Польши, Германии и Испании.
По оценкам участников рынка, объем продаж детских товаров в России составляет около 6 млрд долл., из них 1,3 млрд долл. приходится на Москву. В мировом масштабе емкость рынка составляет 90−100 млрд долл.
Одна из самых скандальных игрушек современности — Барби, по мнению Д.А.Прокофьева, плохому не учит: «По крайней мере, в ее мире отсутствуют агрессия и насилие. „Неправильные“ установки в гораздо большей степени формируются родителями, а не куклами. Надо понимать, что даже самая хорошая игрушка не компенсирует родительских ошибок, но может помочь родителям в правильном воспитании детей».
Если производители плюшевых игрушек в основном не могут конкурировать с иностранными поставщиками, то фирмы, производящие развивающие игры, основанные на инновациях, не только смогут выжить, но и расширят свой сбыт.
О важности роли государства в развитии этой сферы говорили другие участники круглого стола. ООО «Аист» производит детские игрушки по новейшим разработкам, используя только дерево. Их продукция не только игрушки, но и детские качели, тренажеры — элементарный набор предметов, необходимый каждому дошкольному учреждению. Основной состав работников — инвалиды. Но, несмотря на высокую социальную значимость, предприятие в 2003 году было лишено налоговых льгот и льгот на аренду. Кроме того, ООО «Аист» испытывает недостаток в покупателях, потому что родители предпочитают модную игрушку игрушке «здоровой». Имеется в виду не только экологичность, но и нравственная составляющая.
По мнению представителя Русской Православной Церкви отца Михаила Петропавловского, отечественные игрушки чаще нравственно нейтральны, если они не дублируют западные аналоги, которые мы повторяем гораздо хуже. Поэтому отечественным производителям необходимо вернуться к нашим традициям, изучить и использовать старинный русский опыт и прилагать усилия для его популяризации (заказывать книги, мультфильмы, сочинять стихи, считалки).
Например, незаслуженно забыты массовые игры. Атрибутику таких игр сегодня имеет смысл изготавливать красиво, эстетично, фабричным способом. «Лапта, казаки-разбойники, городки, ориентирование на местности, поиск клада — вот далеко не полный перечень детских игр. Важно их осовременить, а некоторые из них могут способствовать патриотическому, физическому воспитанию детей, выработке жизненных навыков и ловкости», — говорит протоиерей Михаил Петропавловский.
Особые опасения отец Михаил выразил относительно компьютерных игр, в процессе которых ребенок не получает никаких ценных навыков.
Несмотря на то, что ребенок подвергается воздействию общества и школы, где сегодня царит дух индивидуализма, эгоизма, потребительского отношения к людям и вещам (в том числе игрушкам), основная ответственность за его воспитание лежит на родителях. Именно они воспитывают отношение ребенка к игрушкам, выбирают, с чем он играет, и что ему дарят. Задача Правительства и государства — следить за совершенствованием технологических процессов и материалов, строить экономическую политику в условиях налогообложения и изменения рынка. Производители же должны чувствовать свою ответственность потому, что именно их игрушка может стать любимой. А любимая игрушка запоминается на всю оставшуюся жизнь. Именно ее облик согревает или искажает душу человека.
По материалам агентства «ФОРМУЛА ТАНДЕМ»
http://rusk.ru/st.php?idar=110396
|