Русская линия
Интернет против телеэкрана Анна Любимова08.04.2005 

Пропаганда наркомании в отечественных СМИ

Чуть больше года назад телеканалом РТР была показана авторская программа Елены Масюк о наркомании «Караван». На первый взгляд, центральная мысль фильма — осуждение растущей во всем мире наркомании. Именно этого и ожидает зритель от передачи государственного канала. Однако анализ словесного и аудио-визуального ряда этой программы открывает прямую пропаганду наркомании. Рассмотрим некоторые приемы авторской технологии Елены Масюк.

1. Внедряется миф о том, что наркомания глубоко традиционное явление для общества. Известно, что слово «традиция» вызывает в сознании ассоциации с чем-то спокойным, правильным и нерушимым. Поэтому Е. Масюк сразу вспоминает о ритуальных обрядах народов Севера и на этом добротном фоне из народных плясок и северных оленей сообщает об использовании шаманами галлюциногенных грибов. Таким образом, в сознании происходит соединение видео образа традиции с вербальным сюжетом о галлюциногенных грибах. Более того, новоиспеченный миф сакрализуется с помощью чтения отрывка из старинной книги «О пирах и забавах Камчадала», которая предстает в виде светящегося тома, открывающегося без посторонней помощи.

2. Другой миф, программирующий и разрушающий сознание: наркотики полезны для здоровья. В фильме приводятся «Многочисленные примеры использования марихуаны в медицинских целях». Напротив, лечение — опасно для жизни — большой фрагмент рассказывает о частной наркологической клинике, где очень дорогое ненаучное лечение исцеляет лишь 5% наркоманов, в то время как все пациенты подвергаются реальному риску не пережить лечение. В подтверждение словам диктора приводится леденящий душу фрагмент художественного фильма о пытках на электрическом стуле.

3. Еще один миф, обогащающий предыдущий: наркомания — явление, созвучное морали и культуре. В передаче подробно рассказывается о музее конопли, где есть даже русские экспонаты, существует колледж — образовательное учреждение, в котором читаются лекции по использованию наркотиков, и, наконец, поставлен даже философский спектакль о наркотороговле, фрагменты которого показываются в передаче. Так, наркомания выводится из ряда «безнравственных явлений» и возводится в ряд возвышенных, достойных запечатления в культуре. Крупные наркоторговцы приравниваются к руководителям государств: так в Таджикистане портреты наркокороля Алиша Алимбекова украшает улицы наряду с портретами президента Таджикистана. Скрытое сообщение, заложенное в этой информации таково: «Президент — законная власть. Наркокороль — почти президент. Следовательно, наркокороль — законная и положительная фигура».

4. Три упомянутых мифа укрепляются еще одним: наркомания не мешает нормальному образу жизни. Наркоманы рассказывают, как вошли в колею нормальной жизни, теперь они работают, а наркотики (героин) принимают только после работы. Таким образом, наркомания становится НЕОБХОДИМОЙ частью созидательного образа жизни. В финале передачи алыми буквами дается текст: «В ПРОШЛОМ ГОДУ В РОССИИ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ СКОНЧАЛОСЬ 104 ТЫСЯЧИ 810 ЧЕЛОВЕК.» Шестизначное число разорвано лишним в данном случае словом «тысячи», поэтому визуально воспринимается как два разных числа 104 и 810. Таким образом, миф дополняется манипуляцией с цифрами.

5. Еще один ударный прием — манипуляция с помощью контекста — помещение слов, означающих наркотические вещества в привычный всем контекст «еды». Наркотик становится съедобным, его можно попробовать в голландских кафе, его цена зависит от качества (как у любого продукта), лучшие сорта выращиваются в Голландии, затем они хранятся в морозильных камерах и в специальных контейнерах. Главное — не запутаться в сортах, которые очень подробно перечисляются ведущими. Наркотик встает в один смысловой (семантический) ряд с едой, меню, качеством — переносится в группу слов с «мирным» смыслом.

6. Манипулятивное внедрение образа в подсознание за счет ассоциаций и повтора. Со времен книги Г. Лебона «Психология народов и масс» повтор известен как мощнейшее средство манипуляции сознанием. Чтобы заменить в массовом сознании одну ассоциацию на другую, необходимо изменить частотность их употребления в СМИ. Это и делается в «Караване»: названия наркотиков постоянно, навязчиво соединяются со словами, вызывающими положительную реакцию. Вот эти контексты: «кайф», «полетать», «мультики посмотреть», «расслабиться», «все такое яркое, зеленое, красивое», «несколько секунд блаженства», «Это просто потрясающе!»

Эффект этих слов усиливается видеорядом — картинками солнечных райских островов, порожденных галлюцинацией. Также в фильме звучат мелодичные песни примерно такого содержания: «Эта песня о зеленом, красивом и очень полезном растении. Конопля, Голландия или Недервид, да, да, да, нет, да». Известно, что музыка имеет огромный гипнотический потенциал, зритель невольно запоминает красивую песню, и, напевая ее «про себя», продолжает процесс воздействия на собственное сознание.

7. Скрытые приемы манипуляции сознанием соседствуют с открытыми, почти агитационной направленности. В передаче даются подробнейшие инструкции по производству и изготовлению наркотиков, соблазняющие зрителя перспективой огромных прибылей: 300 долларов — и из Голландии привозится полное оборудование для выращивания конопли в домашних условиях, Елена Масюк подробно объясняет устройство баночки для перевозки семян конопли. Также подробно рассказывается о способах перевоза героина из Афганистана и способах его распространения среди российских школьников. Приводятся и колоссальные цифры — суммы прибылей от удачной перевозки.

8. Перечисленные лингвистические приемы дополняются акустическими и визуальными. Заканчивается фильм титрами на ослепительно алом фоне. Известно, что красный цвет самым сильным образом воздействует на психику человека, повышается давление, учащается пульс. Голос за кадром, приглушенным тембром настойчиво повторял «Героин, героин, героин — белый порошок, героин, героин, героин — это хорошо. Кока, героин.»

Мы упомянули далеко не все приемы манипуляции, использующиеся в фильме. Их количество в «Караване» столь велико, что манипуляционный потенциал фильма превышает «оборонительные» способности зрителя. Очевидно, в подобных случаях, противостояние манипуляции возможно на нескольких уровнях. Во-первых, на законодательном уровне, как это делается во многих европейских странах. Так, например, во Франции, Высший аудиовизуальный Совет, не пропустил бы подобную программу в эфир, как угрожающую духовному и физическому здоровью граждан и национальной безопасности страны.

Однако законодательно ограждение не сможет оградить человека во всех случаях. Сама личность должна быть защищенной духовно и ментально. Знание приемов манипуляции и способов аргументации, знание того, что прячется за красивыми словами и гипнотизирующей музыкой, а также понимание смысла и цели человеческой жизни и твердая нравственная позиция, во многом смогут создать иммунитет к самым изощренным способам воздействия на сознание.

http://www.contr-tv.ru/common/1127/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru