Русская линия
Русская линия Артем Маркелов08.07.2006 

Путь к вятским сердцам
26 июня/9 июля — день Тихвинской иконы Божией Матери

Архиепископ Иона (Баранов) — второй Владыка на Вятской кафедре в 1675 — 1699 годах — сделал многое для того, чтобы вятчане стали подлинным народом Божиим («некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованы, а ныне помилованы» (1 Пет., 2, 10).

Важную роль в этом сыграла и Тихвинская икона Божией Матери. До своей епископской хиротонии Владыка Иона (Баранов) в 1668 — 1675 годах был в сане архимандрита настоятелем Тихвинского монастыря. [1] Когда о. Иона стал вятским епископом, он привез с собой список с Тихвинской иконы и соделал его духовным событием вятской истории.

ЦЕЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ


Почему же так было велико усердие к иконе и самого вятского Владыки и его паствы? Возможно, потому, что русичи 17-го века, в отличие от нас, имели более цельное, не «мозаичное» сознание. Они не были раздавлены шквалом всевозможной — и зачастую бесполезной — информации. И там, где для них с иконой всё ясно как Божий день — для нас нужны подробности, своеобразная расшифровка тогдашней исторической ситуации.

Итак, попытаемся разобраться. В 1660-х годах еще были свежи в народной памяти ужасы Смутного времени, и чудесное заступничество Богоматери во время напасти. Добавим: от Смуты время настоятельства о. Ионы (Баранова) в Тихвинской обители отделяло примерно столько же лет, сколько нас от Великой Отечественной войны.

Начнем с того, что почитание образа усилилось после явного заступничества Матери Божией, когда в 1613 году на Тихвинский монастырь напали шведы. Разозленные неприступностью обители, они хотели сравнять ее с землей. [2] В воспоминанье об отбитом нападении, о заступничестве Матери Божией в Тихвинской обители был установлен особый праздник под названием «Всемiрная радость», который торжественно отмечался 15 сентября. [3]

Когда 17 февраля 1617 года в деревне Столбово Швеция и Россия заключали мир, русские послы приехали на переговоры со списком Тихвинской иконы и молились перед ним. Согласно договору России были возвращены Новгород, Копорье, Орешек.

ПАМЯТЬ СВЯТОМУ МАКАРИЮ


В рамках этой темы лежит ответ на один несколько неожиданный, вопрос. Им нередко задаются неравнодушные к истории земляки: «Почему на Вятке почитали преп. Макария Желтоводского?»

Действительно, в честь этого святого освящались престолы вятских храмов (самым известным является Троицкий храм в с. Макарье близ областного центра), писались иконы. И все это широко, с размахом, с духовной силой. Возможно, ответ здесь такой. Имя преподобного Макария оказалось тесно связано с молодой царской династией Романовых. Чем же? Известно, что преп. Макарий был прославлен в начале 17-го века, в 1619 году. [4] Но его почитание на костромской земле началось задолго до канонизации. Именно в костромской Угрешский монастырь ехали на богомолье в конце 1612 года Марфа Ивановна со своим сыном Михаилом (будущим первым царем из Романовых). [5]

Почему именно сюда? Преп. Макарий был схвачен татарами и вскоре освобожден из плена. [6] Среди тогдашних русских святых он был единственный, у кого встречался в житии такой эпизод. И, скорее всего, уже тогда преподобного почитали как заступника пленных. Поэтому Михаил Феодорович и Марфа Иоанновна просили молитв святого Макария об освобождении их отца и мужа, Филарета Никитича, из польского плена. [7]

И когда это освобождение состоялось, когда Романовы возглавили мятущуюся страну, когда смута была укрощена мощнейшим усилием воли всего народа, имя свят. Макария стало особенно дорого русскому сердцу. Как отмечает современный костромской краевед Н.А.Зонтиков: «Вообще, в течение всего 17 века в костромском и нижегородском Поволжье, а особенно в бассейне Унжи, было построено немало храмов и храмовых приделов во имя преподобного Макария». [8]

На Вятке этот процесс был характерен с начала 18-го века (хотя тот же храм в с. Макарье был построен слободским священником Елисеем Кошурниковым в 1655 году — во исполнение обещания его родного отца, священника Митрофана). [9] Можно предположить, что свою роль сыграл именно Владыка Иона.

Потому что, думается, для Владыки бесследно не прошел такой эпизод из истории тихвинской обители. В 1623 году, накануне праздника явления иконы Богоматери, преп. Макарий Желтоводский явился тихвинскому юродивому Никите и возвестил: если монастырская братия не перестанет предаваться пагубным грехам, то на монастырь обрушится пожар. Никита рассказал об этом настоятелю, но над юродивым только посмеялись. Как и над иноком Макарием, которому было точно такое же видение. И в этот же самый день — 29 июня — загорелась одна из келий. Через несколько минут огонь охватил всю обитель. Деревянные строения сгорели полностью, а каменные треснули и частично провалились. Особенно страшен был момент, когда взорвались запасы пороха, хранившиеся под колокольней. От взрыва она была почти полностью разрушена. С большой главы соборной церкви сорвало крест, он рухнул с огромной высоты и воткнулся в землю. Во всем этом огненном урагане было единственное утешение — когда опомнившиеся монахи начали выносить из храма образ Божией Матери, огонь расступился перед ней. На коленях вымаливала братия у Пречистой прощение за свою расслабленность. [10]

Конечно, эти трагедия, грех и опамятование врезались в душу иноков — и во время настоятельства о. Ионы они еще были свежи. Поэтому почитание преп. Макария Владыка Иона пронес и через всю вятскую жизнь.

ИКОНА РОДИОНА СЕРГИЕВА?


Находилась Тихвинская икона в вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. [11] Интересно утверждение советских музейных работников, составлявших опись при закрытии собора в середине 1930-х годах: «по преданию, писана архиепископом Ионою» [12] (говорится об этом и в других источниках). [13]

Впрочем, рискнем высказать и такую версию: список с иконы создан иконописцем Тихвинского монастыря Родионом Сергиевым. Кто же такой Сергиев? Он жил примерно с 1615−18-го по 1689−90-й годы. Иноческий сан, по-видимому, принял лишь перед смертью. Будучи главным мастером обители, он руководил всеми важнейшими иконописными работами. Впрочем, Сергиев был широко известен и за пределами Тихвина — вплоть до Новгорода и Москвы. Он много и плодотворно работал для знаменитых северных обителей — таких как Александро-Свирский, Троицкий Зеленецкий, Кирилло-Белозерский монастырь, выполнял ежегодные заказы для самого Государя, новгородских и московских бояр.

Родион Сергиев был и талантливым мастером фресок: вместе с новгородскими мастерами он расписывал храмы на Свири, в Зеленце, Тихвине и Новгороде. Но для нас особенно важно, что он был автором литературных сказаний и повестей о чудотворной иконе Богоматери Тихвинской. [14] И здесь можно предположить: именно Р. Сергиев повлиял на то, что настоятель Тихвинского монастыря Иона (Баранов) так горячо возлюбил Тихвинский образ Божией Матери. И, вполне возможно, что тихвинский иконописец сделал список с образа для будущего вятского архипастыря.

ХРАМЫ И ОБИТЕЛИ


…Архиепископ Иона трепетно чтил Тихвинский образ, его вера передалась вятчанам — и вскоре икона стала одной из главных местных православных святынь. В 1844 году слободской протоиерей Иоанн Куртиев называл Тихвинскую икону «с особым усердием чествуемой и поныне,» — и сообщал, что «ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов». [15]

Во время общеепархиальных крестных ходов, ее стали присоединять к великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, [16] что, бесспорно, способствовало росту ее почитания.

Еще при Владыке Ионе в г. Кунгуре , который в то время находился в пределах Вятской епархии, был построен Тихвинский женский монастырь. [17] Благодаря усердию архипастыря, был основан Спасский монастырь в г. Орлове, где впоследствии был освящен Тихвинский придел. [18] А потом стало расти число Тихвинских храмов и почитаемых списков.

Тихвинский храм 1715 года постройки был в с.Красном Вятского уезда, [19] в местном иконостасе находился древний Тихвинский образ Богородицы. [20] В Санчурске Тихвинская церковь (1761 года) была основана на месте существовавшей до этого Мусерской-Тихвинской-Царевосанчурской мужской пустыни, здесь же находился Тихвинский образ 1-й половины 17-го века. [21]

Тихвинские иконы конца 18-го века пребывали в храме с.Ошеть Нолинского уезда, [22] в Свято-Николаевской церкви с.Истобенского Орловского уезда (как отмечалось, икона была возобновлена в 1883 году). [23] Почитаемые Тихвинские образы были в с.Цепочкино Уружумского уезда [24] и в Слободском мужском Крестовозвиженском монастыре. [25]

Тихвинские приходские храмы существовали в с.Верхобыстрица Вятского уезда (1884 года), [26] в с.Окунево Уржумского уезда (1886 года), [27] в с.Вишкиль Котельничского уезда (престол освящен в 1846 году). [28] В 1853 году во вновь перестроенном Вознесенском храме г. Слободского правый придел был посвящен Тихвинской иконе. Как писал автор тех событий об иконе, отмечая, что она древнего греческого письма: «В приделе этом невольно останавливается взор на прекрасной иконе, пожертвованной устроителем церкви Владимиром Захаровичем Герасимовым; отделка позолоченной ризы удивительна, вы с изумлением говорите себе: она из жемчуга; в ризе весу 14 фунтов с золотниками <…>». [29]

Знаменательно, что Тихвинской иконе была посвящена деревянная церковь на архиерейской даче близ современного с.Макарья. [30]

Но самое главное — Тихвинские храмы созидались в вятских обителях. Так, в середине 18-го века в Слободском Христорождественском женском монастыре [31] холодный храм был посвящен Тихвинской иконе. Также в обители находился образ Богородицы, риза на который была сооружена усердием слободской купчихи Александры Шмелевой, которая получила от иконы исцеление от болезни. [32]

В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре.[33] В храме находился и образ, по свидетельству прот.Д.Рязанцева, «очень древней живописи». [34] Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий. [35] Список теперь находится в Серафимовском соборе г. Вятки (Кирова).

Промыслительно, что именно в празднование Тихвинской иконы, 9 июля 1942 года, в г. Вятке (Кирове) и был открыт Серафимовский собор. До этого времени в городе все храмы были закрыты в 1920—1930-е годы. В соборе второе открытие чтится наравне с престольными праздниками — службы в этот день исполнены особой радости и благодарности ко Господу.

С Тихвином нас связывает еще один знаменательный духовный момент. Оказывается, в тамошней церкви Явосьминского погоста хранилось Евангелие 1535 года, происхождением из Хлынова. Причем, при реставрации из Евангелия вынули лист… 13 столетия. [36]

Глава из рукописи «Всемiрная радость (Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли)». В сокращении



СНОСКИ

1 — Григорьев Л. Тихвин и его святыня (описание города, Тихвинского большого монастыря и пребывающей в нем святыни). Тихвин — СПб., 1999. С. 63.
2 — Бухарев И., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. М., 1994. С. 82 — 83.
3 — Григорьев Л. Указ. соч. С. 59.
4 — Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998 (Репринтное издание 1903 г.). С. 124.
5 — Зонтиков Н. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома, 1997. С. 41.
6 — Русские святые (Жития собрала монахиня Таисия). СПб., 2001. С. 435.
7 — Зонтиков Н. Указ. соч. С. 44, 46.
8 — Там же. С. 44.
9 — Вятские губернские ведомости (далее — ВГВ), 1883, N77. С. 3.
10 — Григорьев Л. Указ. соч. С.44−45, 59.
11 — Государственный архив Кировской области (далее — ГАКО), ф. Р-1258, оп.1, д. 1768. Л.34.
12 — Там же. Л.34.
13 — Вятские архиереи // ВГВ. 1844, N46. С. 295.
14 — Шалина И. Тихвинский иконописец Родион Сергеев и вопросы монастырского иконописания XVII в. (http://www.archi.ru/conference/thesis/fili/shalina.htm).
15 — ГАКО, ф.170, оп.1, д. 273. Л.24 об.
16 — Чернышев А. Указ. соч. // Вятские епархиальные ведомости (далее — ВЕВ). 1903, N14. С. 633.
17 — Никитников Г., прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С.18−19.
18 — И.С. Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове. М, 1849. С. 18.
19 — Вятская епархия. Вятка, 1913. С. 189.
20 — Известия императорской археологической комиссии (далее — ИИАК). СПб., 1912, вып.44. С. 121.
21 — Там же, 1913, вып.48. С. 128.
22 — Там же, 1912, вып.46. С. 115.
23 — Там же. С. 130.
24 — Вятская епархия. С. 548.
25 — ИИАК. СПб., 1913, вып.48. С. 71.
26 — Вятская епархия. С.147−148.
27 — Там же. С. 561.
28 — Мултановский Иак. свящ., Летопись села Вишкиля Котельнического уезда // ВЕВ. 1911, N22. С. 480.
29 — Вепрев И. О освящении храма в городе Слободском // ВГВ. 1853, N30 (отд. неофиц.). С. 243, 246.
30 — ГАКО, ф.1404, оп.1, д. 5. Л.175.
31 — ГАКО, ф.1404, оп.1, д. 6. Л.14.
32 — Кедрова С. Христорождественский женский монастырь в городе Слободском Вятской епархии. Вятка, 1905. С. 13.
33- Там же. Л.11.
34 — Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девичий монастырь. Вятка, 1887. С. 17.
35 — Впоследствии возглавлял Вятскую епархию в 1942 — 1957 гг.
Данные об исцелении взяты из проповеди прот. Серафима Исупова на всенощной в Серафимовском соборе 8 июля 2002 года.
36 — Белоненко В. История церковной и книжной культуры Тихвинской земли в 16−19 веках // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 259.

http://rusk.ru/st.php?idar=110372

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика