Русская линия | Матвей Славко | 26.06.2006 |
Из Вознесенского собора, что находится в пригороде г. Изюма, в Харьков снова доставлена икона Песчанской Божией Матери — одна из святынь Слобожанщины и русского Православия.
Как водится в таких случаях, небо проясняется: шедший дождь прекратился, как только машина с иконой 17 июня приблизилась к Свято-Покровскому монастырю.
В монастырском храме Озерянской Божией Матери икона пробудет в течение месяца, а после этого отправится по райцентрам Харьковской области.
Знаменательно: теперь в Озерянском храме пребывают одновременно две величайшие православные святыни Слобожанщины: иконы Озерянской и Песчанской Богородицы. Озерянская, обретенная когда-то близ г. Мерефа, тоже находится «в гостях». (На снимке видны обе иконы.)
Песчанская икона послана нам и прославлена как защитительница от иноверных нашествий. Будем надеяться, что в памятные дни воспоминаний о 22 июня 1941 года и о связанным с этой датой духовном испытании, выпавшим на долю нашего народа, сретение двух обороняющих святынь подвигнет нас к молитвенному стоянию, трезвению и достижению спасительной силы.
Отвергнутая
Святитель Иоасаф Белгородский в 1914 г. явился в видениях одновременно одному благочестивому старцу, жившему в с. Пески, и в сонном видении отставному полковнику О.: «Покайтесь… Этого еще нет, но скоро будет…», — святитель Иоасаф стоял на горе, с которой открывалась вся Россия, залитая кровью. Не было ни одного города, ни одного села, ни одного клочка земли, не покрытого кровью… Слышались отдаленные вопли и стоны людей, гул орудий и свист пуль. Переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю…
Такая картина открылась накануне Первой мировой войны и последующих катастроф.
Некоторое время спустя тому же благочестивому христианину святитель Иоасаф явился во второй раз и повелел немедленно доставить на фронт, в село Пески близ города Изюма, Песчанский образ Божией Матери. Святитель повелел доставить Песчанскую икону Божией Матери на фронт вместе с Владимирским образом — материнским благословением святителя на иночество. Разумелось, что пока иконы там будут находиться, милость Господня не оставит Россию. Было сказано, что теперь только одна Матерь Божия могла помочь людям и замолить грехи их у Престола Всевышнего и спасти Отечество.
После долгих мытарств полковник О. смог добраться до столицы и отыскал в ней Братство Святителя Иоасафа Белгородского, деятельные члены которого протоиерей А.И.Маляревский и князь Н.Д.Жевахов поверили его взволнованному рассказу. Добившись личного распоряжения государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов отвез иконы в ставку. Н.Д.Жевахов отправился в Белгород, где от преосвященного Никодима принял Владимирский образ Божией Матери. В Харькове собралось все духовенство во главе с архиепископом Антонием (Храповицким) и много народа. К пяти часам поезд прибыл из Изюма, святыню вынесли на перрон, владыка Антоний благоговейно припал к ней. Началось шествие. Не было человека, который бы не содрогнулся при встрече со святыней, озарившей его внутреннюю природу. Все вдруг почувствовали тот страх Божий, который обесценивает все земное… Рыдания заглушались колокольным перезвоном, общее горе связало всех надеждой на помощь Матери Божией. К полуночи крестный ход дошел до ближайшего к вокзалу храма, где до утра служились молебны о ниспослании победы на фронте. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова.
И совсем по-иному были встречены иконы в Могилеве: крестного хода не было, Императору о прибытии проезда из Харькова не докладывали, князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. Однако короткая встреча Жевахова с Николаем II произошла, после чего иконы были оставлены в ставке на несколько месяцев до конца 1915 г., но крестного хода с ними по линиям фронта так и не состоялось. Князь Жевахов в последствии писал, что во время пребывания икон в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы.
Считалось, что первой волной русского рассеяния чудотворный Песчанский образ был переправлен за рубеж и вскоре исчез. В действительности же образ родину никогда не покидал, и теперь стало известно, что икона всегда была там же, где и до 1917 г.
Видение святителю Иоасафу
Образ Божией Матери, называемый «Песчанским», известен как один из чудотворных списков «Казанской» иконы Божией Матери. Образ был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому, который родился в 1705 г. в Прилуках в день Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенком узнала Своего верного почитателя Пресвятая Владычица, ибо тогда уже научился он искать защиты и утешения в молитве. Отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, сын наказного гетмана, много пострадавший от клеветников, удостоился однажды чудесного видения. «Довлеет Мне молитва твоя», — сказала ему Богородица, стоя на краю неба и милостиво взирая на коленопреклоненного его сына. В эту же минуту слетел ангел и покрыл отрока архиерейской мантией.
В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви, и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с Младенцем со светлым сиянием, от нее исходящим; и раздался глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор ».
По прибытии в Изюм епископ посетил Воскресенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место.
Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в Воскресенскую церковь и молился перед образом Божией Матери.
В 1792 г. Воскресенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда была и отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благоговение прихожан и окрестных жителей.
Чудесные исцеления
Около 1800 года в Изюме жил учитель местного училища Стефан Гелевский, у которого умирали дети; наконец, заболел и последний, сын Петр. Не теряя надежды на милость Божию, родители дали обещание отслужить молебен перед образом Божией Матери на Песках. По дороге в Вознесенский храм сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на исполнении данного обета. Никому не сказав о смерти ребенка, они во время молебна со слезами умоляли Божию Матерь стать их Утешительницей. При чтении в третий раз кондака «О Всепетая Мати…» дитя, до тех пор бездыханное, вдруг вскрикнуло так сильно, что привело в ужас всех присутствующих; отец же и мать лишились чувств. Младенец их поправился, вырос и жил потом в Санкт-Петербурге до преклонных лет.
Естественно было ожидать, что слух о таком необыкновенном случае быстро распространится. К чудотворной иконе стали стекаться толпы богомольцев, переполняя не только Воскресенскую церковь, но и ограду, так что священник не успевал служить молебны. Со стороны благочинного соборного протоиерея Иоасафа Погорлевского последовало запрещение на молебные пения пред Песчанскою иконою. Вскоре протоиерей Погорлевский заболел мучительной болезнью: судорогами жил и корчами всех членов. Осознав свою вину и раскаявшись, Погорлевский был вынужден просить прощения и исцеления своей болезни у Пресвятой Богородицы, когда его разбитого и больного принесли на простынях и положили пред Песчанской иконой. По окончании молебна он почувствовал облегчение, а через несколько дней выздоровел и более не воспрещал молебных пений пред чудотворным образом.
В дальнейшем весь XIX век был ознаменован помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у Песчанского чудотворного образа Матери Божией. Так в 1830 г. после молебна и крестного хода с Песчанской иконой была остановлена эпидемия холеры в Изюме и его окрестностях.
Известны случаи прозрения слепых, исцеления тифозных и раковых больных, припадочных и параличных. Замечателен случай чудесного исцеления жены титульного советника Юлии Петровны Живкович, произошедший в 1901 г. Живкович около трех лет страдала параличом ног, причем левая нога была искривлена и как бы омертвелая, обе ноги висели, как отрубленные, вследствие чего она не могла ни стоять, ни ходить, а ее носили и возили в кресле. Она обращалась к известным докторам, лечилась у проф. Бехтерева, но все впустую. Оставив лечение, она возвратилась в свое имение в Харьковской области, куда была привезена по ее просьбе Песчанская икона. Во время молебна с акафистом больная ощутила толчок в левую руку и смогла двигать левой ногой. После молебна, она, вставши с кресла, смогла подойти к образу и с благоговением приложилась к нему, воскликнув затем со слезами радости: «Я встала, я пошла, я стою сама!» Неожиданно стол, на котором стояла икона (весом с киотом более 3 пуд.), разломился, икона со сильным стуком стала на полу, не разбившись. Исцелевшая поворотилась на стук от удара иконы, подошла к ней и сделала земной поклон! После чего, слегка поддерживаемая, смогла обойти все комнаты.
Все свидетельства о чудесных исцелениях от иконы, а также адреса, имена и фамилии свидетелей хранятся в Вознесенском храме Изюма, в специально заведенном для этого журнале. Вот один из потрясающих случаев нового времени, произошедший в 1956 г. в г. Славянске. Ревнивый муж в порыве гнева во время скандала выстрелил в жену из пистолета, но попал в голову шестилетнего сына. После 12 дней, проведенных в больнице без сознания, мальчик очнулся слепым — пуля перебила центральный зрительный нерв. Годы лечения результата не дали. Очень скорбела его бабушка и часто плакала на молитве перед иконами. Однажды ей приснился сон, в котором голос призывал ее приехать в Изюм и отслужить молебен Песчанской иконе Божией Матери, что она и сделала. Вскоре свершилось чудо: мальчик прозрел. Сейчас этому мужчине — более полувека.
Песчанская волгоградская
Чудотворит и знаменитый список с Песчанской иконы, который вместе с десятками других Богородичных образов облетел границы России на АН-74 в 1999 г. Он находится близ Краснослободска, в хуторе Клецком, в храме священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, но не раз совершал путешествия в храмы других городов, в частности, перевозился из Волгограда — в Христорождественский храм города Вольска.
У этого списка свой провидческий путь. Благословение на приобретение иконы получено еще от старца Николая Гурьянова (ост. Залит, что на Псковщине). Долгих четыре года потребовалось группе верующих на выполнение воли Бога и Его Пречистой Матери. Они обнаружили в поселке Песчанка (какое совпадение с названием изюмского села Пески!) Средне-Ахтубинского района маленькую бумажную икону Божией Матери «Песчанская» в одной семье верующих, незадолго до того подаренной им монахиней из Почаева. Этот изображение и послужило прообразом, с которого иконописцем Александром Гребневым на собранные верующими деньги была написана новая икона. Освящена она была в Свято-Духовом монастыре Волгограда. К этому времени приурочен и сон одной верующей женщины, которой была показана икона Божией Матери «Песчанская» в храме Свято-Духова монастыря.
Празднования Песчанской иконы совершаются 21 июля и 4 ноября (8 июля и 22 октября по ст. ст.). «Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!» — не раз повторяется в акафисте. На большом, в позолоченном окладе, образе, выделяется панагия, украшенная драгоценностями, — дар Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима.
Пребывающие в скорбях, нуждах и болезнях прибегают к Божией Матери Песчанской, и, как говорят святые отцы, сатана трепещет Ее иконы…
И не забудем о начале прошлого века, о приведенных здесь словах святителя Иоасафа Белгородского: «Покайтесь, пока этого еще нет, а то потом поздно будет».
Фото Станислава Минакова
http://rusk.ru/st.php?idar=110336
|