Русская линия
Русская линия Виктория Гусакова08.06.2006 

«Слово» и «образ» в преподавании отечественной истории
На примере занятий по факультативному курсу «Благословенное воинство» в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе

Понятие «Слово» имеет широкое толкование. В церковно-славянском словаре оно обозначает: «речь, проповедь», «ум, разум», и одно из именований Сына Божия [1]. Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1.1).

Святые отцы Православной Церкви излагают свое понимание евангельского текста.

Св. Григорий Богослов говорит: «Сын называется Словом, потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму», а святитель Иоанн Златоуст объясняет, что евангелист Иоанн называет Иисуса Христа Словом, «дабы из того, что есть в тебе, научить тебя тому, что превыше тебя», и потому, что «Сын пришел возвестить нам об Отце» [2].

Иисус Христос не только возвестил нам о Боге, но и явил Божий образ. В Нем Слово и образ слились воедино «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1. 14).

Христос оставил людям Свое учение, следуя которому каждый может раскрыть в себе образ Божий или преобразиться.

На Руси понятие «образования» понималось, как преображение, а «просвещение» обозначало стяжание Божией мудрости или благодати. Истинно образованными и просвещенными людьми стали святые. Вспомним, святых Сергия Радонежского, Александра Свирского, Иоанна Кронштадтского. В отрочестве они не могли постичь грамоту, мудрость и способность к знаниям им даровалась свыше после усердных молитв. Разумев Слово, они раскрыли в себе образ Божий.

В дореволюционной России духовному образованию отводилась ведущая роль. Это особенно касалось военных учебных заведений, выпускники которых четко осознавали возложенную на них миссию защитника Родины и хранителя Православной веры. Примерами для них были прославленные Церковью и народом святые воины, «печальники за веру» и «стоятели за землю».

Земным подвигом они стяжали венец святости, а, покинув мир, стали молитвенниками за своих потомков у престола Божия. Так, святые миротворцы князья Борис и Глеб помогли Александру Невскому победить латинских рыцарей, а сам св. князь Александр Ярославович покровительствовал Димитрию Донскому на Куликовом поле.

В традициях русского воинства моление накануне боя. Помолившись Богу о победе над противником, народ шел сражаться за правой дело. Св. Александр Невский говорил: «Не силе Бог, а в правде». Выступая под знаменем с изображением лика Спасителя, русские ратники верили, что их ведет Господь Бог.

Столетиями военачальники не изменяли древним обычаям. Собираясь в поход, они брали с собой чудотворные иконы, а перед боем служили молебен.

Примером истинного благочестия и глубокой веры был русский полководец Александр Васильевич Суворов. В 1787 г. в ходе русско-турецкой войны он отказался покинуть праздничную литургию по случаю Покрова Божией Матери, несмотря на неоднократные доклады о высадке многочисленного вражеского десанта. После богослужения армия Суворова одержала победу. В завещании потомкам полководец писал: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Богу и Отечеству» [3].

В России прочно укоренился обычай строить храмы в честь святых покровителей или церковных праздников, с именем или датой которых связывалась та или иная победа. В них, наряду с церковными святынями, хранили полковые знамена, военные трофеи и реликвии. До революции 1917 г. ни одно военное учебное заведение не существовало без церкви, а предмет Закон Божий был обязательным для изучения и указывался первым в документах об успеваемости учащихся.

Современные ребята тянутся к вере и понимают, что Православие — основа русского самосознания. Многие кадеты, покидая стены училища и оказываясь в мире соблазнов и прелестей, идут в храм, чтобы помолиться или поставить свечи за родителей. Но есть те, кто желает, но стесняется зайти в церковь или просто не знает, как правильно вести себя в храме. Для этого необходимо вводить в систему образования дополнительные предметы, посвященные православной культуре.

Сегодня много говорят об их целесообразности в курсе средней школы. В данном вопросе кадетские корпуса не являются исключением, а, напротив, требуют более внимательного отношения. Изучение православной культуры способствует воспитанию патриотизма и формированию чувства ответственности за свою землю у будущих защитников Родины.

Определяющее значение в преподавании таких предметов имеет метод подачи информации, который всецело зависит от учителя.

В Евангелии последователи Христа называют Его Учителем. Свое учение Господь излагал Словом, т. е. в устной форме. Текст Его проповедей был записан евангелистами уже после Вознесения. Говоря о Боге, Христос Собой явил Его Образ. На просьбу апостола Филиппа «Господи! покажи нам Отца» Христос отвечает «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:8−9). Апостолы видели Господа во время Его земной жизни, мы знаем Его лик по иконам. Господь оставил нам свой образ, чтобы мы, глядя на него, имели пример для собственного совершенствования. Мы во всем должны стремиться быть похожими на Христа. Учительствуя, мы, подобно Ему, должны быть мудры, терпеливы, и излагать Словом свой предмет так, чтобы он затрагивал глубины человеческой души.

Все мы знаем, как бывает трудно объяснить «простым языком» ученику волнующие его вопросы. В таких ситуациях мы используем наглядный материал, создаем «иллюстративный образ необходимой информации».

Курс «Благословенное воинство» разработан специально для кадетских корпусов с учетом специфики военного образования. Его преподавание предусматривает использование метода, сочетающего в себе устное изложение материала с иллюстративным сопровождением, составленным из лучших произведений русского религиозного искусства и архитектуры.

Факультативные занятия по этому курсу проводятся по желанию кадет Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.

Программа «Благословенное воинство» включает изучение житий и подвигов святых воинов, монахов и правителей, а также мудрых военачальников, служивших верой и правдой своему Отечеству, и историю воинских храмов и святынь, принимавших непосредственное участие в судьбе России. Курс охватывает период от зарождения христианства вплоть до начала XXI в. Он рассчитан на учащихся 10−11 классов.

Главными целями занятий стали формирование представлений кадет о русской истории в ее неразрывной связи с Православием и приобщение ребят к христианским идеалам, которые составили основу русского национального самосознания, и способствуют воспитанию патриотизма будущих воинов. Такими идеалами являются благочестие, основанное на глубокой вере, правдолюбие, миротворчество, смирение, мудрость, данная свыше, сила духа и стойкость.

Многие исторические личности, представленные в данном курсе, уже знакомы учащимся на уроках истории. Например, князья Борис и Глеб, Александр Невский и Димитрий Донской.

Немногие ребята понимают суть подвига миротворцев и непротивленцев злу святых Бориса и Глеба. Чуждые властолюбию, они не посмели выступить против брата Святополка и пролить кровь своего народа. Стремясь уберечь Русь от междоусобицы и сохранить мир на родной земле, Борис и Глеб смиренно приняли смерть. За этот высоконравственный подвиг князья стали первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью в XI в. Согласно седьмой заповеди блаженства: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся», миротворцы удостаиваются самой большой наградой у Бога.

О борьбе Александра Невского и Димитрия Донского за свою Отчизну и народ известно всем. Но мало, кто из юного поколения знает, что св. благоверный князь Александр оберегал не только рубежи Отечества от экспансии латинских рыцарей, но и сохранял чистоту православной веры от католического воздействия. Разбив врагов на льду Чудского озера, князь Александр Ярославович ответил папе Римскому, что не принимает его учения и не нуждается в помощи для противостояния татарам.

В 1380 г. выступая в поход против Мамая, Димитрий Донской решил заручиться духовной поддержкой св. Сергия Радонежского, смиренного чудотворца, игумена Свято-Троицкой обители. Перед решающим сражением князь и его войско посетили Сергиев монастырь. Благословив Димитрия, святой старец предсказал ему победу и дал в помощь двух монахов, бывших в миру воинами, Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они не надели доспехов, и, оставаясь в схиме — монашеском одеянии, вооружились мечами. Вряд ли два человека могли ощутимо улучшить общее положение войска. Пребывая в рядах русских ратников, они показывали врагам, в ту пору еще язычникам, духовную силу русского народа. Первая схватка Пересвета с Челубеем стала олицетворением борьбы двух миров — христианского и языческого.

Изучение православной культуры требует не только грамотного и доступного для подростков изложения информации. Необходимо заронить зерна веры, которая впоследствии могла бы привести ребят в храм.

С этой целью в данном курсе в качестве наглядного материала применяются произведения русского изобразительного искусства (репродукции икон и картин, фотографии архитектурных памятников), представленные в виде слайдов. Например, говоря о св. благоверном князе Александре Невском, можно показать ребятам миниатюру из Лицевого летописного свода XVI в., икону М. Нестерова (конец XIX в.), фрагмент из триптиха П. Корина (1942) и малоизвестный мозаичный образ святого в схиме, которую князь принял незадолго до кончины, а на уроке, посвященном св. Сергию Радонежскому, можно представить образ XV в., картины М.В.Нестерова из серии «Труды преподобного Сергия» (1891−1896 гг.), икону В.М.Васнецова для церкви в Абрамцеве (1880-е гг.).

В оформление слайдов для занятия о святителе Николае Мирликийском, небесном покровителе путешественников и корабелов, можно включить произведения И.К.Айвазовского. Изображения морской стихии на картинах художника могут способствовать запоминанию некоторых чудес св. Николая, связанных со спасением мореплавателей.

Наша отечественная история замечательна тесным переплетением фактов и народных преданий, которые связывают события с Божьим промыслом. Русскому человеку свойственно во всех жизненных обстоятельствах видеть проявление воли Божий, будь то радость — награда за труды, или горе — вразумление за неправедную жизнь. С особым благоговением люди относились к чудотворным святыням, а их обретение всегда имело судьбоносное значение.

Вспомним об одной из самых чтимых в России Тихвинской иконе Божией Матери. Предание гласит, что этот древний образ был написан апостолом и евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. По прошествии времени он оказался в Православной империи Византии, а накануне ее падения чудесным образом явился на Руси в 1383 г. В этом событии народ узрел высший промысел: Господь уберег святыню от иноверцев, разрушивших Византию в 1453 г., и перенес икону Божией Матери на Русь, которая после победы в Куликовском сражении начала освобождаться от оков ига и возрождаться.

Русские летописцы, а затем историки фиксировали документы и составляли хроники, а народ слагал былины. Эта исключительная черта русской истории характеризует ее как живой организм, наделенный телом (фактические документы), и душой (народные сказания).

Учитывая вышесказанное при оформлении слайдов, полезно дополнять изображения датой их создания и указанием местонахождения, цитатой из летописи, былины или документа. Такая подача материала способствует духовному развитию кадет и расширяет их представление об изучаемых эпохах.

Наше художественное наследие является богатейшим источником для приобщения ребят к вере.

Столетиями в отечественной культуре формировалась своя самобытная линия, отличительным признаком которой стала религиозная направленность. Со времен крещения Руси и вплоть до XVIII в. иконопись характеризует русскую живопись, а церковное строительство — архитектуру.

Конец XIV — начало XVI вв. отмечен высочайшим подъемом мировой культуры — эпохой Возрождения. Но, если на западе искусство этого времени славит человека как уникальную личность с исключительными способностями, то на Руси этот период ознаменован духовным расцветом. По всей земле началось строительство храмов и монастырей, ставших центрами просвещения и образования русского народа. Их насельники, монахи и схимники — носители ангельского образа, просветители и распространители культуры, подвигом во имя Христа стяжали венец святости. Благодаря их неустанному подвижничеству, в монастырях рождались иконы, создавшие уникальный духовный образ русского искусства.

Икона не только изображает святой лик, но, прежде всего, выражает глубокий богословский смысл — учение Православной Церкви о Господе. Она обладает высокохудожественной ценностью и глубокой морально-нравственной содержательностью.

Профессор Киевского и Московского университетов, князь Евгений Трубецкой считал, что «В истории русской иконы мы найдем яркое изображение всей истории религиозной жизни России», а иконопись Андрея Рублева и иконописцев XV в. называл «образом России обновленной, воскресшей и прославленной» [4].

Эту фразу можно понимать в буквальном и в переносном смысле.
История святыни или житие святого в хронологической последовательности и с мельчайшими подробностями может изображаться в клеймах икон. Такие изводы вполне достоверно изображают духовную жизнь России.

В качестве примеров можно назвать Тихвинский образ Божией Матери (XVII в.)., в клеймах которого представлены явление святыни и оборона Тихвинского монастыря от шведов в начале XVII в., и икону Российских новомучеников и исповедников (2000 г.), в клеймах которой показаны трагические эпизоды нашей истории: убийство царской семьи в Екатеринбурге, расстрел праведников, разорение Саровской обители и др.

Изображения на изводах могут отражать духовное состояние народа. Так, в иконописи XV в., периода высочайшего подъема русской культуры, представлены могучие и величественные образы, исполненные гармонии, милосердия и всепрощения.

Нередко исторические события становились сюжетами икон, как, например, «Чудо от иконы Богоматери „Знамение“ или битва новгородцев с суздальцами». Междоусобицу, происходившую в 1169—1170 гг., затеяли суздальцы. Они пошли войной на непокорный Новгород. Правда была не на их стороне, поэтому помощь Пресвятой Богородицы была ниспослана новгородцам. Они одержали победу и прогнали неприятеля.

Обращаясь к иконе как историческому источнику, нужно помнить ее главную особенность. Икона не документ или свидетельство о прошлом, а носительница незыблемого церковного учения о Господе. Можно сказать, что образ отражает Слово.

В основе изображения на иконе лежит четкая каноническая схема. Например, Казанская икона Божией Матери относится к иконографии «Одигитрии» или «Путеводительницы». На изводе Богородица указывает рукой на Младенца Христа, веруя в Которого люди вступают на истинный путь. Образ призван вести людей к Богу Слову и наставлять их во всех трудных обстоятельствах.

В таких случаях священнослужители благословляли князей, монархов, правителей и военачальников обращаться к святыням. В 1612 г. патриарх Гермоген, находясь в заточении у поляков в осажденной Москве, воззвал к князю Дмитрию Пожарскому взять с собой в поход Казанскую икону Божией Матери. С чудотворным образом во главе русское ополчение освободило Москву от врагов и победоносно вступило в Кремль.

В 1709 г. царь Петр I по совету святителя Митрофана Воронежского обратился к Казанской иконе с молитвой о победе над шведами под Полтавой. Русское войско разбило противника. Следуя рекомендациям святителя Митрофана, государь Петр Алексеевич перенес Казанскую икону Богородицы в новую столицу Санкт-Петербург, где святыня стала хранительницей города от вражеского вторжения.

В 1812 г. армия фельдмаршала М.И.Кутузов изгнала войска Наполеона из России. Победу над французами Кутузов считал милостью, дарованной Богородицей. В ходе боевых действий, Казанская икона находилась в рядах русской армии, а по окончанию войны Кутузов пожертвовал трофейное серебро на сооружение иконостаса для Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Приведенные выше примеры доказывают, что русская история взаимосвязана с православием, и изучать ее необходимо в единстве с отечественной культурой.

Кадеты, как будущие хранители России, должны знать, что судьба нашей страны отражена в истории ее святыней, а потому важно хранить их для последующих поколений.

Помимо лекционного материала, курс «Благословенное воинство» предусматривает практические занятия — семинары, которые проводятся в корпусе под названием «Георгиевские чтения». Они дают возможность кадетам самостоятельно провести работу по заданной теме, а затем обсудить ее на занятии и продемонстрировать свое умение владеть Словом.

Первый семинар был посвящен св. великомученику Георгию, небесному покровителю воинства. Для семинарских занятий кадетам предлагаются следующие темы: «Святые русские князья — „печальники за веру, стоятели за землю“, „Монастырский и воинский уставы. Общее и особенное“, „Москва — Третий Рим“. „Государственная символика“, „По Святой Руси“. Слава русских городов», «Храмы Санкт-Петербурга — памятники военной славы России».

Занятия по курсу «Благословенное воинство», разработанного специально для кадетских корпусов, с привлечением произведений изобразительного искусства имеют ряд преимуществ в духовном образовании будущих защитников. Они дают дополнительные знания кадетам об истории России и способствуют воспитанию ребят в духе христианских добродетелей. Использование богатого иллюстративного материала знакомит кадет с миром русской культуры, развивает их воображение и повышает духовный уровень.
Особенность методики преподавания курса «Благословенное воинство» заключается в том, что теоретическая часть имеет изобразительное сопровождение. «Слово» учителя дополняется «образом», все вместе формирует у кадет представление об изучаемом периоде отечественной истории.

Наш народ владеет огромным духовным богатством — языком и культурным наследием. Оберегая их от искажения и разрушения, мы сохраняем Россию. Человек, знающий и ценящий традиции свой страны, способен защитить ее от вражеского нашествия, будь то военное наступление или информационная оккупация.

Спустя несколько лет на плечи современных кадет ляжет ответственность за судьбу своей Родины, но сегодня мы, учителя, в ответе за наше будущее. Сможем ли мы — словом или образом — пролить свет в юные души и заронить в них веру, любовь и мудрость?
Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения


СНОСКИ:

1 — Полный церковно-славянский словарь/ Сост. протоиерей Г. Дьяченко. Репринт. 1900. М., 2000. С. 616.
2 — Цит. по: указ. соч. С.616−617.
3 — Цит. по М. Жукова. «Твой есмъ аз» Суворов. М., 2002. С. 53.
4 — Князь Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965. С.157−161.

http://rusk.ru/st.php?idar=110290

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru