Русская линия
Русская линия Лидия Соколова27.06.2006 

Когда горит свеча.
Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры (3)

Часть I
Часть II

«Любите свой народ, свое Отечество,
и его святыни. Только тогда мы
и других научим себя уважать».
митрополит Иоанн (Снычев)

Из истории Александро-Невской лавры

Среди четырех кладбищ Александро-Невской Лавры Никольское по времени возникновения — третье. Оно стало частью лаврского ансамбля, поэтому справедливо было бы немного рассказать и о самой лавре.

За всю историю России, где монастырей насчитывалось более тысячи, было только четыре лавры: Свято-Успенская Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева, Александро-Невская и Свято-Успенская Почаевская.

Об уникальности Александро-Невской лавры как историко-архитектурного ансамбля написано довольно светской литературы, поэтому не будем касаться этого вопроса, оставив его искусствоведам.

Александро-Невский монастырь создан волей Петра I. Это был сильный политический шаг с его стороны, который не понимали современники: зачем русский православный царь основал столицу на окраине своего царства, да еще с населенным народом, чуждым по языку и религии? Но Петр I знал, что самый лучший способ объяснить такое явление подданным — это связать прошлое России с новшествами на берегах Невы. Именно поэтому он и приказал привести сюда мощи св.блгв. кн. Александра Невского; «с мыслью, — писал он, — что этот Божий угодник при жизни защищал эти земли, и после своей смерти будет их ходатаем». С этого времени св. Александр Невский стал покровителем нового города. К тому же церковная реформа Петра I, задуманная им раньше, могла осуществиться только при сборе лучших монахов со всей России.

Летом 1710 года царскими приближенными было осмотрено место и уставлен крест для закладки монастыря при впадении Черной речки (Монастырки) в Неву. Вскоре на этом месте построили деревянную церковь, а 25 марта 1713 года она была освящена в честь Благовещения. В новую обитель на берегах Невы из Новгородской епархии был переведен Иверский монастырь со всем его движимым и недвижимым имуществом, о чем и был извещен митрополит Новгородский Иов, который надеялся, что новый монастырь будет в ведении его епархии. Новому положению вещей он негодовал и противился, но строительство началось и велось с большим поспешанием.

Проект монастырского ансамбля принадлежит первому архитектору города Д.Трезини. Он представляет собой замкнутое архитектурное каре с большим внутренним двором. Д. Трезини успел построить только Благовещенскую церковь и примыкающий к ней Духовской корпус. Уже тогда церкви монастыря отличались богатством, а братские келии — простотой и однообразием.

В петровское время деятельность монастыря носила большое просветительское значение: здесь находилась школа, госпиталь для отставных солдат, типография. Монахи, присланные сюда из разных московских и киевских монастырей, состарившись, просились в те монастыри, где они были пострижены.

Строился монастырь на протяжении всего 18 столетия, более 20 архитекторов в разное время принимали участие в его строительстве. Завершилось его строительство освящением в 1790 году Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы Екатерины II.

При Павле I монастырь получил почетный статус лавры, а с середины ХIХ столетия в ней разместилась Духовная академия и семинария, и она стала центром духовной жизни православного государства.

Первое монастырское кладбище — Лазаревское — на территории обители возникло при Петре I, когда в 1716 году умерла любимая родная сестра Петра I Наталья Алексеевна. Она скончалась в день святого Лазаря, и поэтому через год над ее могилой возвели Лазаревскую церковь, а позднее прах Натальи Алексеевны перенесли в алтарную часть Благовещенской церкви. Лазаревское кладбище стало самым привилегированным в Петербурге. Здесь погребены: Б.П.Шереметьев (+ 1719), А.К.Нартов (+ 1756), М.В.Ломоносов (+ 1765), Н.Н.Ланская (жена Пушкина + 1863), А.Г.Демидов (+1803), К.И.Росси (+ 1849), А.Д.Захаров (+ 1811), Д. Кваренги (+1817), И.Е.Старов (+1808), Ф.И.Шубин (+1805), А.Н.Воронихин (+1814), архим. Иоакинф (Бичурин Н.Я. + 1853), С.В.Витте (+1915) и многие другие. В 1907 году известный историк искусства Н.Н.Врангель (+1915), могила, которого, кстати сказать, «потерялась» на Никольском кладбище, писал: «Когда знаешь жизнь тех, кто лежит под этими плитами, — поражаешься тем странным сплетением обстоятельств, которое соединяет и разъединяет людей. Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».

На небольшой территории кладбища — около гектара — более тысячи захоронений: хоронили в два и три ряда, что позволяется Православной Церковью, но, все-таки, кладбище стало тесным. Поэтому напротив его было создано второе, Ново-Лазаревское кладбище. Когда на его территории была освящена церковь Тихвинской иконы Божией, оно получило название — Тихвинское. Сейчас это некрополи, что в переводе с греческого значит «город мертвых», хотя всякий православный человек знает, что у Бога все живы. На Тихвинском кладбище погребены великие русские композиторы, писатели, художники, скульпторы и актеры. Оба эти монастырские кладбища принадлежат музею. До начала 30-х годов сюда стремилась с молитвой и мольбой русская душа, а сегодня сторожевые бабушки-смотрители ни за что не пустят без билета на православное кладбище-музей. Так что если захочешь преклонить колени у могильного креста священномученика Петра Скипетрова (+ 1918) или великого русского писателя-пророка Ф.М.Достоевского (+ 1881) — плати деньги.

Когда в страстную ночь русского монашества 17 февраля 1932 года всех монахов лавры арестовали, монастырь был ликвидирован. По инициативе безбожника М. Горького был создан Музей надгробных памятников. Сейчас он называется иначе, но суть от этого не меняется, тем более, что лавра возрождается, а существование на ее территории отнятых кладбищ и Благовещенской церкви не так уж безобидно для души.

Четвертое кладбище, находящееся у центрального входа в Свято-Троицкий собор возникло после революции и называется «коммунистическая площадка». Оно воспринимается как осквернение православной святыни, потому что на многих его надгробиях — подчеркнуто нехристианская символика.

По забвенным тропинкам

Хорошо молча побродить по забвенным тропинкам Никольского кладбища и помолиться. Здесь хочется преклонить голову пред отеческими гробами и задуматься о том, как быстротечно наше время, как стремительно все уносится в прошлое. Вот и это кладбище, еще недавно совсем заброшенное, стало очищаться, приводятся в порядок могилы. Здесь очищается сердце.

Никольское кладбище имеет свою судьбу. Оно никогда не было музеем и поэтому не привлекало туристов.

Захоронения здесь начались с 1863 года, и кладбище называлось Засоборным, а с 1877 года — Никольским, поскольку на кладбище была освящена церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Она была построена в 1868—1871 году по проекту епархиального архитектора Г. И.Карпова на средства купца Н.И.Русанова, и под ней была устроена семейная усыпальница Русановых.

Спускаюсь по ступенькам, ведущим от центрального входа и поворачиваю направо, минуя могилы известных богословов В.В.Болотова (+1900) и И.Е.Троицкого (+1881), останавливаюсь у надгробного камня почетного лейб-акушера И.Ф.Масловского (+1904). Надпись на этом камне едва читается, но теперь, когда царская семья канонизирована, по-видимому, к этой могиле появится интерес.

Совсем рядом с ней находилась могила первой игумении Иоанновского монастыря Ангелины, останки которой теперь перенесены в обитель. В юго-западной, заброшенной части кладбища, останавливаюсь около обычной могильной раковины, покрашенной серебрянкой, уже изрядно поблекшей. Понятно, что за этой могилой никто не ухаживает, впрочем, как и за многими другими. На деревянной табличке надпись «Андрей Львович Толстой», он скончался в 1916 году и, в отличие от могилы его знаменитого отца, на могиле А.Л.Толстого есть православный крест.

Я иду прямо от нее в сторону Невы, невольно наступая на бугорки, поросшие травой. Они «смешались» с дорожками, но эти бугорки — могильные холмики. Сколько их было здесь! По этим дорожкам ходили люди к небольшой зелененькой часовенке. Все православные знали могилу ревнителя Пресвятой Троицы блаженного Матфея Тотамира. Он отошел ко Господу в 1904 году.

Могила Затворника Матфея была особо любима и почитаема иосифлянами — верующими, которые не признали советской власти и вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) не подчинились ей. Во времена погрома православных верующие собирались здесь: сюда несли они свои скорби, узнавали новости об арестах, молились, дарили друг другу фотографии арестованного духовенства и здесь же прятали ценности. Это место хранит много воспоминаний. Когда начались аресты иосифлян, как наиболее деятельных защитников Православия, власти узнали об этой могиле и разорили ее. Потом и все кладбище подверглось зверскому разграблению. Исчезли могилы выдающегося скульптора И.Н.Шредера, знаменитого художника К.Е.Маковского, родного брата П.И.Чайковского Антона Ильича, директора императорских театров И.А.Всеволожского, могилы родных писателя В. Набокова: деда — министра юстиции Д.Н.Набокова и дяди — купца-золотопромышленника Н.И.Руковишникова, а также многих других. Сколько лет только ветер здесь правил панихиды, покрывая листьями и забвением эту землю.

Прошли годы, и усталые бомжи демократии стали обживать старинные склепы. Они бродили у могилы прот. Александра Рождественского скончавшегося в 1905 г., и не знали, что он окормлял Общество трезвости при Воскресенском соборе у Варшавского вокзала и своим заступничеством перед Всевышнем мог бы помочь им…

Тысячи православных, никогда не слышавших об этом кладбище, впервые пришли сюда в день похорон приснопамятного митрополита Иоанна. Его могила освящает кладбище. Даже если одна свеча горит на ней — ты уже не заблудишься!

Могила владыки Иоанна находится в северо-западной части Никольского кладбища, на братском участке, где похоронены, как правило, монахи. Единственная могила здесь условная — священномученика митрополита Вениамина. Он был расстрелян в ночь на 13 августа 1922 года, после печально известного процесса «О сопротивлении изъятию церковных ценностей». Поскольку мощи митрополита Вениамина не обнаружены, здесь, еще до его канонизации, был установлен символический надгробный памятник, дабы напомнить современникам о его мученической кончине.

Рядом с этим надгробным памятником находится могила митрополита Палладия. О нем — в следующий раз.
Из книги: Лидия Соколова. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып.1. СПб, 2003
(Продолжение следует)

http://rusk.ru/st.php?idar=110338

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Болотин Леонид    28.06.2006 07:05
По поводу утверждения автора: "За всю историю России, где монастырей насчитывалось более тысячи, было только четыре лавры: Свято-Успенская Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева, Александро-Невская и Свято-Успенская Почаевская". Оно не совсем точное. При Царе Алексее Михайловиче Лаврою был Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. Возможно и другие примеры существуют. Полагаю, не стоит говорить столь категорично "За всю историю России". С уважением, Леонид Болотин

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика