Русская линия
Русская линия Борис Дверницкий01.06.2006 

Нация и Церковь
Возрождение России и основополагающие ценности русского человека в XXI веке

1. Значительная часть граждан России живет без «царя в голове». Отсюда и беды в стране. Отрицательная демография, а точнее вырождение большинства народов России, в первую очередь — нравственное. И причина совсем не в трудных условиях жизни. Это сигнал нравственно-религиозного оскудения Нации. И только материальными средствами не исправить положение. Еще Ф.М.Достоевский писал: «Когда изживалась нравственно-религиозная идея в национальности, то всегда наступала панически-трусливая потребность единения, с единственной целью „спасти животишки“ — других целей гражданского единения тогда не бывает… но „спасти животишки“ есть самая бессильная и последняя идея из всех идей…Это уже начало конца».

Однако это касается не всех граждан. Какое-то количество соотечественников имеют «царя в голове». Для одних это Православие, для других — Нация или Церковь и Родина. Через них они обретают смысл жизни, возвышающий их над чисто плотским существованием, правильнее сказать, прозябанием. Враги России явно обеспокоены этим неожиданным для них обстоятельством, ибо они справедливо видят в этом начало подлинного Возрождения России, что не входит в их планы. Отсюда бешеные нападки на национализм и православие, постоянные попытки столкнуть их между собой.

Другим способом воспрепятствовать Возрождению России и русского человека является стремление навязать нам либеральные, а, по сути, греховные ценности. Будь то «толерантность» к греху (прелюбодеяниям, содомитству) или новые «святыни», по-старому — «кумиры» — демократия, «холокост», права человека и пр., которые даже обсуждать, не то, что критиковать, запрещено под страхом уголовного наказания или разнообразных санкций и шумных истеричных компаний в СМИ. (Не случайно Всемирный Русский Собор счел необходимым высказаться по этому поводу и скорректировать права человека).

А потому вопрос об основополагающих ценностях русского человека имеет важнейшее значение в наше время. Только через них мы утвердимся в своем самостоянии, найдем правильные взаимоотношения между нашей верой и нашей национальностью, между Церковью и Нацией.

2. Каждая созидательная эпоха в жизни народов и государств имеет свои ясные и понятные для всех основополагающие ценности, провозглашаемые государством и разделяемые гражданами. В них власть едина с Нацией, а Народ готов приносить за них жертвы. Православие, самодержавие, народность — пример таких «владычествующих» в Российской империи ценностях. И за веру, Царя и Отечество люди полагали свои жизни, жертвовали имуществом и здоровьем. Свобода, равенство и братство — пример основополагающих ценностей французов какого-то периода их истории. «За Родину, за Сталина», — с этим лозунгом-призывом наши отцы и деды отразили очередное европейское нашествие во главе с Гитлером, не дав ему утвердить «новый порядок» в России и Европе в целом. «Земношарная республика Советов», «СССР как оплот мира, демократии и социализма», «Партия наш рулевой», «Народ и партия едины», — такие ценности провозглашались в недавний период коммунистического господства, но так и не стали едиными ценностями для всех. Общечеловеческие ценности, европейский дом, права человека в либеральной трактовке периода «перестройки» поблекли еще быстрее. Да никогда по существу и не воодушевляли народ. Удвоение ВВП, т.н. национальные проекты в некоторых сферах хозяйственно-образовательной жизни не вызвали большого энтузиазма в стране и не объединили народ.

Но если власти не в состоянии сформулировать и предложить Нации единые для всех слоев общества основополагающие ценности и идеалы, способствующие возрождению России, то это обязаны сделать мы сами. Только так мы сможем остановить всё увеличивающийся разлад между Народом и Государством. Допустить, чтобы большинство людей полностью перестало считать существующую власть своей, мы не можем, ибо это начало очередной «цветной революции». Не надо строить иллюзий на тему, что главная их причина «мировая закулиса». Цветные революции лишь закономерный итог коренного разлада между властями и народом. Так было и в 1917 году перед Красной революцией, так и теперь. И этот призрак бродит по странам бывшего СССР, в том числе и по России и остановить его наша важнейшая задача.

3. Чрезвычайную важность вопроса о ценностях осознают многие дальновидные умы. «Основным вопросом современного межцивилизационного диалога, — пишет епископ Венский и Австрийский Илларион, — является вопрос о ценностях. От ответа на него зависит настоящее и будущее человечества… Особую актуальность и остроту дискуссии о ценностях приобретает в контексте глобализационных процессов, затрагивающих всё более широкие слои населения во всем мире. Глобализация — процесс многомерный, многоплановый и многоуровневый. Глобализация влияет как на мир в целом, так и на отдельные страны и регионы, как на всё человеческое сообщество, так и на конкретных людей; она затрагивает политику и экономику, мораль и право, науку и искусство, образование и культуру. Глобализация накладывает свой отпечаток практически на все сферы жизнедеятельности человека» («Церковь и время» N3(32), 2005 г., М., с.11−13).

4.Каковы же основополагающие ценности русского человека в XXI веке, способные сплотить нас между собой и ликвидировать разлад между властью и народом?

«Человек есть существо общественное (политическое)», — утверждал еще Аристотель. И это верно для всех времен. И потому человек призван жить в единстве с другими людьми и Богом. Отсюда и молитва Спасителя о нас: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17.21).

Существует несколько основополагающих единств, к которым принадлежит человек. Первое единство — это наше единство во Христе, ибо все мы сыны Божии, по вере во Иисуса Христа (Гал.3,26).

Церковное единство православных христиан не отменяет других единств, хотя существуют лукавые люди по-своему интерпретирующие слова ап. Павла о том, «что во Христе нет уже иудея, ни язычника» (Гал.3,28). Апостол, продолжая, говорит, что во Христе нет ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского. Тем самым, хотя мы одно во Христе, это не лишает нас ни пола, ни социального статуса, ни национальности. Народы, племена, «языки» (культуры) были, есть и будут до конца времен. Это следует из Св.Писания. На всем его протяжении, от книги Бытия до Откровения святого Иоанна Богослова мы встречаем эти понятия.

«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета, после потопа родились у них дети…О сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Бытие, 10:5).

«Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных» (Мф.24:30).

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

«Предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога», «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, племена и языки». (Откр.17:15)

Из приведенных слов следует, что народы, племена, «языки» будут существовать до конца света и значит и наша причастность к ним. Её-то и следует называть национализмом в самом первичном значении этого слова. Другими словами, это не только основополагающая, но и вечная реальность нашего мира. Быть просто «гражданином мира», космополитом или интернационалистом — это стать лишь «скитальцем и изгнанником» по примеру Каина, Ламеха и прочих «агасферов». Не случайно в Св. Писании о нас говорится как о «странниках и пришельцах», а не «скитальцах и изгнанниках».

И потому мы не вправе подменять или заменять категории национальности другими понятиями (гражданство, подданство, и т. п.). При этом нет никакого противопоставления упомянутых двух единств: Церкви и Нации. Напротив, они предусматривают существование друг друга. И не случайно основание Церкви — день Пятидесятницы — это день схождения Святого Духа на апостолов и говорение ими разными языками. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились они Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать….каждый слышал их говорящих их наречием» (Деян. 2.1−6).Отсюда и существующая структура Поместных Церквей в Православии, а не единоначалие папы. «Святость всех времен и народов» — вот реальная историческая «скрепа» христианства, а не власть римской курии.

5.Пример сочетания христианства и национализма явил нам ап. Павел, признав свое кровное родство и печаль за братьев своих, родных ему по плоти, то есть израильтян" (Римл.9,2−3). «Братие! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бозе, но не по рассуждению» (Римл. 10,1−2). Так велика любовь святого апостола к родному по плоти и крови народу; она не менее любви Моисея, который тоже просил Бога на Синае лучше его самого истребить от земли живых, лишь бы простить грех народа и помиловать его.

Не должны и мы отрекаться от своей принадлежности к русскому народу. Более того, это второе основополагающее единство в высшей степени присуще русскому человеку, Ф.М.Достоевский характеризовал его как «неустанную жажду в народе русском, всегда в нём присущую, великого, всеобщего, всенародного единения».

Если жизнь со Христом мы называем христианством, то жизнь интересами и нуждами своей нации — национализмом. Только такой человек может ощущать себя по слову Х. Ортега-и-Гассет «дротиком, брошенным рукой своего народа». Он писал: «Я знаю, что где-то глубоко внутри меня, в потаенных закутках моей души и сердца идет незаметный, ни на секунду не прерываемый труд: всё, что дает мне мир, искажается на испанский лад. Я знаю, что свобода ума и чувства, которой я вроде бы обладаю, лишь видимость. Дротик, летящий к цели, конечно же, полагает, что движется по своему усмотрению, и сам наметил себе цель. Однако кинула его чья-то рука…Таков и я…дротик, брошенный рукой моего народа».

Движущая сила веры в великую творческую силу своей Нации — главный источник нашей личной пассионарности, возвышающий нас над всеми невзгодами, потерями и испытаниями личной судьбы, позволяющий уверенно повторить слова А.В.Суворова, что «мы всё перенесем и всё преодолеем». В то же время отказ от национализма — главная причина смятения и уныния многих наших соотечественников, оказывающихся нередко плененными этими страстями.

Поскольку понятие национализма не только демонизируется, но и искажается, надо еще раз уяснить его понимание для нас.

Националист — это не только тот человек, «который всей душой и сердцем любит свою Родину и Нацию, кто знает и уважает её прошлое и желает ей славы, мощи и величия в настоящем и будущем». (Так определил национализм в начале прошлого века П.И.Ковалевский). И это не только тот человек, «который верит в инстинктивную и духовную силу своего народа» (И.А.Ильин).

Национализм в наше время это, прежде всего, ответственность за нравственное состояние своего Народа, в т. ч. и за беспризорных детей, пьянство, наркоманию, аборты, за брошенных стариков, вымирающие деревни и города.

Быть националистом в наше время это, прежде всего, преодолеть отчужденность от своих соотечественников. Мы становимся русскими тогда, когда принимаем как брата своего каждого русского, в особенности попавшего в беду.

Наконец, это исполнение призыва прп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение русских людей». То есть, быть выше деления на белых и красных, бедных и богатых, бывших диссидентов и новых русских и т. д.

Да, это далеко от того, как толкуют национализм СМИ, большинство политиков, культурологов, философов и прочей пишущей братии, но это так. Отмечу еще и следующее. Демонизация национализма, которую мы наблюдаем в последнее время в СМИ, имеет и другие причины и мы должны их знать. Главная — это страх недругов России как в стране, так и за рубежом, перед возрождением Русской Нации, это смертельная боязнь того, что Русский Народ осознает себя хозяином своей земли, ответственным за всё то, что происходит у него дома, а потом и в ближайшем окружении. Возрождение Русского Православия они предотвратить не смогли, хотя и очень старались, и вот теперь они удваивают и утраивают свои усилия по очернению национализма.

Слава Богу! Не всё в их силах. Еще многое зависит от нас, еще жива русская стихия, и её дальнейшему пробуждению мы должны отдать все свои силы, таланты и способности.

Идея высокого исторического предназначения России, её призвания (миссии) сказать миру свое истинно «новое слово», о котором у нас начал говорить Ф.М.Достоевский, может быть, и заключается в том, чтобы среди уравнительно-смесительного нового мирового порядка безликого человечества сохранить свою национальную неповторимость и самобытность, свои русские идеалы правды, добра и красоты, русский характер, склад ума, дух и душу. Скорее всего это и есть то «слово живой жизни в грядущем человечестве», о котором говорил все тот же Достоевский.

Замечу: нет противоречия и между нашей причастностью к Отечеству Небесному и Отечеству земному. У ап. Павла читаем: «для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3,14−15).

«Люби отечество земное, — учит нас святой праведный Иоанн Кронштадтский, — оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует, но особенно люби Отечество Небесное…то Отечество дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это Отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби его законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

Митрополит Солнечногорский Сергий пишет в статье «Дух гражданства»: «Любовь к Отечеству — способность, данная нам от Бога. Этот дар, ниспосланный свыше, соединяет граждан в народ и сплачивает соотечественников, сближает народы и национальные культуры, дает силы государству устоять в годы мировых потрясений и войн перед натиском врага». Любовь к Отечеству Небесному, любовь к Граду Божьему он характеризует как «высшее из человеческих проявлений» и «как высшую награду, которую можно получить при жизни». «Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке внутреннего человека, его глубинно-духовную связь с Отцом Небесным» («Трибуна русской мысли». М., N2,1992 г., с.11).

6. Единство коренных российских народов, для которых Россия не «эта страна», а Родина, и которую они вместе с русскими защищали и защищают от многих врагов, нападающих на Россию, можно определить как российский патриотизм, а всех приверженцев этого единства величать россиянами. Многие достойные люди пользовались этим понятием. М.И.Кутузов говорил: «Пускай земледелец, обрабатывая вокруг военных укреплений мирное свое поле, не трогает их своим плугом; пускай и в более позднее время будут они для россиян священными памятниками мужества».

Для российского патриотизма существует и еще одно определение — евразийский национализм. Но он много шире, ибо охватывает все, или почти все народы Российской империи. Но сейчас он за пределами России в некоторых государствах обретших независимость в явном пренебрежении и даже поругании. Хотя он единственное спасение для народов бывшего СССР в новом мировом порядке глобального переустройства мира. Подлинные представители евразийских народов высоко ценят Л.Н.Гумилева, развившего идеи евразийства, и многое делают для укрепления евразийской солидарности.

7. Гуманизм как утверждение ценности и достоинства любого человека или, по слову Ф.М.Достоевского, «всемирная отзывчивость» русского человека, сегодня находится под огнём критики многих православных патриотов. При этом они считают свой народ частью человечества, и его интересы ставят выше национальных, не видя в этом вопиющего противоречия. Однако гуманизм не сам по себе плох, а плохо то исключительно высокое место, на которое его возводят, как его сторонники, так и противники.

Настороженность к гуманизму вызвана еще и тем, что слишком часто русскую отзывчивость чужой беде использовали во вред благу, пользе, интересам русского народа. На самом деле мы должны быть не только христианами, русскими националистами, российскими патриотами, но и гуманистами, т. е. сострадать всему человечеству. Наша принадлежность к единству рода человеческого даже обязывает нас принимать участие в процессе его развития, а не уклоняться в изоляционизм. Развитие науки и техники не только сблизило нас физически, оно создало и новые проблемы, которые можно решать только сообща. Это прежде всего эпидемиологические и экологические угрозы, а также угрозы ядерной и термоядерной войны, вовсе не устраненные навсегда. И тут гуманизм создает базу для международного сотрудничества. Замечу, «Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора» утверждает, что «человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством».

8. Завершает онтологические единства человека космизм или единство человека с Природой в самом общем смысле этого слова, то есть с природой, меньшими братьями, вселенной. На этом единстве по существу базируется всё «зеленое» или экологическое движение, составляя его правду, ибо этому единству соответствует живущая в человеке потребность жить в согласии с окружающей средой, воспринимаемой как наш большой дом. «Среди различных материальных домов, где живет человек, — пишет В. Хёсле, — экология выбрала себе величайший: нашу планету» («Философия и экология», М., 1993 г., с.11). Космизм по определению прп. Иустина (Поповича) — это «Ощущение космоса как продолжения собственного тела». Сознаваемое так наше единство с Природой (Космосом) уже не воспринимается как пережиток язычества, а, напротив, являет собой подлинно христианское отношение к окружающему миру.

Природа не мертва. Окружающий мир создан Богом таким, что он способен слушать Творца. Он способен к некоей самоорганизации и возрастанию. В самом деле: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву…дерево плодовитое…И произвела земля зелень, траву и дерево плодовитое» (Быт.1,11−12). И производит до сих пор, и будет производить до скончания времен, до появления «нового неба и новой земли». И потому механический подход к Природе не просто антигуманен, он противобожественен. Более того, человек должен ощущать себя «частью» Природы, но той её «частью», которая ответственна за экологическое благополучие в мире. И потому экологическая деятельность должна быть в числе христианских добродетелей человека.

9. Как соотносятся между собой обозначенные нами основополагающие ценности или чему они соответствуют в человеке?

Как известно, человек существует в трех состояниях: духовном, душевном и плотском.

«Три состояния жизни признает разум, — пишет св. Никита Стифат — плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». [Добротолюбие, т.5, с. 111]. У св. Иринея Лионского читаем: «Совершенный человек состоит из трех — плоти, души и духа; из коих один, т. е. дух, спасует и образует; другая, т. е. плоть, соединяется и образуется, и средняя между этими двумя, т. е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же угождая плоти, ниспадает в земные похотения» [Св.Ириней Лионский. Сочинения, СПб, 1900 г.] Святитель Феофан Затворник сказал об этом так: «У человека есть три яруса жизни: духовный, душевный и телесный; каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку; сии потребности не все одного достоинства, одни выше, другие ниже, соразмерное удовлетворение их дает человеку покой» [Святитель Феофан Затворник «Что есть духовная жизнь, М., 1999 г., с. 77−78].

На духовном уровне — мы соединяемся с Богом и общаемся с ангелами или бесплотными духами. Этому состоянию отвечает наша вера и наша причастность к Церкви. Душевно-идеальному уровню человека отвечают ценности национализма и патриотизма, плотскому (земному) ценности гуманизма и космизма. Замечу еще, только человек существует на трех уровнях бытия. Ангелы существуют на духовном уровне, природа только на плотском. Человек, будучи свой всем мирам, еще имеет и свой чисто человеческий (душевно-идеальный) уровень бытия, самой характерной чертой которого является способность к творчеству.

10. Все вышеперечисленные нами ценности и единства должны находиться в согласии между собой и развиваться по своим законам в строгой иерархической соподчиненности — Церковь, Нация, цивилизация, человечество, космос. Никакое из этих единств нельзя ни абсолютизировать, ни демонизировать. Все они должны жить в наших сердцах или точнее все они должны быть движущими силами нашей деятельности и творчества. Нельзя ставить перед ними не свои задачи, а затем строго спрашивать и судить за них. Так Церковь нельзя вмешивать в политику, культуру, экономику, соответствующие душевно-идеальному уровню жизни народа. Да Она живет в истории, государстве, но не историей, политикой, культурой. Церковь независима и самостоятельна. Церковь всегда с человеком и только с ним, в каких бы политических, экономических и социальных условиях она не существовала. Решать эти задачи должны мы сами, опираясь на православную духовность, национальные традиции, здравый русский смысл, широту своей натуры, самоотверженность и верность русского характера. И только так мы найдем свой русский путь в истории.

11. Чрезвычайная важность сохранения единства Церкви подчеркнута и утверждена в нашем сознании символом веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И нет более важной задачи сейчас для нас и она должна возвышаться над всеми частными проблемами, соблазнительными для некоторых «ортодоксальных в квадрате» христиан. В своей борьбе за право жить без ИНН или против экуменизма, переходящей рамки допустимых границ частных мнений и угрожающих новым расколом, о котором мечтают все наши враги. Но этого не будет, если мы осознаем эту проблему и не поддадимся на провокации.

Точно также чрезвычайно важно сохранить единство Русской Нации, всех россиян, единство рода человеческого и сознание единства природного мира. И потому все нападки на православие, национализм, патриотизм, гуманизм и космизм русского человека должны отвергаться незамедлительно всеми доступными нам средствами. Мы должны ясно сознавать, нет большей трагедии чем потеря единства с Церковью, Нацией, Родиной, человечеством, космосом. Все остальные меркнут перед ними.

12. В заключение отмечу следующее. Существуют не только ложные (мнимые) ценности, существуют и ложные единства (антисистемы по Л.Н.Гумилеву). Вавилонская башня — символ такого единства. К их числу относится и «всеединство» Вл. Соловьева, соблазнившее многих русских философов начала XX века. Сейчас это «демократизация» всей планеты.

Уж если и говорить о «всеединстве», то им следует считать человека. «Человек представляет собой целый лучший мир в малом, сочетание всего, собрание в одном лице всех Божиих тварей» (Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии), ч.3, М., 1993 г., с. 130). У нас об этом с особой силой и проникновенностью написал Г. Р.Державин:
«Я связь миров, повсюду сущих
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества».
.
Борис Георгиевич Дверницкий, главный редактор журнала «Русское самосознание»

http://rusk.ru/st.php?idar=110264

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Гнатюк Анатолий    08.03.2007 20:40
Александр Лотокий в своем труде "Автокефалия" считает, что нация имеет огромнейшее влияние на развитие Церкви и согласно этому Церкви должны разграничмватся по национальному принципу, для большей церковной пользы. Что вы думаете по этому поводу?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика