Русский журнал | Кирилл Фролов | 08.04.2005 |
Неспециалисту трудно оценить степень революционности данного утверждения. Между тем по сравнению с ним нынешние попытки переписать историю Второй мировой войны выглядят детской шалостью… Дело в том, что с 1686 года, когда Константинополь и все поместные православные церкви признали переход Киевской митрополии в Московский патриархат, каноничность этого исторического деяния под сомнение никем никогда не ставилась. Россия пережила петровские реформы, упразднение патриаршества, революцию, восстановление патриаршества, две мировые и одну гражданскую войну, перестройку. И никому не приходило в голову ставить под сомнение этот исторический акт…
То обстоятельство, что подобные заявления сегодня возможны, указывает на беспрецедентность происходящих сегодня на Украине перемен. Новым руководством Украины поставлена амбициозная задача: уничтожить последнюю силу, связывающую Украину с Россией, — единую Русскую Православную, неотъемлемой частью которой является УПЦ Московского патриархата, объединяющая подавляющее большинство православных граждан Украины.
…Так называемая «Украинская православная церковь в США», представитель которой решил переписать историю более чем трехсотлетней давности, представляет собой раскольничью группу ранее известную под именем «Украинской автокефальной православной церкви». Ее «иерархи» (не имеющие апостольского преемства) в 1995 году были приняты в церковное общение «в сущем сане» Константинопольским патриархатом. Разумеется, эту скандальную «легализацию» Русская православная церковь тогда не признала и не признает до сих пор.
Между тем за прошедшее с этого момента десятилетие лидеры «УПЦ в США» развернули бурную деятельность. В данный момент, по информации, полученной из Киева, в стадии практической реализации находится проект организации силами «УПЦ в США» своего рода «параллельной юрисдикции» на Украине. Новую «оранжевую церковь американской сборки» планируется спустить со стапелей уже к Пасхе. Она получит полную поддержку новых украинских властей и немедленно будет признана Константинопольским патриархом Варфоломеем.
Уже известны некоторые «технические параметры» новой украинской «церкви». В качестве рабочего в данный момент рассматривается название «Каноническая украинская автокефальная церковь» (КУАЦ). Возглавить ее должен вышеупомянутый «ревизионист» Всеволод Майданский или нынешний глава «УПЦ в США» Константин Баган. Заявленная цель — перетянуть всех сторонников «канонической автокефалии в УПЦ МП». Предполагается, что нынешний раскольничий «Киевский патриархат» вольется в новую структуру, а его глава Денисенко будет отправлен на покой. По информации наших источников, именно этот сценарий обсуждался во время встречи Всеволода Майданского с Виктором Ющенко 24 марта.
Кроме самого президента в реализацию данного проекта вовлечена его супруга и связанная с ней украинская диаспора в США. Значительную роль играет и новый госсекретарь Украины Александр Зинченко, возглавляющий «теневой штаб» по реализации проекта «Единая поместная украинская церковь». Переговоры «группы Зинченко» с представителями Константинопольского патриархата начались сразу же после инаугурации Виктора Ющенко. В качестве благовидного предлога было избрано перенесение в Киев мощей великих учителей Церкви — Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
В свою очередь, в канонической Украинской православной церкви Московского патриархата действует своеобразная «пятая колонна» — за привлечение Константинопольского патриархата к решению церковных проблем на территории Украины активно выступают мирянин Черноморец и священник Дудченко. Между тем согласно церковным канонам такого рода вторжение является преступлением. Классифицируется оно как «раскол». Иерарх, повинный в расколе, подлежит лишению сана и отлучению от церковного общения. Что же касается лиц, провоцирующих раскол, то согласно церковным канонам действия их признаются «расколоучительством» со всеми вытекающими отсюда каноническими последствиями.
…Итак, Украина буквально на днях обретет собственную национальную «церковь», и перед православными гражданами Украины встанет вопрос: можно ли признавать новую структуру церковью, а ее лидеров — православными? На этот вопрос двух ответов быть не может. Разумеется, нет. Архиепископ Всеволод Майданский (предполагаемый лидер новой «церкви») известен скорее как униат — он постоянный участник синодов Греко-католической церкви, постоянный участник униатских богослужений. Всеволод Майданский неоднократно прямо заявлял о том, что считает Украинскую греко-католическую церковь — «преемницей древней Киевской Церкви». А, например, его ближайший соратник на Украине — глава Полтавской епархии УАПЦ Игорь Исиченко — 5 ноября 1994 года отслужил в раскольническом Димитриевском храме Харькова панихиду по униатскому митрополиту Андрею Шептицкому, подчеркнув «его выдающееся значение в деле становления украинской национальной идеи». Как люди, исповедующие такие убеждения, могут быть признаны православными — непонятно…
Следует иметь в виду и общеправославный контекст происходящего. Дело в том, что своеобразные «оранжевые революции» (в церковной среде их принято называть «оливковыми») в данный момент сотрясают одновременно две поместные церкви — Элладскую и Иерусалимскую. Элладскую церковь евробюрократия обвиняет в торгово-экономических преступлениях, используя эти обвинения для силовой смены ее руководства, и в первую очередь ее главы — архиепископа Христодула. В Греции уже создан светский «контрольный совет», который будет контролировать церковный бюджет и назначение епископов. В эти же дни происходит попытка сместить иерусалимского патриарха Иринея по уже отработанной схеме церковного переворота. Таким образом, «украинский сюжет» идеально вписывается в общий план по демонтажу всей канонической системы мирового православия.
Фактически единственным препятствием для реализации этих планов может стать солидарная позиция православных. Их решительный отказ от признания за государством права грубо вмешиваться в церковную жизнь, а за наспех сколоченными новообразованиями — права считаться «православными церквями». Не нужно смущаться дутым «авторитетом» Константинопольского патриархата. Не надо забывать, что, например, в 1920-е годы Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) поддержал аналогичный «проект» — выдуманных большевиками «обновленцев». «Обновленцам» тогда было передано большинство храмов. Они располагали всесторонней поддержкой большевистского руководства. Однако православный народ остался с гонимым патриархом Тихоном. И когда в 1943 году государство перестало их поддерживать, от «обновленцев» не осталось и следа.
Столь же жесткую и непреклонную позицию занимал патриарх Тихон и в отношении украинских «автокефалистов», которых так же, как и «обновленцев», активно поддерживали большевики. В момент, когда в Киеве остался только один православный храм — остальные (несколько сотен) были переданы большевиками «обновленцам» и «автокефалистам», — патриарх Тихон ввел на Украине прямое патриаршее управление, взяв руководство Украинской автономной церкви на себя. Таким образом, на период чрезвычайной ситуации он «приостановил» автономию Киевской митрополии, которую ей предоставил Собор 1917−1918 годов…
Несколькими годами ранее (накануне Генуэзской конференции), когда польские власти пытались навязать Варшавской митрополии Русской православной церкви автокефалию, патриарх Тихон разговаривал с уполномоченным большевистского правительства по польским делам:
— А что, Ваше Святейшество, — спросил полномочный, — если собирающиеся в Варшаве епископы объявят автокефалию?
Патриарх встал, оперся руками о стол и сказал:
— А если они осмелятся самочинно объявить автокефалию, то я у них, как сынов противления, отыму и автономию…
(Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917−1943, М., Св. Тихоновский богословский Ин-т, 1994).
…Нам сегодня нужна именно такая «тихоновская твердость». Нынешние действия Константинопольского патриархата, ведущие к катастрофе православия на Украине (и не только там), должны получить единственно возможную в этом случае оценку — раскол. А следовательно, любые действия Константинопольского патриархата на чужой канонической территории (рукоположения, прещения и пр.) следует признавать не имеющими силы.
И еще. Сейчас, на мой взгляд, необходимо поставить вопрос о прославлении тех мучеников и исповедников Западной Руси, которые пострадали за святое православие от рук «мазепинцев» и униатов. Давайте перечислим только самых известных из них:
Священномученик Максим Сандович. Священник и духовный лидер карпаторусского народа лемков. Зверски убит австрийскими властями в 1914 году. Священномученик преставился со словами: «Да живет святое православие, да живет русский народ». Отец Максим уже канонизирован Русской зарубежной и Польской православной церквями.
Схиархимандрит Алексий (Кабалюк). Выдающийся карпаторусский миссионер, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к вере отцов — святому православию. Убедительным доказательством святости отца Алексия является обретение его нетленных мощей в феврале 1999 года. Местночтимый святой.
Протопресвитер Гавриила Костельник. Убит в 1947 году бандеровцами за верность православной церкви.
Митрополит Киевский Алексий (Громадский). Убит бандеровцами в 1943 году за верность Русской православной церкви и противодействие автокефалистскому расколу.
Епископ Мукачевский Мануил (Тарнавский). Убит бандеровцами в 1944 году за верность Русской православной церкви и противодействие автокефалистскому расколу.
Материалы к житиям этих священномучеников уже собраны и систематизированы преподавателем Свято-Тихоновского богословского института В.И.Петрушко и преподавателем Московской духовной академии протоиереем Владиславом Цыпиным.
06.04.2005