Русская линия
Русская линия Лидия Соколова29.06.2006 

Когда горит свеча.
Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры (4)

Часть I
Часть II
Часть III

Митрополит Палладий (Раев)
1827−1898

Через шесть лет после кончины митрополита Исидора вновь осиротела петербургская кафедра.

Нам, безусловно, необходимо вспоминать наших почивших священнослужителей, перенимая и восстанавливая по крохам тот дивный, духовный опыт, который был утрачен, все то, что когда-то было всем известно и казалось совершенно очевидным.

Владыка Палладий — сын священника Нижегородской епархии. Он родился 20 июля 1827 года, в миру — Павел Иванович Раев. Будущий митрополит — выпускник Казанской Духовной академии. Окончив курс с ученой степенью магистра богословия, в 1852 году, он был приглашен преподавать логику и психологию, а затем и татарский язык в Нижегородскую духовную семинарию. В это время Павел женился. Его избранницей стала дочь кафедрального нижегородского протоиерея, впоследствии архимандрита Иоакима, настоятеля Донского монастыря. Павел Иванович был рукоположен во священники к Покровской церкви. В 1860 году он овдовел, вскоре принял монашество с именем Палладий и был назначен инспектором Нижегородской семинарии. Через два года он — архимандрит, затем — ректор. В 1866 году он был посвящен в сан епископа Ладожского и стал викарным епископом. Затем служба на архиерейской кафедре в Тамбове, Рязанская епархия, в 1881 году — он архиепископ Казанской. Здесь владыка Палладий открыл более 200 приходских школ. Деятельность его была многообразна. Через шесть лет он был назначен экзархом Грузии, где происходили нестроения из-за сложных отношений между духовенством и разноплеменным населением. Владыка достиг умиротворения среди паствы.

18 октября 1892 года владыка возведен в сан митрополита с титулом Санкт-Петербургский и Ладожский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. По его благословению в епархии стал выходить журнал «Санкт-Петербургский Духовный вестник». Часто, обращаясь к клиру, архиерей просил служить: «Поторжественнее, поторжественнее!» Современники утверждали, что за всю жизнь он никого не заставил плакать беспричинно, не стеснил, не покарал напрасно, а скольких людей осчастливил, обласкал, облагодетельствовал, благословил на добрые дела! Доступный, доброжелательный, милостивый митрополит был приветлив до гробовой доски: несчастные находили у него утешение, а нуждающиеся — помощь. Владыка не терпел ссор, любил мир и настойчиво оберегал его.

Он был искренне предан Царю-Миротворцу — Александру III и проводил его к месту вечного упокоения. От его руки Государь Император Николай II принял священное миропомазание. Митрополит Палладий участвовал в открытии мощей св. Феодосия Углицкого.

В августе 1894 года, служа на Митрофаниевском кладбище, архиерей сильно простудился. Болезнь подорвала его здоровье. Он сознавал, что болен неизлечимо, и просил похоронить его в простом дубовом гробу, без венков и орденов, на солее в Исидоровской церкви, рядом с митрополитом Исидором.

Владыка имел все высшие награды, бриллиантовые кресты для ношения на митре и клобуке, все ордена вплоть до ордена св. Владимира 1-й степени.

5 декабря 1898 года митрополит Палладий отошел ко Господу. После погребения его сыновья сделали для бедных жителей столицы 1.000 поминальных обедов. Государыня Императрица Мария Федоровна прислала телеграмму. Позже, когда после революции лавра разорялась, прах митрополита Палладия удалось перенести на Никольское кладбище.

Вологда, Рязань, Тамбов, Казань и Петербург вспоминали его деятельность на благо Церкви. Здесь он оставил памятники своей архипастырской любви, елей которой он донес до последней минуты жизни. А любовь, по слову апостола, не уходит и не знает смерти, «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13;8).

Первым же из иерархов, кто завещал похоронить себя среди простых монахов, был владыка Антоний (Вадковский).

Митрополит Антоний (Вадковский)
1846−1912

Тихий, добрый, приветливый владыка вздохнул последний раз 2 ноября 1912 года. Закончился земной путь страдальца. Ранним утром этого дня лаврский колокол возвестил в столице печальную новость: отошел ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Простой деревянный гроб опустили в могилу на Братском кладбище лавры.

Александр Васильевич Вадковский происходил из скромной священнической семьи, где и получил первые уроки строгого религиозного воспитания. Родился будущий митрополит в Тамбовской губернии, но его молодость была связана с Казанью, где он учился и возрастал в вере. Там он закончил Духовную академию, получил степень магистра богословия и начал преподавательскую деятельность, стал редактором журнала «Православный Собеседник». Предметом его специальности, как истинного славянофила, стала история проповеди у южных славян.

Неисповедимы судьбы Божии. Разрушилась его счастливая семейная жизнь: скончалась молодая любимая жена, оставив малолетних сына и дочь.

Боль потери любимой супруги понемногу утихла, подрастали дети. В это время особенно помогал ему студент Беляев, впоследствии Экзарх Грузии Иннокентий. Но во вдовой квартире Александра Васильевича поселилась новая беда: дети заболели дифтеритом, и порог его дома, рискуя заразиться, переступал только студент Беляев. Что пережил одинокий отец, когда на столе появились один за другим гробики любимых детей! Одинокий, осиротевший, он переживал часы, дни, каких не дай Бог пережить никому…

Казалось, что здесь не может быть никакого просвета, но только не для христианина. Вера, воспитанная благочестивыми родителями, спасла от отчаяния, пришла на помощь и дала светлую мысль, что все послано ему от Бога, Который и указывает ему иной путь в жизни, где он сможет обрести покой для души и страдающего сердца.

Весть о принятии монашества Александром Васильевичем поразила всю академическую семью. В то время в Казанской Академии уже давно не было постригов в иночество. На первой неделе Великого поста, в пятницу, 4 марта 1883 года профессор А. В. Вадковский был пострижен в иночество с именем Антоний в память архиепископа Антония Казанского (Амфитеатрова), любимой для него личности. Молодой, красивый, высокообразованный инок был всем интересен, особенно казанские дамы стремились в храмы, где служил отец Антоний. Он олицетворял собой образ идеального ученого монаха, и постепенно его служебное положение возвышалось. В 1883 г. он был возведен в сан архимандрита и вскоре переведен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где был преподавателем, а с 1887 года — ректором Академии. Доктор церковной истории, епископ Выборгский, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода, он пишет книги, издает проповеди и находится в центре церковной жизни Петербурга.

Современники называли его «добрейший, великодушный, деликатный» и сравнивали митрополита Антония со святителями Митрофаном Воронежским и Тихоном Задонским, отмечая его тюремную деятельность, которую он творил тайно. Иногда, правда, его природную деликатность и редкую терпимость принимали за бесхарактерность. Но для «страждущих и плененных» он был заступником и молитвенником перед Богом. Газета «Колокол» и журнал «Русский паломник» описывали в свое время его посещения тюремных лазаретов и то влияние, которое он оказывал на души заключенных. Всем запомнилось последнее посещение владыкой чахоточного тюремного лазарета. Владыка подошел к умирающему юноше, перекрестил, а тот схватил его руку и прижался к ней. Получив благословение, улыбнулся, успокоился и тихо скончался.

Особенно следил митрополит за теми заключенными, которые имели раскаяние. Он помогал им деньгами, устраивал на работу, хлопотал о помиловании, посылал духовную литературу.

Последняя служба его — молебен по случаю восшествия на престол Государя Императора.

На могильные холмы дорогих нам людей мы кладем цветы нашей любви, которые вянут, и ветер разносит сухие листья. Но есть и другие цветы — лепестки памяти о добрых делах ушедших в иной мир. Много написано о духовных сокровищах митрополита Антония (Вадковского) трепетных и нежных слов. «Помолись же там, святитель Божий, Господу нашему Иисусу Христу — сказал при отпевании митрополита Антония его друг, Экзарх Грузии, архиепископ Иннокентий, — чтобы сохранил Он церковь Свою в мире и единомыслии и уберег ее от нестроений, ересей и соблазнов». Сам же архиепископ Иннокентий упокоился в 1913 году и лег рядом со своим учителем.

За могилой митрополита Антония, бросается в глаза красивое, дорогое, из черно-белого мрамора, надгробие митрополита Никодима.


Митрополит Никодим (Ротов).
1929−1978

Безпристрастная история скажет, сколько добра он сделал для церквей, что совершил, что желал сделать для всей великой церкви Российской, стоя на последней, самой высшей ступени служения церковного. Видимо, это время не пришло, поскольку очень по-разному относятся к митрополиту Никодиму. Многие современники вспоминают этого митрополита как умного и рассудительного человека, обаятельного собеседника и большого политика. «Стремиться сделать все от тебя зависящее для блага Церкви при любых условиях,» — так определяет жизненную позицию свою и своего наставника митрополита Никодима известный профессор-протоиерей, настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир Сорокин.

Митрополит Никодим родился 15 октября 1929 года в Рязанской области. После окончания средней школы он поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году он пострижен в монашество, а через два года стал иеромонахом. Окончив в 1955 году Ленинградскую Духовную академию, назначается начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В 1963 году он возведен в сан митрополита, управлял Новгородской и Ленинградской епархией. Он обладал огромными знаниями, очень много работал, даже перенесенные пять инфарктов не могли остановить его кипучей деятельности. Она прекратилась на встрече в Ватикане, во время аудиенции у Папы Иоанна Павла 15 сентября 1978 года.

В архиве епархии хранятся прошения о материальной помощи на имя митрополита от разных лиц. Выделяя суммы из личных средств, владыка Никодим ни разу никому не отказал в помощи! Существует мнение, что митрополит Никодим в тяжелое для Церкви время предотвратил своей энергичной деятельностью закрытие Ленинградской Духовной академии и семинарии. Вместе с тем «Синод с 1971 года по его представлению принимает решение о допущении в необходимых случаях латинян ко Святому Причащению. С этого времени распространяется практика „сослужения“ римо-католических священнослужителей, облаченных в фелонь и епитрахиль, православным священникам во время Литургии, и совместного причащения их в алтаре. В храме Духовной академии на переносном престоле, установленном перед Царскими Вратами, служили мессу.» (Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб, 1994. с. 274).

После смерти митрополита Никодима Ленинградскую кафедру возглавил митрополит Антоний.

Митрополит Антоний (Мельников)
1924−1986

Могила владыки Антония, расположенная за надгробием митрополита Никодима, отмечена простым деревянным крестом.

Всегда, проходя мимо этой могилы, я вспоминаю, какое сильное впечатление произвели на присутствующих его похороны. Это был теплый солнечный день в начале июня 1986 года. Негромкий колокольный звон призывал всех к Троицкому собору Александро-Невской Лавры. Впереди шли монахини и молодые девушки, одетые во все черное, они даже не шли, а медленно проплывали, торжественно бросая под ноги белые и красные розы. По этой цветочной дороге, на поднятых руках, несли гроб с телом покойного. Вся похоронная процессия была так спокойна и торжественна, что казалось, это не похороны, а просто проводы человека, но — в вечность: не было традиционных надгробных рыданий и воплей, которые так часто встречаются на обычных похоронах. Я впервые была на похоронах священнослужителя и застыла, пораженная красотой перед охватившей великой тайной смерти, величавостью и значимостью этого события. Процессия медленно направилась на братский участок Никольского кладбища. Владыку хоронили величественно.

Прихожане и духовные чада весьма почитали митрополита Антония и хорошо знали о его жизни и трудах.

Анатолий Сергеевич Мельников родился в 1924 году в Москве. Здесь закончил Духовную Академию, после чего принял монашество, вступив в братство Троице-Сергиевой Лавры. В конце сороковых годов был иподиаконом у Патриарха Алексия I. Затем были долгие годы служения Господу на различных должностях и кафедрах. Это было трудное для всех верующих советское время. С 1965 года он в сане епископа занимал Белорусскую кафедру, а в октябре 1978 года, после смерти владыки Никодима, назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским.

Он владел глубокими богословскими познаниями и отличался строгостью к богословскому наследию. Многочисленные телеграммы и поздравления, приглашения на конференции и семинары от соотечественников и из-за рубежа, сохранившиеся в архиве, говорят о его огромном авторитете. Все отмечали большую эрудицию митрополита, хорошо разбиравшегося в искусстве, живописи. Он имел прекрасную библиотеку и коллекцию фотографий и картин. По промыслу Божиему именно к владыке Антонию попали останки блаженного Матфея Затворника, которые он бережно хранил в своей келии. Его усердием была приведена в порядок часовня над могилой блаженного Матфея и — единственный случай за 30 лет — возвращена церковь на Никольском кладбище, освященная в честь Николая Чудотворца.

Владыка скончался 29 мая 1986 года. Он оставил посмертное завещание, которое очень много скажет тому, кто захочет заглянуть в мир этого служителя Господу: «Живя в надежде на милость Божию, полагаясь на волю Божию, я, когда Господь призовет меня к Себе, прошу исполнить мои пожелания:

1. Чин отпевания совершить монашеским обычаем.

2. На могиле памятника не ставить, а простой русский правильный деревянный крест с надписью: „Антоний, милостью Божией митрополит Ленинградский и Новгородский“.

3. Все мое имущество: иконы, картины, церковные облачения введены в опись имущества Епархиального управления и должны так и оставаться — церковным имуществом. Сердечно благодарю всех, с кем мне пришлось разделить труды. Желаю всем всякого благополучия и многолетия. Прошу у всех прощения за различные ошибки и прошу святых молитв».

Наследие митрополита Антония представляет огромную ценность и передано в архив епархии, где его предстоит разобрать, внести в фонды и бережно хранить то, что оставил нам этот скромный пастырь. Когда два года тому назад могила его была разрыта почти до основания и тем самым осквернена, я подумала, что вот, знает враг, кого Господь любит, и память о ком хранит в людских сердцах. Пусть же и сегодня ляжет венок из цветов нашей памяти на могилу митрополита Антония.

Митрополит Иоанн (Снычев)
(1927−1995)

Лампада церковного служения митрополита Иоанна — горит…

Вспоминается первая годовщина после похорон владыки. Перед глазами встают дорогие образы: вот Мария Ивановна, из Самары, многие годы окормлявшаяся у митрополита Иоанна. Она почти жила на Никольском целую неделю. Лишь холодные осенние ночи заставляли ее приходить ночевать в мой дом. Молчаливая, тихая, она приходила поздно вечером, принося с собой нехитрую снедь, подаренную лаврскими монахами, и, помолясь, укладывалась спать. Утром, как на работу, она отправлялась на могилу. Это было особое служение владыке. Несколько дней, которые мы провели рядом, дали пример неброской кротости, искренности и доброты. Я смотрела на чад владыки и видела его самого.

В первые поминальные дни каждый вечер на могиле мы встречали простого светловолосого человека. Вот уже несколько часов он одиноко стоял в сторонке, и весь его вид выражал какое-то страдание и смирение. То был родной брат покойного владыки Иоанна — Петр Матвеевич Снычев.

Так мы познакомились, а затем и подружились.

Нежная любовь связывала братьев, хотя их дороги разошлись еще в юности. «Петенька», — так ласково обращался к нему Владыка. Он же называл его коротко — «Брат». Митрополит приезжал к нему в отпуск, а в последнее время они встречались на невских берегах. Здесь служение Господу митрополита Иоанна обрело особую значимость: великого молитвенника и печальника земли русской; здесь вышли в свет его многочисленные труды, известные сейчас каждому, кто любит Россию. В одной из таких работ он писал: «Необходимо не только осознать свои прегрешения, но и добровольно воспринять на себя те или иные скорби и страдания, во искупление своих грехов. Только тогда, по-настоящему, будет осуществляться наше исправление. Если же мы будем отрицать те, или иные скорби, считая их незаслуженными, если станем оправдывать себя пред Богом, то и покаяние наше будет тщетно».

Идет и идет народ к могиле митрополита Иоанна. Что так ценят в этой памяти люди, которым не надо напоминать о годовщине приснопамятного владыки? Говорят, он был плохим администратором, но народ не знал его как руководителя огромной епархии, он знал его боль и любовь за Россию. «Знайте все: — говорил он, — Русь идет своим, исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божием».

Могила владыки многих познакомила, примирила и соединила, она дает людям покой и благодать.
Из книги: Лидия Соколова. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып.1. СПб, 2003
(Продолжение следует)

http://rusk.ru/st.php?idar=110346

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика