Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков18.07.2006 

«Здесь положена жизнь»
11 июля 2006 года скончалась схимонахиня Серафима (Буряева)

15 июля братия мужского Успенско-Казанского монастыря села Кузнецово и сестры женской монашеской общины деревни Дворишки (подворье Успенско-Казанского монастыря) Ивановской епархии провожали в последний путь свою наставницу — схимонахиню Серафиму (Буряеву), долгие годы ухаживавшую за схимонахом Симоном (Ширяевым), духовником обителей.

После Божественной литургии и отпевания, совершенного в Казанском храме монастыря игуменом Викторином (Кривоноговым) в сослужении священноиноков по благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия (Щурова), архиепископа Ивановского и Кинешемского, тело матушки было погребено на монастырском кладбище в с.Кузнецово. По благословению духовника обители схимонаха Симона всем присутствующим по старинному православному обычаю были розданы книги (Псалтырь, Библия, Новый Завет, Творения Св. Отцов) для молитвенного поминовения почившей рабы Христовой.

Схимонахиня Серафима (Буряева) скончалась 11 июля 2006 г. в день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», чудо о которой связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина — восстановителя иконопочитания.

Подвиг всей ее жизни был связан со схимонахом Симоном (Ширяевым), вместе с которым она прошла не одну тысячу православных храмов по всей Руси, поскольку помогала исполнять ему его редкий обет — поклониться всем иконам Матери Божией на земле.

Высота этого подвига матушки будет понятна, если сказать, что о. Симон — инвалид 1 группы, больной детским церебральным параличом и может передвигаться только с помощью окружающих, на колясочке. Матушка ревностно следила за здоровьем отца Симона, подчас не допуская к нему тех из многочисленных посетителей старца, которые обращались к нему из праздного любопытства, не ценя здоровье и силы больного человека. Таким образом, матушка исполняла то классическое послушание сестры милосердия, в котором главное — это «вычленить подлинно страждущего из окружающей действительности», не обращая внимания на лживые «охи и ахи». Закаленная многолетним опытом странствия с о. Симоном, матушка очень точно разбиралась в людях и всегда допускала к старцу тех, кто действительно шел к нему со своей скорбью и болью.

Схимонахиня Серафима (в миру Анна Буряева) родилась в 1931 г. в верующей крестьянской семье в Меленсковском районе Владимирской области. Она происходила из той коренной уходящей России, которая донесла до нас огонь живой веры православной, подлинно церковный быт во всех его мелочах и проявлениях. Семья Буряевых не раз принимала у себя странников, Божиих людей, причем матушка особенно тепло вспоминала, как сидела на руках у «деда Абрама» — одного из тех не явленных миру рабов Божиих, которыми стояла и стоит земля Русская, да и вся вселенная.

Уже в юности матушка отличалась ревностным, пламенным характером, почему, наверное, и заслужила схимнического пострига с именем преподобного Серафима Саровского (с греч. — «пламенный»). Так, на требование снять крест еще школьницей она как-то раз, встав к стенке, объявила: «Ну! расстреливайте меня! но крест я все равно не сниму!»

С такою же ревностью матушка приняла на себя и подвиги заботы об отце Симоне, ради которого оставила мир. Лучше всех о значении ее подвига сказал Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Ивановский и Кинешемский:

«Она увидела в страданиях о. Симона его тяжелое жизненное состояние и, оставив все, посвятила свою жизнь тому, чтобы за ним ухаживать и помогать ему. Вы знаете, как тяжело и сложно ухаживать за человеком болезненным — это самый большой подвиг. Все его немощи и страдания нужно переносить. Не надо говорить, что того, кто только молится в тишине, можно превозносить, что он великий подвижник. Абсолютно нет. Господь сказал в Евангелии, что нет выше любви, чем любовь к ближнему и большей награды тому через эту любовь, кто положит душу свою за други своя.Здесь, я вижу, — положена жизнь. Действительно, надо понять само состояние души матушки Серафимы, ведь в мирской жизни она могла бы работать на руководящих должностях и обладать многим, потому что разумения у нее на все хватает, но она все оставила. Для чего? Для того, чтобы пойти за крестным страданием отца Симона, который родился, пришел в этот мир болезненным и его путь — крестоносный, тяжелый путь. Его только надо понять и осмыслить внутренне. И матушка Серафима все это поняла, и осмыслила, и пошла за ним. Вы представьте себе: все, все оставила и пошла. Вот это-то и есть настоящий подвиг, что она пошла за отцом Симоном ради крестоношения. Все оставила ради этого больного человека». [1]

Эти проникновенные слова были произнесены Владыкой на праздновании 70-летнего юбилея схимонахини Серафимы 19 сентября 2001 г., поскольку встреча матушки Серафимы, а тогда Анны Буряевой с отцом Симоном, тогда монахом Серафимом, произошла в 1973 г. в храме Архангела Михаила г. Меленки Владимирской области именно в этот день, на престольном празднике Чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех 19 сентября.

В монашеском постриге в Жировицком монастыре Анне Буряевой было сохранено имя Анна, также как и отцу Симону в монашестве было сохранено его мирское имя — Серафим.

В марте 1992 г. на приходе в поселке Толпыгино Ивановской епархии Высокопреосвященнейший Владыка Амвросий, архиепископ Ивановский и Кинешемский, совершил над ним и его келейницей, монахиней Анной (Буряевой) схимнический постриг. Облачив их в великую схиму, Владыка дал монаху Серафиму новое имя — Симон, в честь св.блж.Симона Юрьевецкого (святой Ивановской епархии), а его келецнице — имя Серафима в честь Серафима Саровского и, таким образом, имя Серафим не было утрачено. На постриге присутствовал иеромонах Викторин (Кривоногов).

По благословению Владыки Амвросия иеромонах Викторин в мае 1992 г. был переведен на приход с. Кузнецово Шуйского района Ивановской области. Вместе с ним приехали и его духовные наставники — схимонах Симон и схимонахиня Серафима. С их приездом на приходе стала формироваться небольшая монашеская община, состоявшая из монахов и монахинь, послушников и послушниц. Постепенно прибывали и другие люди, чтобы остаться в этом приходе и жить благочестивой жизнью как одна большая семья. Помогал при этом пример подвижнической жизни схим. Симона, схим. Серафимы и иером.Викторина. Они также продолжали много паломничать по св. местам России и мира, связанным с чудотворными иконами Божией Матери. Так многие узнавали о существовании общины и приезжали на приход для духовных бесед, покаяния, исправления своей жизни в молитве, посте и послушании. Постепенно община росла, и весной 1998 г. Владыка счел нужным преобразовать ее в мужской монастырь. В 1999 г., указом Владыки от 26 января, женская часть общины была организована в «Женскую монашескую общину д. Дворишки — подворья Успенско-Казанского монастыря с. Кузнецово».

Обе общины находились под окормлением игумена Викторина, старцев схим. Симона и схим. Серафимы, все в них сделано их трудами и трудами Владыки Амвросия.

За свое служение на ниве церковной схимонахиня Серафима была удостоена наградами Русской Православной Церкви. Так, 19 сентября 1998 г., к 25-летнему юбилею совместной духовной деятельности схимонаха Симона и схимонахини Серафимы, Владыка Амвросий наградил матушку за труды в становлении и развитии монастыря наперсным золотым крестом. 23 мая 2000 г. Владыка благословил схимонахине Серафиме ношение креста-мощевика.

На отпевание матушки ее духовные чада и чада отца Симона съехались из разных концов России, и вся могила была буквально усыпана живыми цветами. Все время до погребения светило палящее июльское солнце, однако с первыми горстями земли, упавшими в свежевыкопанную могилу, ударил первых порыв ветра и, как только был установлен крест, пошел проливной дождь с громом и молнией. Так вся природа провожала, оплакивала подвижницу.
Сергей Чесноков, специально для Русской линии

1 — Выдержки из речей Владыки Амвросия (Щурова) взяты с диктофонной и видеозаписей от 19.09.2001 г., хранящихся в монастыре. Цит. по статье: Симеон (Ходыкин), иеросхимонах. Торжество в обители Пресвятой Богородицы в с. Кузнецово // «Инок». Православный листок Успенско-Казанского монастыря с. Кузнецово Ивановской епархии. — 2001. N 4. — С. 2.

http://rusk.ru/st.php?idar=110395

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика