Русская линия | Марина Бодомова | 20.06.2006 |
«Эта обитель была основана Святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, в его бытность архипастырем и просветителем Северной Америки, и стала источником духовной поддержки, утешения и ободрения для многочисленных паломников. Одному Богу ведомо, для скольких людей монастырь стал местом встречи со Христом. За минувший век его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям. Они преобразили монастырскую землю в благоухающий сад, исполненный плодов благодати Божией. Мне весьма памятно посещение этой обители в самом начале моего Патриаршего служения, в 1991 году. Нынешнее возрождение духа и быта монашеского преемства, надеюсь, будет способствовать сохранению и приумножению в обители древних традиций монашеского делания. Прославленный в лике святых, основатель монастыря Святитель Тихон, верим, предстоит ныне перед Престолом Божиим, вознося свои молитвы о наших Церквах, странах и народах.
Отрадно, что в наше непростое время всевозможных соблазнов и искушений этот монастырь по-прежнему остается местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая может обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной. Да хранит Господь обитель Свято-Тихоновскую, возлюбленного Блаженнейшего Митрополита Германа и всех вас, дорогие братья и сестры, на всех путях жизни и служения вашего!»
Об истории этой обители и торжествах, посвященных ее столетию, и рассказывает материал, присланный нам из-за океана свидетелем и участником этих событий.
Историческая справка. Американская Православная Церковь получила в 1970 году автокефалию от Русской Православной Церкви. Имеет около тысячи приходов и насчитывает примерно миллион прихожан, большинство из которых составляют выходцы из Восточной Европы, прежде всего русские и украинцы, которые эмигрировали в Америку десятилетия назад; кроме них есть также итальянцы, греки, ирландцы, много американцев и — недавние иммигранты из России, для которых служба во многих приходах совершается на русском языке.
В лесах Пенсильвании, в красивой местности, природа которой напоминает среднюю полосу Россию, расположены Свято-Тихоновский монастырь и Свято-Тихоновская семинария. Они находятся в четырех часах езды от Вашингтона и примерно на таком же расстоянии от Нью-Йорка. Идея основания первого православного монастыря в Северной Америке принадлежала святителю Тихону, тогдашнему епископу Православной Северо-Американской Миссии, и молодому иеромонаху Арсению (Чаговцеву), приехавшему в США в 1902 году.
В мае 1905 года на собрании Русского Православного общества взаимопомощи (ROCMAS) в Кливленде, штат Огайо, поднялся вопрос о необходимости открытия приюта для осиротевших русских детей в Америке. Присутствовавший на собрании иеромонах Арсений предложил на ферме недалеко от Мейфилда, в Пенсильвании, вместе с сиротским домом основать и монастырь (в этой местности уже начали обосновываться православные русские люди). Отец Арсений надеялся, что монастырь станет отчим домом для иноков. Он знал, что для обретения ими духовного обновления и для пастырского служения растущего числом верующего населения монахам необходим монастырь. Был сформирован комитет, куда вошли протоиерей Александр Хотовицкий, иеромонах Арсений, отец Джейсон Капанадзе и миряне Феодор Бачна из Мейфилда и Лука Тиер из Вилкс-Бэрри.
Архиепископ Тихон (Беллавин) поддержал это начинание и внес первое пожертвование. Благодаря усилиям отца Арсения и стараниям архиепископа Тихона, было найдено подходящее место — ферма Вагнеров в графстве Западный Уэйн, около деревни Южный Ханаан. Летом 1905 года за 2580 долларов ферму купили, и желаемое стало претворяться в действительность. 30 июля 1905 года епископ Рафаил прибыл в Южный Ханаан и в часовне уже действовавшего сиротского дома отслужил молебен. На том самом месте, где сейчас находится монастырская церковь, под открытым небом в сослужении о. Арсения и о. Александра Хотовицкого владыкой Рафаилом была совершена первая Божественная литургия. Через два дня собранием клириков и местных верующих было решено посвятить новый монастырь святителю Тихону Задонскому — небесному покровителю их духовного окормителя — архиепископа Тихона.
Так был основан Свято-Тихоновский монастырь. Сюда начали съезжаться те, кто стремился к монашеской жизни, а также паломники. В декабре 1906 года было заложено основание для монастырского здания. Это здание много лет служило как келейное строение с часовней. Его строительство было закончено в мае 1906 года. Летом 1906 года в монастыре жил архиепископ Тихон. Он жил, как обычный монах, и участвовал в монашеской жизни на общих основаниях. В то же самое лето, в день памяти святителя Тихона Воронежского, рясофорный монах Андрей (Репелла) стал первым, кого постригли здесь в мантию с именем Антоний, а о. Арсений был возведен в сан игумена. На торжественном богослужении находились прибывшие с паломниками афонские святыни — икона Божией Матери «Скоропослушница» и образ св. Целителя Пантелеимона.
В 1907 году владыка Тихон был отозван в Россию, а годом позже игумен Арсений оставил монастырь, продолжив свою миссию в Канаде. Новый владыка — преемник архиепископа Тихона — архиепископ (позднее митрополит) Платон (Рождественский) любил литургическую жизнь и уединенность монастыря настолько, что в 1908 году выстроил на монастырской земле летнюю резиденцию для себя и последующих правящих епископов Северно-Американской миссии. Архиерейский дом расположился за зданием, где ныне находится семинария. Вспоминает игумен Антоний (Репелла): «Владыка Платон приезжал не отдыхать, но подвизаться. Утром, в 5 часов, владыка уже был в церкви, стоя с четками посередине храма, перед иконой преподобного Серафима Саровского. Хотя богослужения в монастыре были очень продолжительными и для владыки ставили кресло, во время служб он всегда стоял и никогда не садился. Он горячо молился, и братия, видя владыку, также начинали усиленно молиться… Богослужения продолжались, и петь становилось некому, поскольку монахи расходились по послушаниям. Тогда владыка начинал петь сам, причем необычайно покаянно. Те, кто находился в такие моменты в храме, никогда этого не забудут». Уже вскоре после основания монастырь занял важное место в духовной жизни православной Америки.
Некоторые епископы приезжали в монастырь, чтобы провести в нем свои преклонные годы. Среди таких архиереев были архиепископ Арсений, епископ Амфилохий, епископ Иоанн Аляскинский, епископ Николай (Велимирович), последний умер, являясь ректором семинарии. По желанию епископа Николая, его похоронили в монастыре, но через некоторое время его тело было увезено из монастыря и погребено в другом месте. Митрополит Леонтий, начиная с того времени, когда он был молодым священником в Америке, и в течение тех лет, когда он был епископом, часто посещал Свято-Тихоновский монастырь.
В ранних описаниях монастыря упоминается, что непосредственно позади главного монастырского здания (в том месте, где сейчас расположена колокольня), планировалось построить кафедральный собор, как это делалось в большинстве русских монастырей. Увы, эта идея так и не воплотилась в жизнь. В 1915 году в другой части монастырской собственности была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Однако в 1928 году церковь полностью сгорела и не была восстановлена из-за «великой депрессии» и связанными с ней материальными трудностями. Остатки ее фундамента до сих пор можно видеть в дальнем конце поля, за стенами сиротского приюта.
Идея отца (а позже митрополита) Александра Немоловского о создании в монастыре семинарии также принесла свои плоды в те ранние годы, ибо вошло в практику, что абитуриенты семинарии в Тенафли, штат Нью-Джерси, приезжали в монастырь на трехмесячные подготовительные курсы. Бывший в то время одним из таких студентов, позже протопресвитер Иосиф Пишти, вспоминает: «На эти занятия приехали 28 молодых людей из различных частей страны. Нам был предложен ускоренный курс, который мы прошли за три лихорадочных месяца. Особое внимание уделялось русскому языку (чтению, письму, устной речи). Знание церковнославянского языка требовалось от всех без исключения абитуриентов, желавших пройти данный курс. Программа была чрезвычайно напряженной, от студентов требовалось неукоснительное посещение утренних и вечерних богослужений, ежедневно проводилась спевка хора. Условия монастыря были мало приспособлены для принятия такого количества студентов, не хватало жилья, но мы примирились со всем. Почти все студенты обладали слухом, и благодаря нашему хору на богослужения приходило много фермеров, живших неподалеку. Монахи относились к нам очень тепло, мы помогали им по хозяйству. К сентябрю мы прошли весь материал подготовительных курсов. Одетые в лучшую одежду, с собранными вещами, мы вошли в скромную монастырскую церковь, где провели столько часов в молитве и созерцании и которую так полюбили; мы пропели молебен и, обнявшись с монахами и получив благословение от отца-настоятеля Никона, отправились в семинарию в Тенафли». Студенты подготовительных курсов построили за монастырской церковью маленькую часовню (позже перестроенную в колокольню) в память об их учебе в монастыре. Через некоторое время около часовни на бетонном возвышении был воздвигнут крест и написаны имена всех студентов.
Свершившаяся в России революция отразилась и на православных в Америке. Во-первых, стало не хватать клириков. Поэтому вскоре после основания монастыря монахов стали посылать служить на приходы во все концы Америки и Канады. Монастырь и братия были лишены лучших духовников. Данная тенденция просуществовала до недавнего времени. Кроме того, Православие в Америке оказалось на грани финансового краха, потому что финансирование миссионерства, осуществлявшееся Матерью-Церковью, полностью прекратилось. Монахи, начиная со времени «великой депрессии» и почти до недавнего времени, жили в состоянии нищеты настолько угнетающей, что лишь несколько человек осмелились вступить в братию Свято-Тихоновского монастыря за достаточно продолжительный период. В основном в монастыре оставались пожилые люди.
Однажды настало время, когда обитель святителя Тихона была выставлена на аукцион, т.к. не смогла выплачивать ссуду за землю. Милостью Божией монастырь сохранился благодаря тому, что никто не был заинтересован в покупке.
Формальное семинарское образование прекратило здесь тогда свое существование. Свято-Тихоновский и Свято-Вознесенский монастырь в Сифтоне (Манитоба, Канада), который также был основан о. Арсением в бытность его епископом Канадским, проводили неофициальные курсы для будущих священников.
Наградой за труды братии явилось назначение в 1922 году настоятелем архимандрита Луки, прослужившем в этом звании тридцать лет и обеспечившем обители относительную стабильность.
В 1938 году усилиями митрополита Феофила и архиепископа Арсения, который в то время жил в монастыре, отойдя от дел, при монастыре была основана Свято-Тихоновская пастырская школа (позднее — Свято-Тихоновская богословская семинария). Все насельники обители радовались воссоединению с Его Преосвященством — владыкой Арсением, один из основателей монастыря, и были благословлены его покровительством до блаженной кончины, последовавшей в 1945 году.
В те годы было построено двухэтажное кирпичное здание приюта, сохранившееся до наших дней. Сегодня оно служит общежитием для семинаристов и персонала. В 1950-е годы построили здание семинарии.
В 1951 году еще один святой благословил земли Свято-Тихоновского монастыря. Епископ Николай (Велимирович), святитель Сербский, стал преподавать в семинарии при монастыре. В 1955 году он стал ее ректором, а через год отошел ко Господу.
Настало время, когда число братии стало увеличиваться, начали расширяться и монастырские постройки. Так, в 1960—1961 годах были перестроены монастырские келии и часовня. Со временем здесь появилась монастырская церковь. В 1965 году под руководством игумена и ректора семинарии епископа Киприана (Борисевича) храм был перестроен и расширен, было изменено его внутреннее убранство, обновлены иконы, которые можно видеть по сей день.
К сожалению, несмотря на то, что монастырь рос и обновлялся, приют для сирот пришлось в 1971 году закрыть.
Последние годы жизни монастыря связаны с именем иерея Иосифа Свайко, выпускника Свято-Тихоновской семинарии, в 1970 году принявшем монашество. 10 февраля 1973 года он был рукоположен во епископа Германа, получив имя первого новопрославленного святого Америки — преподобного Германа Аляскинского. Девять лет епископ Герман был заместителем ректора семинарии при монастыре, а с 1981 года стал ее ректором.
Празднование в 1980 году 75-летия монастыря было ознаменовано открытием двух церковных приделов во имя Божием Матери и прп. Серафима Саровского. Также были обновлены купола монастырской церкви, колокольня с часовней и часовня над колодцем. В тот же год, 14 декабря отошел ко Господу дорогой всем архиепископ Киприан.
В 1982 году епископ Герман был избран игуменом монастыря. Под его управлением монастырская братия продолжала расти, а земли обители украшались часовнями в местах уединенной молитвы, многие из которых были возведены к празднованию тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.
В октябре 1989 года в обители было великое духовное торжество, труды и лишения ее насельников были благословлены прославлением Русской Православной Церковью в лике святых Патриарха Тихона — основателя Свято-Тихоновского монастыря в Америке. В 1994 году были прославлены и другие подвижники обители, что было воспринято насельниками как благословение Божие и укрепление в дальнейших трудах. Это святой Алексий (Вилкес-Варийский), положивший много трудов по возвращению правых греко-католиков в лоно Православной Церкви в конце XIX — начале XX века. Он присутствовал при освящении монастырского здания в 1906 году, а в 1909 году был похоронен на монастырском кладбище.
В том же году два клирика Русской Православной Церкви, трудившиеся в Америке, были прославлены на Родине как священномученики: протоиерей Александр Хотовицкий и протоиерей Иоанн Кочуров, пострадавшие за веру.
В 2000 году был канонизирован св. Рафаил Бруклинский — первый епископ, совершивший в монастыре Божественную литургию и первый архиерей, рукоположенный в сан на американской земле. Его вклад в распространение Православия в Америке трудно переоценить. Он остается примером для всех христиан Америки, свидетельствующим, как, поднимаясь над этническими и прочими различиями, возглашать чистоту и правоту православного вероучения. Список подвижников можно продолжать именами монахов, проводившими ангельскую жизнь на святой земле монастыря.
Будем помнить о том, что главное в монашеской жизни — не юбилейные торжества, а пример ежедневной духовной борьбы, и также заботливый прием паломников, открывающих для себя православную миссию этой святой обители. Монастырь служит постоянным напоминанием о том, что единение с Богом через непрестанную молитву не только желательно, но и достижимо еще в рамках нашей земной жизни.
…В торжественный день празднования столетия Свято-Тихоновского монастыря мы подъехали к обители в восемь часов утра. До начала праздничного богослужения оставалось полтора часа, и мы решили ознакомиться с монастырем. Сходили на монастырское кладбище, посетили святой источник. Здесь устроено много мест для уединенной молитвы. Это может быть маленькая часовенка, беседка с иконой или просто большой камень, перед которым установлен святой образ.
Мы посетили музей, в экспозиции которого выставлены облачения, личные вещи архипастырей монастыря, привезенные ими с Родины. Здесь же находятся народные костюмы жителей Кавказа, Украины, некоторых губерний России, Аляски. На первом этаже музея расположен магазин, в котором можно приобрести духовную литературу, иконы, церковные облачения и утварь.
Но вот зазвонил колокол. Архиереи во главе с митрополитом Германом крестным ходом двинулись от монастырского храма к специально выстроенному для праздничного богослужения павильону. По пути к духовенству присоединялись насельники монастыря и паломники. Началась Божественная литургия, транслировавшаяся на весь монастырь. Прекрасно звучал монастырский хор. Пасхальные приветствия сопровождали ход праздничной службы. Было радостно, что столетие монастыря совпало со временем святой Пятидесятницы, когда все православные приветствуют друг друга возгласом: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
Пение хора помогало возносить ум и сердце к Престолу Всевышнего Бога. И душа радовалась и плакала слезами умиления, благодарила Создателя за Его безграничную милость, Его любовь до самопожертвования, Его терпеливое ожидание прихода нас, заблудших, к Нему, Вездесущему и Всемогущему, дабы отдать свои сердца и посвятить всю жизнь.
По окончанию праздничного богослужения митрополитом Германом был отслужен молебен с елеопомазанием о здравии пред иконами Божией Матери «Скоропослушница» и святого Целителя Пантелеимона.
Перед тем, как отправиться в обратный путь, паломники смогли подкрепить свои силы за праздничной трапезой. Удивляло обилие русской речи. Это действительно русский монастырь, хоть и на американской земле.
Вот и все. Мы заняли свои места в автобусе. В последний раз оглядываемся на монастырские строения. Уже деревья и поля побежали вдоль дороги. Автобус увозил нас из Свято-Тихоновского монастыря. Но сердце и память запечатлели праздник души, праздник встречи со святой обителью.
…Живешь и думаешь: Землю нашу создал Единый Бог. Люди живут в разных частях света, и всех нас Господь любит одинаково, не переставая изливать на нас Свои милости. И везде есть Он — Человеколюбец. И здесь, в Америке, столь удаленной от России, Господь также посылает нам радость общения с Ним во святых таинствах, возрождая духовно. Благословляет нас единым сердцем и едиными устами славить Его во всех уголках Вселенной и возносить наши молитвы за Россию и Церковь Православную.
г. Питтсбург, штат Пенсильвания, США
http://rusk.ru/st.php?idar=110315
|