Русская линия | 27.06.2006 |
Примечательны ответы лидера объединения отечественных неопятидесятнических сект (РОСХВЕ) Сергея Ряховского, который фактически заявил о намерении в первую очередь обратить внимание на вербовку в свою секту православных. Открывая новую главу в истории миссиологии, главный неопятидесятник назвал прозелитизмом миссию, обращенную к представителями иных религий, например, «когда православные переходят в ислам или мусульмане в православные». Если же люди переходят из православия в пятидесятничество или в баптизм, отмечает Ряховский, то это — не прозелитизм: «человек остается в той же вере… он лишь чуть-чуть меняет традицию хождения в храм, вероучительную практику, настроение».
Оставим на совести г-на Ряховского упорное нежелание замечать принципиальной разницы между, скажем Православием и неопятидесятническими сектами, сводя ее к «чуть-чуть» измененным традиции и «настроению». Для него увод православного человека в харизматическую секту — это не прозелитизм, а всего лишь «духовный поиск». Пытаясь заворожить столь возвышенной дефиницией, неопятидесятнический лидер всячески стремится завуалировать бездну, разделяющую Церковь и его секту. Вновь и вновь неумолимо встает вопрос о том, что возглавляемое им неопятидесятническое движение не имеет достаточных оснований относить себя даже к пятидесятникам, не говоря уже о протестантизме. Но это-то более всего и пытается скрыть от общественного мнения г-н Ряховский.
Лидер сект, активно занимающихся вербовкой среди православной паствы, далее имплицитно обвиняет православных в том, что ряды неопятидесятников растут: «Нужно говорить не о прозелитизме, а о неспособности быть носителем духа своей Церкви, хотя все подается под соусом заботы о „заблудших душах“. Но, извините, никто тебе не мешает проповедовать Слово Божье и жить своей жизнью, плоды твоего служения лучше о тебе скажут, нежели попытки насильственным образом возвращать людей в свою веру или конфессию».
В заявленной С. Ряховским позиции содержится сознательное противоречие взгляду заместителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, который в интервью, данном по тому же вопросу, четко показал, что в действительности прозелитизм представляет собой прямо обратное — перетягивание из одной христианской конфессии в другую. По словам о. Всеволода, «прозелитизмом является любая попытка обратить верующих одной церкви в другую». Трудно не согласиться с ним и в том, что «в борьбе с прозелитизмом… Церковь… чувствует свою пастырскую ответственность за людей, которые к ней принадлежат по вере, по крещению, по традиции, и, естественно, попытка отторгнуть людей от этой Церкви не может восприниматься положительно».
Именно эту пастырскую ответственность Русской Православной Церкви Ряховский называет «слабостью веры, слабостью проповеди, неспособностью донести до людей Слово Божие» и мотивирует ее «заботой об увеличении паствы и, следовательно, доходов». Такой взгляд человека, исповедующего и проповедующего «теологию процветания» понятен. Более того, столь откровенное признание дорогого стоит: до сих пор Ряховский в своих публичных высказываниях всегда расшаркивался перед отцом Всеволодом и митрополитом Кириллом и заявлял, что не намерен «миссионерствовать» среди православных. Видно, сектант попытался продемонстрировать свою силу, приоткрыв миру свое подлинное лицо.
Впрочем, по неумолимой иронии, новозаявленная позиция Ряховского вполне подходит даже под его же собственное определение прозелитизма. Ведь возглавляемое им неопятидесятническое объединение на деле состоит не из христианских деноминаций, а, как сказал известный европейский сектовед лютеранский пастор Томас Гандоу, из оккультных сект, прикрывающихся несколькими христианскими терминами.
Президент РАЦИРС профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент
26 июня 2006 г.
г. Москва
http://rusk.ru/st.php?idar=110339
|