Русская линия | Наталья Батраева | 07.06.2006 |
«Наследие наше перешло к другим,
домы наши — к иноплеменным;
Отцы наши грешили: их уже нет,
а мы несем наказание за беззаконие их»
Плач Иерем. (5:2,7)
«Ночь музеев»
«Замечательная возможность узнать об истории распространения христианства на Кубани,» — решила я, так как с недавних пор заинтересовавшись историей, выяснила, что самый древний сохранившийся христианский храм (VI в.) на территории современной России находится именно в Краснодарском крае, в поселке Лоо. С мыслью о том, что в музее наверняка найду ответы на интересующие меня вопросы, я присоединилась к посетителям и буквально с порога окунулась в мир…буддизма.
В фойе музея при входе на стенах в два ряда висели выставочные фотографии, рассказывающие о Далай-ламе и современной истории буддийской религии. В коридоре, ведущем на экспозицию, все свободное пространство стен также занимали фотографии: Далай-лама и Папа римский, Далай-лама и мать Тереза, Далай-лама и дети, Далай-лама и монахи, Далай-лама и его почитатели, Далай-лама… Далай-лама… Далай-лама… На лестнице фотографии сменяли разноцветные флаги с буддийской символикой и непонятными надписями.
Мое недоумение возрастало по мере продвижения, а умиротворение, царившее в душе, сменяло нарастающее смятение.
Как апофеоз происходящего, в первом же зале музея выставленные экспонаты (далекие от истории нашего края) вызвали чувство, близкое к отвращению. Яркие маски буддийских божеств, имеющих «ужасающий внешний вид» (надпись под одним из экспонатов) со зловещими оскалами, клыками, рогами и черепами со всех сторон «ужасали» вошедшего посетителя. Если учесть, что шла я на выставку в знакомый мне с детства краеведческий музей и психологически не была настроена на созерцание буддийских божеств, то свое состояние могу охарактеризовать, как близкое к легкому шоку.
После светлых ликов православных святых, изображенных на иконах, окружавших меня в церкви всего пятнадцать минут назад, все увиденное воспринималось как некое кощунство. Я пыталась понять, где же находится основная экспозиция, и в глубине зала увидела вход, с висящим над ним Тибетским флагом, за которым находилось знамя 9 пластунской Краснодарской дивизии, которое наши деды и прадеды, пронеся через всю войну, сохранили своим потомкам…
В этом же зале, в углу, на небольшом пространстве (менее четверти от общей площади зала), огороженном кусками материи, проходила выставка «Дорогами Победы», музейные экспонаты которой рассказывали о Великой Отечественной войне, о наших земляках, отдавших свои жизни за освобождение мира от фашизма, о храмах и священниках, окормлявших паству в годы войны…
Остальные экспозиции музея, рассказывающие об истории края, находились в смежных помещениях, вход в которые был возможен только через зал с выставленными на всеобщее обозрение буддийскими экспонатами.
Со всех сторон меня теснили люди, в этот день краснодарский историко-археологический музей посетили тысячи горожан, среди которых было немало детей, ставших невольными зрителями столь устрашающей коллекции…
Дни тибетской культуры?
Теперь пришла очередь узнать, что же подразумевает под собой слово «культура». В словаре иностранных слов под редакцией В.В.Иванова было написано: «Культура (лат. cultura) — совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной деятельности».
Испытав сомнения по поводу соответствия выставки заявленной «культурной» тематике, я решила разобраться, что же на самом деле скрывается под мероприятием с пространным названием «Дни тибетской культуры».
Заплатив положенную сумму и, не переставая надеяться на лучшее, я поинтересовалась, нет ли отдельного входа для посетителей кубанских выставок, на что получила отрицательный ответ. Проделав уже знакомый путь и попав в зал, стала свидетельницей окончания встречи с ламой, которого присутствующие «засыпали» вопросами. Было интересно буквально все: быт монастыря, образ жизни монахов, род исполняемой ими работы и т. д. Лама не только знакомил посетителей с особенностями жизни буддийского монастыря (который, сейчас располагается совсем не в Тибете, а в Индии), но и помогал решить личные проблемы. Я встретила знакомого молодого человека, который рассказал, что уже не первый раз посещает выставку и надеется поговорить с ламой. «Понимаешь, — сказал он мне, — я болею и хочу, чтобы он дал мне молитву, которую я буду постоянно читать, чтобы исцелиться».
В правой части зала находились буддийские монахи в характерных желто-красных одеяниях, они застыли в склоненных позах над возвышением, на котором находился причудливый разноцветный узор. Оказалось, что монахи уже вторую неделю трудились над построением песочной мандалы. Как мне объяснили, раньше подобный ритуал совершался исключительно в храмах, но после того, как китайцы захватил Тибет, Далай-лама благословил (?) строить мандалы по всему миру.
Часами в одних и тех же позах монахи через специальное приспособление тонкой струйкой сыплют песок, создавая экзотический рисунок: в центре квадрат, вписанный в круг, по краям полуобнаженные изображения буддийских богинь и флаги России и Тибета. Часами пришедшие люди сидят в непосредственной близости, наблюдая (созерцая) этот процесс.
Экспозиция выставки состояла из уже описанных выше масок, подпись под которыми гласила, что «несмотря на свой устрашающий облик» эти «защитные божества руководствуются состраданием ко всем живым существам». В данном контексте, используя уродливую форму убеждать окружающих, что содержание красиво и сострадательно, все равно, что пытаться внушить детям, что Баба-Яга на самом деле прекрасна и добра и собирается съесть Ивана-царевича руководствуясь исключительно благими побуждениями. Но дети, воспитанные на мудрых русских сказках, а не на книгах, которые продавались на выставке (одна из их — «Птица-Ботхисаттва», сказка-притча, написанной тибетским ламой, издательства ООО «Прана-М»), знают, что Баба-Яга — зла, и доверять ей нельзя. Правда, иногда она может одеть добрую и сострадательную личину, для того, чтобы заманить жертву (будущий обед) в свою лесную избушку.
На выставке были представлены масляные скульптуры, меньшее подобие которых один из монахов делал перед глазами посетителей, а потом дарил их детям. Другой монах общался с людьми, делая какие-то надписи на открытках. Вывешенные на стенах фотографии демонстрировали красивые горные пейзажи и портреты тибетцев, без каких-либо комментариев. Внизу, в местах общего нахождения людей, не имеющих отношения к выставке, были выставлены вышеописанные мною фотографии с пояснениями Далай-ламы следующего содержания: «Когда я еду за границу, то стараюсь как можно больше общаться с людьми, практикующими другие религии. В одной из поездок я встретился с христианами… В результате встречи мы договорились об обмене между монастырями, и тибетские монахи на несколько недель поехали в христианский монастырь, и такое же число христианских монахов приехало в Индию. Для обоих сторон это оказалось весьма полезным опытом…» Другие комментарии сообщали: «После того как я оставил страну, около 60 тысяч беженцев последовало за мной в изгнание, несмотря на трудности, которые ожидали их при переходе через Гималаи и опасности попасть в руки китайской охраны. Многие из них уходили маршрутами гораздо более трудными и опасными, чем мой… Некоторые привели с собой свои семьи, дети иных умерли при пересечении гор…», «Дети больше всего пострадали от климата Индии и инфекций, которых в Тибете почти не бывало. Их родители прекрасно понимали, что не смогут о них как следует позаботиться…»
А в зале монахи продолжали строить мандалу, не обращая никакого внимания на демонстрируемые в это время фильмы: «Сострадание в изгнании» и «Я — буддийский монах». Виды гор Тибета и буддийских монастырей постепенно сменили сцены насилия и коллективных избиений тибетцев. Используемые в фильмах эпитеты в отношении Китая имели исключительно негативный характер. Тибетцы были показаны не только жертвами «параноидальной» (цитата из фильма «Я — буддийский монах») политики Китая, но и общемирового попустительства по отношению к проблеме Тибета.
При этом использовались весьма сильные психологические способы воздействия: женщина чрезвычайно эмоционально рассказала, как была изнасилована китайскими солдатами в двенадцатилетнем возрасте и потом, на протяжении длительного времени, она и ее подруги многократно подвергались изнасилованию китайцами; буддийский монах после интервью, продемонстрировал следы побоев и пыток, которым его подвергли китайские военные. Смысл показанных фильмов сводился к тому, чтобы вызвать у смотрящих агрессию и ненависть по отношению к Китаю, и, надо отметить, не безуспешно. Односторонне и предвзято преподанный материал, без исторического контекста и контраргументов «обвиняемой» стороны, действительно вызывает весьма негативные отношения. Причем посетители выставки, в планы которых не входит просмотр кинофильма (он заявлен отдельным пунктом программы) подвергаются слуховому негативному воздействию. А лица, пришедшие исключительно с целью просмотра кинофильма, вынуждены лицезреть выставленные с двух сторон от экрана и на некотором отдалении маски.
Я подошла к работнице музея с вопросом:
— Скажите, а много ли приходит людей на кубанские выставки?
— Конечно много! И не только по одиночке, но и организованными группами.
— И дети? — продолжила спрашивать я.
— Дети не только школьного, но и дошкольного возраста. Ведь у нас есть выставки, рассказывающие о животных и обитателях моря.
Здесь уже я не смогла сдержать свои эмоции: дети, приходящие в краеведческий музей, не только становятся невольными свидетелями совершаемых тантрических ритуалов и церемоний, видят выставленные маски «ужасающего внешнего вида», но и подвергаться слуховому воздействию пропаганды, направленной на разжигание ненависти и национальной вражды. Ведь, как было сказано выше, выставка, посвященная Великой Отечественной войне, находится в этом же зале, остальные экспозиции располагаются в смежных помещениях.
Я смотрела, как люди переписывали вывешенные мантры, клали деньги в коробку с «подношениями тибетским монахам» и крутили молитвенный барабан, надпись над которым гласила: «что одно вращения молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр… и помогает победить орды демонов» и с грустью думала о том, что нам — православным — требуется большой труд, понуждение и постоянное испытание своей совести для того, чтобы победить «орды» наших грехов. Русские православные монахи годами не покидают своих монастырей, вознося долгие ночные молитвы за всех нас в тиши своих келий. Там нет шумной рекламы, телевидения и экзотических ритуалов. И порой только после смерти подвижника окружающие узнают, что, оказывается, рядом жил святой человек…
Ход моих мыслей прервали передвижения, происходящие на огороженной «половине» монахов, закончив построение мандалы, они закутались в желтые покрывала и, сев около воссозданного интерьера буддийского храма, пододвинули к себе микрофоны. Окружающее пространство заполнили низкие звуки обертонного (горлового) пения, больше похожего на рев мистического существа. Некоторые из присутствующих в зале молитвенно сложили руки и закрыли глаза. Они, погрузились в отрешенное состояние, предавшись медитации.
Больше мне в историко-археологическом музее делать было нечего, и я поспешила уйти…
Тантрический буддизм
Итак, тибетские монахи тантрического монастыря Гьюдмед приехали ознакомить краснодарцев с одним из направлений в буддизме, носящем название — ваджраяна, или тантризм (санскр. тайное знание). Это тайное течение зародилось в Индии в середине I в. н.э. В силу своей таинственности оно почти не изучено. Его можно охарактеризовать как разновидность махаяны, окутанную оккультным, мистическим и магическим туманом. Ваджраяна стремится проникнуть за внешние проявления вещей и найти проход в пустоту, где человек может слиться с абсолютом. Для достижения этой цели используются достаточно специфические средства:
Мандала (в значении круг медитации) — это круглая или многоугольная диаграмма.
Построение мандалы — древний ритуал, сохраненный тибетскими монахами в его первозданном виде. До недавнего времени его можно было видеть только в стенах тибетских монастырей.
Созерцание мандалы — процесс медитативный. Созерцание мандалы и концентрация на исходящих от нее силах позволяют почувствовать присутствие божества. В соответствии с буддийскими представлениями, созерцание мандалы оказывает благотворное влияние не только на нашу нынешнюю жизнь, но и на будущие рождения. По словам Туптена Шакья (старшего ламы тибетского тантрического монастыря Гьюдмед), мандала оставляет отчетливый отпечаток в сознании увидевшего ее человека. «Благодаря этому отпечатку, — поясняет он, — в будущем такой человек будет перерождаться в странах, где есть учение Будды и буддийские учителя, от которых он сможет получить подробные наставления. А если он станет заниматься тантрическими практиками, то непременно достигнет успеха».
Мантра — повторяемая без перерыва короткая магическая фраза. Мантру можно записать на бумаге и положить в молитвенную колесницу (молитвенный барабан), движение которой вызывает распространение магической силы заклинания.
Обертонное пение — «монахи во время ритуала говорят языком Ямантаки — грозного божества, защищающего от злых духов. Его голос в монастырских текстах сравнивается с рокотом лавины и стремительной горной рекой… Речитатив на санскрипте — повеление Махакале и Каларупе — божествам, находящимся в вассальном подчинении Ямантаки» (газета «Коммерсант» от 25.10.2004 г.).
В Тибете исповедание тантризма часто входит составной частью в ламаизм (монах-лама — букв. тот, выше которого никого нет). Во время зрелищных праздников — больших хуралов — ламы надевают страшные маски чудовищ, призванных отпугивать врагов веры.
Тантризм через призму Закона
Мы уже давно привыкли и к экзотического вида проповедникам, исполняющим веселые песни на улицах. Не удивляют нас и вежливые молодые люди в костюмах и галстуках, призывающие «задуматься о смысле жизни». Даже респектабельного вида домохозяйки, бесстрашно стучащиеся в наши двери, и предлагающие помощь в изучении Библии, воспринимаются вполне буднично. Все эти национальные концессии и секты, находясь на территории нашей Родины, очень небрежно относятся к российским Законам.
«Российская Федерация является светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» (Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26. 09. 97 N 125-ФЗ). И, несмотря на уважительное отношение Российской Федерации, ответный неприкрытый цинизм, связанный с деятельностью отдельных религиозных групп, просто поражает. Вот неполный список нарушений норм российского законодательства, произошедших в ходе работы выставки «Дни тибетской культуры» в городе Краснодаре:
Выставка была расположена в историко-археологическом музее таким образом, что люди, пришедшие на другие выставки, были вынуждены невольно видеть экспонаты и элементы отправлений религиозного культа, совершаемого тибетскими монахами, что нарушает их права, предусмотренные: ст. 28 Конституции РФ; ч.1, ч.5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26. 09. 97 N 125-ФЗ.
Выставочные экспонаты «Дней тибетской культуры», помимо размещения их в зале, непосредственно отданном в аренду, также располагались в местах, которые не должны передаваться в аренду по договору, т.к. являются помещениями, через которые проходят посетители (вестибюльные помещения, коридоры, лестничные пролеты).
Демонстрируемые фильмы были направлены на разжигание национальной розни в отношении китайцев, что нарушает ст. 13 Конституции РФ; ст. 4, ст. 8 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (Москва, 16.07.01 г., ратифицировано РФ ФЗ от 25.01.2002 N 9-ФЗ, вступил в силу 28.02.02 г.)
Выбор места для демонстрации фильмов, заявленных отдельным мероприятием в программе, нарушает п. 2, п. 6 «Доктрины информационной безопасности РФ», утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895.
Фильмы, содержащие сцены насилия и жестокости, показываемые в месте нахождения детей, нарушают ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 N 124-ФЗ.
Людям, приходящим на выставку должным образом не объяснялось, что они участвуют в буддийских ритуалах и церемониях. Индивидуальное и коллективное общение с ламой и монахами тибетского монастыря; вывешенная молитва — мантра, не имеющая никакой исторической и культурной ценности для Тибета; молитвенные барабаны к которым имеет доступ любой желающий — является простейшей формой агитационной деятельности, которая имеет целью распространение буддизма, что является нарушением п. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26. 09. 97 N 125-ФЗ.
Сбор денежных средств (подношений), осуществляемых организаторами, следует рассматривать в рамках ст. 14.1, ст. 15.5 КоАП РФ. В случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере вступают в силу ст. 198, 199 УК РФ.
Осуществляемая тибетскими монахами деятельность фактически является «культовой и иной религиозной деятельностью» представительства иностранной религиозной организации, что запрещено п. 2 ст.13 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
В распространяемой организаторами рекламной листовке и в газете «Краснодарские известия» (N 69 от 13.05.06 г.) указано, что одним из организаторов «Дней…» является Администрация Краснодарского края, которая сообщили, что не имеет никакого отношения к проводимой выставке.
На основании всего вышеизложенного, проводимая во время выставки деятельность должна быть расценена не как культурно-просветительская, а как религиозно-миссионерская, сопровождающаяся антикитайской пропагандой.
Вызывает опасение тот факт, что подобные «выставки» и «фестивали» с аналогичной программой уже на протяжении нескольких лет проходят на территории России и ближнего зарубежья: Москва и Самара, Волгоград и Пермь, Украина и Прибалтика…
…Мы стояли перед дверями так хорошо знакомого за последние дни музея им. Фелицина. Надпись на них гласила: «Музей закрыт до 14 часов», и не удивительно, ведь там происходило важное событие — разрушение мандалы. Выставочный зал, несмотря за высокую цену входных билетов (500 руб.), был полон. В фойе для тех, кто победнее или опоздал, организаторы «всего» за 200 руб. устроили прямую трансляцию столь «замечательного» события. Не интересующиеся Тибетом и желающие просто посетить государственный музей, были лишены такой возможности до определенного времени.
Проходящая мимо женщина, увидела фотографии с выставки, которые мы держали в руках, поинтересовавшись, что это за реклама, и получив ответ, что это скорее антиреклама, бурно выразила свое возмущение. Мы вновь были обвинены в фанатизме и получили рекомендацию идти «в свои церкви», а слабые попытки апеллировать к закону и объяснить, что нехорошо заниматься разжиганием национальной вражды в центре города, не дали должного результата.
— Значит, когда к ВАМ пришли немцы, — вы не должны были об этом рассказывать? — сказала эта русская с виду женщина.
А вечером следующего дня (27 мая) в программе «Вести недели», транслируемом по ГТРК, сообщили, что монахи буддийского монастыря Гьюдмед, несмотря на отмену организаторами «торжественного шествия» и отсутствия официального разрешения, все-таки совершили свой тантрический ритуал и «принесли в дар духам воды» на реке Кубань «освещенный» песок разрушенной мандалы…
http://rusk.ru/st.php?idar=110287
|