Русская линия | Лидия Соколова | 16.06.2006 |
Продолжим нашу прогулку по Никольскому кладбищу и от могилы А.Д.Вяльцевой перейдем к участку, находящемуся также недалеко от Никольской церкви, но ближе к центральному входу, где погребены многие профессора Петербургской Духовной академии.
Василий Николаевич Карпов
02.04.1798−03.12.1867
Холодной декабрьской ночью почил от своих трудов ученый Василий Николаевич Карпов. Перед своей кончиной он два раза приобщился Святых Христовых Таин. Преосвященный Палладий, епископ Ладожский, совершил обедню и вынос тела заслуженного профессора из квартиры в академическую церковь. Сколько печальных воздыханий слышало в этот день Никольское кладбище… На отпевании присутствовало сорок архиереев и священников. С большим теплом вспоминали присутствующие жизнь Василия Николаевича.
Он родился в селе Хрепаново Воронежской губернии, в бывшем имении графини Орловой. Его первым воспитателем был отец — священник этого села. Причем воспитание мальчика заключалось исключительно в труде, а игрушек и развлечений не было никаких. Грамоте ребенка учили по букварю, но учился он не забавляясь, а трудясь. Вася всегда принимал участие в хозяйственных хлопотах отца, исполняя самые различные поручения, умел хорошо ездить верхом. Со временем он пошел по стопам отца, поступив в Воронежскую семинарию, а приобретенное в детстве умение работать помогло ему в будущем стать заслуженным профессором. Именно в юности у молодого человека зародилась любовь к философии. Из семинарии он был направлен на учебу в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1825 году. Будучи студентом, Василий Карпов под влиянием Канта увлекся философией, но впоследствии его любимым философом стал Платон.
Василий Николаевич решил перевести сочинения Платона, и его четырехтомный труд был признан лучшим, что и обратило на него Высочайшее внимание, вскоре он был удостоен Высочайшего подарка.
После окончания курса академии В.Н.Карпов был определен преподавателем немецкого и греческого языков в Киевскую семинарию и академию с одновременным исполнением обязанностей заведующего библиотекой.
В 1827 году он был утвержден в степени магистра, а через год стал бакалавром французского языка, затем и бакалавром философских наук в той же Киевской академии.
В мае 1833 года, после того как Василий Николаевич овдовел, он попросил перевести его в Петербургскую Духовную академию, куда приехал со своим малолетнем сыном Николаем, ставшим впоследствии студентом столичной академии и скончавшимся перед окончанием курса в 1855 году.
В 1834 году В.Н.Карпов стал библиотекарем Санкт-Петербургской Духовной академии, через год получил звание коллежского асессора и должность профессора философии, кроме того, он преподавал логику, психологию и историю философии. За 42 года профессорской жизни Василий Николаевич имел многочисленные награды за безупречную службу, в том числе был кавалером орденов Анны 2-й степени и Владимира 3-й степени.
По рекомендации Московского митрополита В.Н.Карпов был возведен в звание ординарного профессора. Семинаристы в самых отдаленных уголках России знали имя этого самобытного русского философа. «Наш русский мыслитель ни разу не отдался в кабалу ни одному заграничному авторитету, и если кому из философов отдавалось в его сердце предпочтительное сочувствие, так это безмерному идеалисту древности, исторгавшему похвалы их уст знаменитейших отцов Церкви, Платону. Он оберегал границы независимого царства самостоятельной православно-русской мысли от иноземных вторжений западного реализма», — отмечали современники.
Жизнь Василия Николаевича Карпова — в основном кабинетная, была полна дум, вдохновений, душевных тревог, и горьких разочарований, и хотя его послужной список весьма однообразен, перечисление его трудов и заслуг заняло бы несколько страниц. В окне его кабинете, в одном из зданий лавры, часто до самого утра горел одинокий свет. Жизнь ученых совершается внутри кабинета и незрима миру, а их подвиги — это подвиги духа.
Множество статей В.Н.Карпова, опубликованных в журналах «Христианское чтение», «Странник «еще ждут своих издателей.
Великим постом 1867 года он почувствовал, что «елей его жизни догорает». Он уходил из этого мира в полном сознании этого ухода с чувством истинного христианина и философа. Его друзья и коллеги, провожая его в последний путь, обратились тогда к нам, его потомкам, что мы прочтем его труды и вздохнем невольно, сказав: «Это Карпов писал, помолись за него». В этом отношении мало «познать себя», надо также познавать, понимать и ценить других…
Рядом с Василием Николаевичем погребен профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Васильевич Чельцов.
Иван Васильевич Чельцов
1828−05.03.1878
Основная часть творческой жизни Ивана Васильевича Чельцова была связана со столичной Духовной академией, он был одним из самых ярких ее представителей: залуженный ординарный профессор, доктор богословия, действительный статский советник, редактор журнала «Христианское чтение», помощник ректора по церковно-историческому отделению, кавалер орденов св. Станислава, св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени.
Ему было 49 лет, когда он оставил этот мир. Его отпевали в академической церкви. Около гроба стояла молодая жена, оставшиеся сиротами шестеро детей и отец покойного, 80-летний протоиерей Василий.
И.В.Чельцов был достойным представителем рода Чельцовых, известного с начала ХVII века. Он дал России замечательных людей, среди которых были известные ученые, священнослужители, преподаватели. Первым в роду был Адриан Чельцов, священник села Тросны Зарайского уезда, а одним из последних — новомученик протоиерей Михаил Чельцов, проходивший по делу митрополита Вениамина в 1922 году, автор известных «Записок смертника», расстрелянный в Рождество Христово 1931 года.
Иоанн Васильевич Чельцов родился в Рязанской губернии в семье священника. В 1848 году он закончил рязанскую Духовную семинарию, а в 1851 году — Санкт-Петербургскую Духовную академию, по окончании которой молодой человек был определен на должность бакалавра Академии по классу церковной истории. В 1859 году он получил звание экстраординарного профессора. Не карьера ради самолюбия, а жизнь ради спасения души и служения Отечеству и Богу — вот ценности, на которых воспитывалось не одно поколение русских людей.
Когда из Кирилло-Белозерского монастыря в академию поступила монастырская библиотека старопечатных книг и рукописей, Иван Васильевич с большим желанием, благодаря своим знаниям и терпению, взялся за сложное дело приведения в порядок полученных древних книг. В его жизни не было дел, к которым бы он относился легко, небрежно или поверхностно. Труды ученого-богослова были оценены сослуживцами и 23 марта 1860 года «за отлично-усердную службу, обширную работу и основательное преподавание своего предмета», он был возведен в звание ординарного профессора.
В своих общественных и служебных отношениях, как отмечали современники, профессор отличался редкой прямотой и независимостью образа мыслей.
«Молим вас, братия, знайте трудящихся у вас и наставляющих вас, и почитайте их преимущественно с любовью за дело их», — так говорили о своем преподавателе студенты, которые любили его, поражались его эрудиции, прекрасному знанию греческого языка и византийской истории. Лекции его всегда отличались остроумием, яркостью, образностью и глубиной мысли. Он умел так преподнести исторические события, совершившиеся тысячелетия назад, что студенты представляли их наглядно и ярко, как будто они совершались перед их глазами. Мало того, он, глубоко знавший историю и жизнь, присоединял к событиям свои выводы, которые глубоко западали в сердца студентов, принося добрые плоды. Но самой главной любовью в его жизни была любовь к Церкви Божией. Он преображался, когда говорил о Церкви, и по окончании лекции студенты выходили из аудитории переполненные любовью, которую дарил им профессор, а ему эта любовь была дарована Господом, и он приумножал ее, как мог.
После смерти профессора И.В.Чельцова лекции по древней и общей церковной истории стал читать профессор И.Е.Троицкий, погребенный напротив.
Иван Егорович Троицкий
18.04.1832−02.08.1901
Имя Ивана Егоровича Троицкого известно всем, кто любит церковную историю, поскольку он считается главой новой церковно-исторической школы в России и крупнейшим историком России. При своей изумительной учености, профессор-историк И.Е.Троицкий умел так вести себя с людьми, что они сами стремились к знаниям, чтобы во всем познавать Божие величие. Его имя навсегда вписано в историю богословского знания.
Он родился в селе Красном Пудожского уезда Олонецкой губернии в семье причетника. После окончания Каргопольского Духовного училища и олонецкой Духовной семинарии, в 1859 году, Иван закончил и полный курс Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью магистра богословия и вернулся преподавать в родную семинарию. Предметами его внимания и преподавания стали логика, психология, патристика и латинский язык. Но эта работа продолжалась совсем недолго, поскольку вскоре он занял должность бакалавра по кафедре греческого языка в Санкт-Петербургской Духовной академии, одновременно преподавая в столичном университете. Лекции И.Е.Троицкого отличались полнотой содержания благодаря его эрудиции. Однажды профессор сказал: «Я от себя ничего не говорю. Меня нет в моем сочинении. Там что ни слово, то факт. Ничего я не игнорирую и ничего не скрываю».
Начиная с первых лет академической службы, Иван Егорович изучал церковную историю и получил звание экстраординарного профессора.
Профессор Троицкий непрерывно публиковал исторические исследования, статьи и переводы, большинство которых было посвящено истории христианского Востока в журнале «Церковный Вестник» и в «Христианском чтении», редактором которого он был в течение десяти лет, вплоть до 1890 года. В своих работах он был честным и добросовестным, считал, что не имеет права писать историю по своему вкусу и желанию.
Несколько лет своей жизни он посвятил изучению греческих рукописей, находившихся в московских книгохранилищах, и пришел к выводу, что надо выделить в отдельную кафедру историю славянских церквей. С 1885 года в Академии началось чтение лекций по истории славянских церквей.
Академия имеет богатейшую историю, многочисленных замечательных выпускников, преподавателей и выдающихся профессоров. Но отнюдь не всем профессорам дано счастье иметь учеников и создать свою школу. Иван Егорович имел такое счастье. И еще он имел дивный дар любить своих учеников. Установившаяся однажды крепкая научная связь профессора с его учеником уже не разрывалась никогда, даже когда его ученики сами становились профессорами.
Почивший профессор оставил завещание, согласно которому его библиотека была передана Петербургской Духовной академии, коллекция слепков камней и старинные гравюры — в археологический музей, две тысячи рублей — в распоряжение совета столичной Духовной академии с целью, чтобы проценты с этой суммы выдавались ежегодно за лучшую студенческую диссертацию по истории Восточной Церкви, а двенадцать тысяч рублей — для учреждения двух именных стипендий при Академии.
И.Е.Троицкий скончался от паралича мозга на 68 году жизни. Его ученик, Высокопреосвященнейший Николай (Налимов), архиепископ Финляндский и Выборгский, приехал на погребение и совершал первую литию. Он же нес гроб в академическую церковь, где собрались духовенство и студенты. Отпевание совершал митрополит Антоний (Вадковский). Место для погребения было выбрано рядом с его учеником, знаменитым ученым В.В.Болотовым, и теперь учитель и ученик оказались как бы под одной могильной крышей. Прощальную речь произнесли профессора Пальмов и А.П.Лопухин. Справа от центральной дорожки, в центральной части кладбища, за прудом, вы легко можете найти могилу А.П.Лопухина.
Александр Павлович Лопухин
1852−1904
Каждый раз, держа в руках Толковую Библию в изящном черном переплете и ощущая пальцами приятно шелестящие папиросные листы, поражаюсь этому уникальному изданию. Выпущенное к 1000-летию Крещения Руси, оно стало уже библиографической редкостью. В каждой строке трехтомника сокрыта Истина Божественного Слова, поэтому при чтении его всегда приходят утешение, покой, вразумление. Автор этого удивительного труда — профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, богослов-публицист, переводчик, обладавший знанием нескольких иностранных языков, энциклопедически образованный человек, которому принадлежит идея издания Богословской энциклопедии, Истории Православной Церкви XIX века, полного собрания творений Иоанна Златоуста в русском переводе — Александр Павлович Лопухин.
Александр Павлович родился в семье священника Саратовской губернии, где он закончил Духовную семинарию. Молодой человек обладал быстрым умом, живым характером, общительностью, тонкой наблюдательностью и добрым общительным сердцем. Вскоре Александр приехал в столицу и поступил в Духовную академию, которую закончил со степенью магистра, защитив диссертацию на тему: «Римский католицизм в Америке», которую он и написал в Америке, куда был направлен с июля 1879 года благодаря прекрасному знанию английского языка, и где служил псаломщиком в православной церкви Нью-Йорка. Молодой богослов не преклонялся перед этой страной, а использовал свое пребывание там, чтобы писать богословские труды для широкого круга русских читателей: он хотел возвысить своих соотечественников до высот европейской культуры. Жизнь за границей способствовала интересу А.П.Лопухина к вопросу соединения христианских Церквей, особенно англиканской Церкви с восточной. Несколько статей он посвятил обращению несториан в Православие. Причем, для статей он выбирал такой материал, который был полезен и интересен соотечественникам.
Еще будучи студентом, он начал сотрудничать в журналах, а затем в течение десяти лет, до 1902 года, был редактором академического журнала «Церковный Вестник», «Христианское чтение», «Странник», и все, кто работал с ним, отмечали «любезную отзывчивость и внимание к своим сотрудникам». Ему принадлежит мысль издавать приложение к журналу, которое рассылалось подписчикам в виде премии, он мечтал о том, чтобы все они получили полное собрание творений великих отцов Церкви.
Почти в каждом номере журнала публиковались статьи А.П.Лопухина, которых насчитывалось более ста: ни одно крупное церковное событие не только в России, но и в мире не ускользало от его внимания. Современники говорили о нем, как об Оригене, который, по слову блаженного Иеронима, был способен написать столько, сколько иной в свою жизнь не в состоянии прочесть. Имя Лопухина стало широко известно среди любителей духовной литературы.
Он уходил от мелочей житейского благополучия, в его жизни не было пустого пространства: все было подчинено только пользе христианского просвещения.
В 1882 году Александр Лопухин вернулся в родную Академию и занял кафедру «сравнительного богословия», а когда ее закрыли — кафедру «древней общей гражданской истории», на которой оставался до своей кончины.
22 августа 1904 года на даче в Тюрзове (по Финляндской железной дороге) после тяжелой болезни отлетела его душа в Вечность. Узнав о его кончине, Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский) прислал из Крыма телеграмму вдове почившего. Заупокойную литургию и чин отпевания совершал 24 августа ректор Академии высокопреосвященный Сергий.
Прощальное слово, которое произвело сильное впечатление на присутствующих и стало лучшим венком почившему, произнес его наставник протопресвитер Иоанн Янышев. Он назвал покойного профессора «аскетом литературного и ученого труда», напомнив, что его жизнь — подвиг великого труженика на благо Церкви.
Тихая смерть принесла ему покой, недостижимый в этой жизни. Современники сокрушались о его кончине, да это и понятно, поскольку нельзя не ценить людей, столь много труда положивших на благо Церкви, но эта грусть светлая: мы должны помнить слова Господа, идущего на Голгофу, сказанные плачущим о Нем женщинам: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших»(Лк. 23−28).
Из книги: Лидия Соколова. Когда горит свеча. Никольское кладбище Александро-Невской лавры. Вып.2. СПб, 2005
(Продолжение следует)
http://rusk.ru/st.php?idar=110310
|