Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Новопашин,
Александр Песков
05.07.2006 

«В Православии — наша сила»
Беседа настоятеля Александрo-Невского собора г. Новосибирска протоиерея Александра Новопашина с артистом Александром Песковым

Справка: Александр Васильевич Песков — актер театра и кино, певец, окончил Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича — Данченко в 1987 г. 28 театральных работ; более 50 кино- и телеработ.
Актер Александр ПесковФильмография актера:
«Отряд» — 1984
Зеркало для героя — 1987
Ивин А. — 1990
Америкэн бой — 1992
Гладиатор по найму — 1993
Обет — 1993
Хаги-траггер — 1994
Поезд до Бруклина — 1995
Мусульманин — 1995
Крестоносец — 1995
Все то, о чем мы так долго мечтали — 1997
Тайный знак — 2001
Ледниковый период — 2002
Тайный знак. Возвращение хозяина — 2003
Огнеборцы — 2003
Сармат -2004
Княгиня Слуцкая — 2004
Слепой 2 — 2006
Прорыв — 2006
Псевдоним «Албанец» — 2006 и другие.
1990 г. кинофестиваль «Дебют» — приз за лучшую мужскую роль в фильме И. Черницкого «Ивин А.»;
1992 г. кинофестиваль «Созвездие» — приз зрительских симпатий за главную роль в фильме И. Черницкого «Ивин А.»
1995 г. международный кинофестиваль «Стожари» — приз за лучшую мужскую роль в фильме Б. Квашнева «Америкэн бой».

— Во многих фильмах вы играете бесстрашных, самоотверженных, героических людей. Близки ли вам по духу ваши персонажи?

— Я не могу сказать, что полностью отождествляю себя со своими персонажами. Однако независимо от желания, играя ту или иную характерную роль, я пытаюсь реализовать в себе те качества моих героев, которых мне, на мой взгляд, не хватает.

— Но среди ваших ролей, Александр, есть и отрицательные .

— Даже если мой герой отрицательный, все равно в нем, как творении Божием, всегда есть что-то положительное. Люди слабы и несовершенны, они всегда и во всем ищут оправдание своему поведению. Поэтому, к примеру, признаться в своих ошибках — это уже поступок, достойный уважения. Принять такое решение очень непросто. Это под силу только по-настоящему отважным, решительным людям, сильным личностям.

— Что же движет вами, когда вы соглашаетесь играть отрицательных персонажей?

— Должен признаться, отец Александр, что отрицательные герои тоже мне интересны, прежде всего, как актеру. Главное, чтобы этот персонаж не являлся тупонаправленной прямолинейной машиной-убийцей. Актерам интересны такие роли, которые заставляют их заглянуть внутрь себя и отыскать в себе те душевные струнки, которые позволили бы наиболее полно, многопланово озвучить эмоциональное состояние героя. Есть фильмы, герои которых порядочны, честны, не допускают ошибок даже в мыслях. Они идут к намеченной цели, и в конечном счете — зло повержено, а добро торжествует. Но мы забываем о том, что людям свойственно поддаваться соблазнам и впадать в искушение. Поэтому мне было бы скучно играть такую роль.

— А какую роль вы хотели бы сыграть?

— Я хотел бы сыграть Наполеона. Этот, без сомнения, талантливый человек изначально отталкивался от благих идей, но, в конце концов, вместо того, чтобы стать созидателем, стал разрушителем. Как здесь не вспомнить известное выражение: «Благими намерениями выстлана дорога в ад»? Интересно было бы разобраться, что побудило Бонапарта встать на дорогу войны, как отражалась смена жизненных ориентиров в его душе?

— Согласны ли вы с тем, что большинство ваших ролей в той или иной степени патриотические?

— В общем, — да. Здесь нужно исходить из того, что мы вкладываем в понятие «патриотизм». К сожалению, мы привыкли под патриотизмом понимать любовь к государству только как к землевладению или как политической структуре. А может ли, к примеру, человек любить Родину, которая его, безвинного, определила в ГУЛАГ? Оказывается, может. И движет им уже не преданность идее строительства коммунизма или к Сталину, а любовь к Святой Руси, народу, Отечеству — земле, на которой сохраняется вера отцов и, конечно, любовь к этому небу, к этим полям, к этим березкам в поле… Когда началась Великая Отечественная война, заключенные просились на фронт, зная, что их определят в штрафные роты — роты «смертников». Но они шли на это, потому что их Родине (не партии большевиков и не политическому строю!) угрожала опасность. Разве это не патриотизм?! Конечно, кто-то рассчитывал таким образом выйти из заключения, а там уж видно будет. Но верю, что таких было немного.

Но можно ли назвать патриотом человека, который не собирается погибать за Родину, а просто любит свой город, свою деревню и отдает все свои силы на то, чтобы они процветали? Думаю, что можно. В этом смысле, безусловно, можно назвать патриотом и комсомольца 30-х годов, самозабвенно любящего Сталина и живущего по заветам Ильича. Можно назвать патриотами и американцев, которые гордятся своей страной и вывешивают государственный флаг США, где только можно его вывесить. А если человек заступился за своего друга, с которым делил последнюю корку хлеба, с которым прошел огонь и воду?.. Патриотизм — это и соучастие в делах ближнего.

— В фильме «Офицеры» командир говорит рядовому: «Есть такая профессия — Родину защищать». А как вы думаете, можно ли работу актера в фильме о Родине, верности, героизме назвать патриотической работой?

— Я думаю, что игра в таких фильмах, действительно, в какой-то мере является формой патриотизма. Актер должен сыграть так, чтобы у зрителя не просто глаза наполнились слезами, и он начал сжимать кулаки от праведного гнева, а чтобы он осознал, что Родину нужно не только любить, но и защищать, возможно, ценой собственной жизни. Не только наиболее полно раскрыть образ героя, но и задеть струнки патриотизма в душе каждого человека — в этом, конечно, тоже заключается работа актера.

— Один чиновник на вопрос корреспондента о патриотизме, ответил, что он — христианин, а, значит, и патриот. Вы, Александр, тоже христиан. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Конечно, согласен. Кто-то может не согласиться: «Христианство говорит о Небесном Царстве, причем же здесь сугубо «земной» патриотизм? Но в том-то и дело, что патриотизм — изначально понятие духовное, не земное. Он зиждется на той любви, которая есть отражение Любви Божественной. Я уже говорил о том, что по земным меркам патриотизм может рассматриваться с самых разных позиций. Но истинный патриотизм — это тот патриотизм, о котором говорил святитель Филарет, митрополит Московский: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Ведь как учили наши предки: «тот, кто смиряется перед злом, сам уподобляется злу». И потом, настоящий патриотизм проявляется не только в экстремальных ситуациях (во время войны или каких-либо бедствий), но и в повседневности, выражаясь в активной жизненной позиции.

— Русский философ сказал, что православный патриотизм — это любовь к Отечеству без презрения к другим странам, православный национализм — это гордость за свою нацию при отсутствии унижения других наций. Но это возможно только в православном понимании. Вне Православия патриотизм и национализм превращаются в расизм, нацизм, геноцид, оккупацию.

— Совершенно верно. Сказано: «Ищите же прежде Царство Божие и правды Его» (Мф. 6;33), а остальное приложится вам. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17;21), но Его нужно найти! И если еще при земной жизни мы не найдем это Царствие, не построим Его в своем сердце, то мы и на земле не сможем ничего путного построить, и все наши попытки создать что-то стоящее на деле приведут к разрушению.
— Именно поэтому православные общины и общественные православные организации начинают заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения в духе Православия. Увы, это иногда вызывает откровенные насмешки у «прогрессивно» настроенной части населения…

— Потому что в патриотическом воспитании сегодня нуждаются не столько дети и подростки, сколько сами взрослые. Мы забываем о том, что дети берут с нас пример. Мы можем говорить им очень правильные вещи, но если сами так не поступаем, то и наши дети будут вести себя соответствующим образом. Воспитывать нужно на собственном примере. А если мы ругаем страну, строй, правительство, смеемся над собственным народом, Бога не боимся, то чего же ждать от наших детей?

Вот, кстати, насчет насмешек… Патриотическое воспитание в духе Православия есть христианское воспитание, которое «прогрессивные» люди никогда не примут. Хотя именно христианское воспитание создает внутри людей гармонию, благодаря чему и окружающий мир становится гармоничным. Важно понять, что именно духовность является основой патриотизма, а также и нравственности, ибо нравственность не бывает абстрактной, она зиждется на религиозной основе.
К сожалению, серьезно патриотическим воспитанием у нас сейчас занимается только Церковь. Церковь пошла в народ, чтобы преобразить земной мир. И не нужно сковывать Ее движение, не нужно Ей мешать.
— Как сказал Достоевский, Россия без Христа — это хаос и совокупление. Поэтому в годы испытаний народ всегда обращался к Богу. С Божией помощью мы выдержали монголо-татарское, немецкое, шведское, польское, французское, снова немецкое нашествия. В первые дни Великой Отечественной войны Сталин обратился к народу со словами не «товарищи», не «соотечественники», а «братья и сестры» и говорил не о «выдающихся» победах большевиков, а о блистательных победах РУССКОГО народа под командованием великих РУССКИХ полководцев, среди которых, как Солнце сияет святой благоверный и великий князь Александр Невский, кстати, и ваш небесный покровитель .

— И вот сейчас наш народ вновь начинает обретать Православие — тот духовный стрежень, который укрепляет его, делает великим и могучим. Это отлично понимают наши недруги. Они засылают к нам зарубежных миссионеров, чтобы расколоть людей по духовным признакам. Будет ли мир в семье, если отец семейства — член одной секты, мать — член другой, а детей затягивают к себе третьи? Нет, конечно. Так и в обществе. Без единого духовного стержня оно просто развалится. В Православии наша сила, в Православии наше спасение.

Н.М.Карамзин в своей знаменитой «Записке о Древней и Новой России» особо подчеркивал: «Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; он есть не что иное, как привязанность нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству…» Он убеждал, что нам нечего стыдиться нашего высокого русского имени, что священное понятие «Святая Русь» должно быть постоянной нашей целью. Карамзин призывал перестать быть на побегушках у Запада, потому что, становясь «гражданами мира», мы перестаем быть гражданами России.

Сегодня, когда наш народ находится в состоянии мировоззренческой и моральной деградации, не настало ли время прислушаться к словам русского мыслителя?
Москва, май 2006 г.

http://rusk.ru/st.php?idar=110366

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru