Русская линия | Раиса Ильина, Диакон Валерий Бахтеров | 23.05.2006 |
Корректное сочетание в Программе школы государственного стандарта и мировоззренческого комплекса позволяет избежать конфликтов, которых не всегда безосновательно опасается педагогическая общественность, как в государственных, так и негосударственных (в том числе и православных) учебных учреждений.
В день празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в интернет-пространство выходит cайт Православной школы (http://pravoslavnayashkola.ru). Публикуем интервью с редактором cайта, директором Православной школы во имя святителя Филарета Московского в Зеленограде диаконом Валерием Бахтеровым.
— Отец Валерий, почему Православной школе понадобился самостоятельный сайт?
— Во-первых, у нашей Православной школы пока никаких других выходов в мир нет. Из тех возможных выходов, которые предлагаются сегодня, наиболее подходящим и доступным нам является интернет. И, я думаю, если есть человек, который может организовать эту работу, отслеживать процессы с внешней стороны, то это, действительно, богоугодная работа.
Что касается проблем, которые проистекают из внутреннего развития, из потребности школы, мы считаем, что у школы назрела необходимость поделиться своим опытом с другими… Возникает чувство, что, как говориться, «промедление смерти подобно», т. е. существует некая опасность «захлебнуться», заболотиться. «Вещью в себе» оставаться мы не хотим. Если что-то не то наработано нами, мы получим обратную связь, нам подскажут: это пройдено, а это — не ваше дело… И мы узнаем, что от нас востребовано другими православными школами, православными людьми, Православной Церковью. Мы хотим без насилия интернета и без насилия с нашей стороны над интернетом, без претензии на злоупотребление вниманием или излишнее привлечение внимания других, просто предложить в интернете некое живое дело, живую мысль о православном образовании.
- Отец Валерий, сейчас медиа-сообщество активно участвует в дискуссии о проблемах образования, о контактах школы и Церкви в образовании, о роли в национальном образовании православных педагогов и ученых, работающих с православными и не православными детьми. Как вы намерены предъявлять свой опыт — не только лишь как священнослужитель Русской Православной Церкви, но и как педагог, имеющий достойное мирское и духовное образование? Напомню, что вы — выпускник математического факультета МГУ и филологического факультета Омского госуниверситета и Московских Духовных Школ (Семинария Троице-Сергиевой Лавры). Педагог, сумевший совместить в практике создаваемой вами Православной школы опыт российской государственной общеобразовательной школы и опыт духовного образования для мирян Русской Православной Церкви. У Вас есть свои разработки, которые вы подтвердили практикой своей школы. Что это такое?
— Мы хотим сказать, как все было трудно… и на самом деле, как все было — просто! Вот весь пафос того, что мы можем предложить из опыта нашей школы.
Самое трудное было организовать обучение духовно-церковным дисциплинам. Если в общегражданской (государственной и частной) школе состоялась предметная система обучения, то мы — в православной школе — по духовно-церковным дисциплинам не очень-то знали, как войти в эту предметную систему. С одной стороны, определяли «Закон Божий» очень широко: предъявлялись такие требования и предлагались такие пособия синкретного типа, где содержалось множество предметов: например, литургика, библия и молитвословие… А это — самостоятельные предметы! И смешение в одном предмете нескольких предметов в системе, которая сегодня сложилась в общегражданской школе, не воспринимается, даже отторгается. Мы с этой трудностью столкнулись, и попытались решить, худо или бедно, именно эту проблему в нашей школе.
Мне известна ситуация с предметом «Закон Божий» и с преподаванием духовно-церковных дисциплин во всех православных школах города Москвы и Московской области, отчасти и всей России, и за рубежом. В России нигде не поставлено удовлетворительно обучение духовно-церковным дисциплинам. В некоторых школах придерживаются дореволюционных традиций, пользуются учебниками Русской Зарубежной Церкви, привлекаются семинарские, академические пособия, даже старобрядческий Закон Божий. Есть очень много пособий, которые написаны как бы о «Законе Божием», но! без адреса… Для кого? Нет пособий, которые были бы адресованы дошкольной группе, начальной школе, младшей средней школе, старшей средней школе, факультативу или иных популярных пособих.
Мы сразу же отказались от всех существующих пособий, которые не ориентированы конкретно на детей, и пошли по пути создания учебно-методического комплекса по «Закону Божию». Он в нашей школе преподается с трех лет по 11-й класс. Мы буквально вымучили с Божией помощью… и, слава Богу, у нас состоялся этот учебный предмет. Ведь до этого, скажем, в книге протоиерея С. Слободского, авторы не пытаются определять «Закон Божий», потому что, начни они определять, появляются какие-то нонсенсы. Но… именно оттого как они пытаются определить «Закон Божий», может быть, и возникают нонсенсы — богословского характера, церковного характера. Но мы-то этого не касаемся!
Мы «Закон Божий» определили как учебный предмет о Богооткровенных истинах или, что-то же самое, об истинах, открытых Самим Богом. Имеет место такой предмет изучения? Имеет место! Только, иное дело, система эта не изложена. Она есть — в Академии, в Семинарии, представлена как догматическое богословие. Но это — семинарский курс! Академический курс! Мы же должны были представить «Закон Божий» как пропедевтический предмет, учебный предмет, относящийся к научной дисциплине «Богословие». Вот как. Учебный! В какой-то мере, условный, то есть, обусловленный какими-то условиями учебного процесса. Вот какой предмет нам нужен был. И мы по этому пути пошли.
Сегодня, смею сказать, ни у кого такого пособия еще нет. Нигде. И мы готовы и хотим представить систему обучения духовно-церковным дисциплинам в нашей школе. И нам есть чем поделиться. Если в этом есть что-то ценное, этим могут воспользоваться и другие. Потому что Богу так угодно. Мы помогаем друг другу. Ведь сказано: носите тяготы друг друга.
Мы мучились над этим восемь лет. Другие параллельно с нами тоже, может быть, мучаются. Некоторые мучаются не восемь, а двадцать лет. И мы выносим на всеобщий суд. Если это получилось у нас и примется у других, будет большая польза. Не примется — нам тоже большая польза.
На вопрос: есть ли сегодня в России, в Русской Православной Церкви целостная отлаженная система духовно-церковного образования для мирян, я могу сказать: нет такой системы. Эту систему нужно создавать. Это наша святая обязанность. Иначе в общей системе образования мы свою нишу — православной школы — не создадим. Будем пользоваться чьими угодно нишами, но своей ниши не будет.
— Как смогут желающие воспользоваться предложенным вами опытом? Не секрет, что сегодня в православные школы приходят люди, думающие о себе, что вот они-де имеют возможность, подготовку, и даже обязаны проповедовать — через школу — знание о Законе Божием. Будет ли общение между вами и теми, кто пожелает воспользоваться вашим опытом и открыть то, что открыли вы?
— Естественно, если мы будем предлагать свой учебно-методический комплекс «Закон Божий» вниманию заинтересованных людей, мы будем следить за тем, как это воспринимается: положительно, отрицательно? Как оценивается наше пособие, наш комплекс: удовлетворительно, неудовлетворительно? В рамках этого, я думаю, в интернете ежедневный диалог нам придется поддерживать.
Мы предложим вначале концепцию (она, кстати, опубликована — поэтапно). А сейчас мы хотим это выложить, и будет видна система. Публикации-то разные, а в единой системе станут понятны муки творчества, наши поиски, и, естественно, кто-то присоединится к нашему поиску, к нашему направлению, и будут какие-то находки… так это хорошо! Мы увидели и сформулировали это по-своему, а другие — по-своему. Но здесь-то мы хотим предложить жизненный материал — с 1998 года по сегодняшний день мы эту систему внедряем в нашей школе. И эта система работает! У нас в школе не было своей церкви. Дети наши — из разных приходов. А вот за счет учебного предмета «Закон Божий», за счет стержневого учебного предмета в системе обучения в православной школе, нам удалось получить лицо школы.
Дети нашей школы отличаются от детей других школ. Любой гость, любой прихожанин может это заметить. Сначала не могут понять, в чем отличие. А потом начинают понимать, что здесь все-таки действует эта целостная система обучения духовно-церковным дисциплинам, где Закон Божий предлагается как стержневой предмет, вокруг которого построена вся система образования. И базис общего образования как-то выстраивается вокруг этого стержня, дает свои плоды. Ведь мы работаем с детьми отверженными, по сути дела… У нас нет детей, которых мы тянем на медаль. Есть так называемые «одаренные», были такие… для нас это были дети, которые у нас не нашли для себя плодотворную почву. У нас дети те, которые за счет «Закона Божия», за счет духовно-церковной дисциплины исправляются, выравниваются, исцеляются, в буквальном смысле. И становятся уже похожими на ребенка своего возраста. А ведь некоторых детей выгнали из другой школы! В Зеленограде школы их не принимали. А у нас они становятся обычными детьми. Обычными, но — церковными. Я думаю, это хорошо, если из православной школы выйдут церковные люди.
Почему-то приписали православным школам обвинение: вот, дети заканчивают православные школы, и… уходят из Церкви! У нас таких нет! Обучались в школе некоторые дети, которые вне церкви хотели пребывать, — мы их просто отчислили. У тех, кто закончил нашу школу, никаких конфликтов с Богом нет/
— Отец Валерий, родители учеников знакомы с вашей точкой зрения на православное образование и участвуют ли они в утверждении ее в жизни? Они видят, что, обучаясь в вашей школе, их дети становятся более благополучны?
— Те родители, которые приводят к нам детей, свидетельствуют уже этим свое согласие на такое обучение. Если бы они не согласны были, могли бы своих детей забрать, отдать в другую московскую православную школу. Когда у нас в Зеленограде не было своей Православной школы, мои дети ездили в Москву в церковно-приходскую школу при храме Всех Святых в Красном Селе протоиерея Артемия Владимирова. Думаю, если наши школьники и родители держатся за нас, значит, они в какой-то мере согласны с нами.
Через школу и родители, и учителя воцерковляются. Такой процесс наблюдается.
— Не держат святыню, свечу под спудом. Насколько православные учителя Москвы, Московской области посвящены в вашу работу? Обмениваетесь ли вы опытом? Какие отзывы получаете?
— Никакого общения не было, и нет. Нигде мне не приходилось рассказывать, кроме публикаций в академическом издании. Что у нас в школе происходит, до сих пор пока еще никто не знает. Вот поэтому мы хотим воспользоваться сайтом, чтобы о нем узнали и оценили, и направили в то русло, в котором польза для всех.
Даже в рамках Синодального Отдела религиозного образования и катехизации, где у нас есть методобъединение по «Закону Божию», о нашей работе не знают. Педагоги питаются старой базой, у кого что есть, никто толком хорошо не определяет «Закон Божий» как учебный предмет. Нам предлагается схема отношений: давайте съездим, например, в Традиционную гимназию, посмотрим, возьмем то, что у них наработано, и предложим всем другим школам. А я точно знаю: ни одна школа не возьмет то, что является основой у Традиционной гимназии!
«Закон Божий» ведется там на высоком уровне. И оборудование-то на высоком уровне. Детей отбирают — особенных. Но… мы, наша школа, не смогли бы принять их опыт, потому что мы принимаем всех, кого Господь к нам привел. Ведь Бог пришел грешников спасти… В Церкви ориентируются «во все времена» на самых слабых. И мы в своей школе не хотим отойти от этого принципа. Ориентируемся на самых слабых. У нас в дошкольной группе маленькие дети обучаются с трех лет. Мы не можем их оставить без «Закона Божия». «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк. 18;16), — говорит Господь.
Мы ведем «Закон Божий» с трех лет. Почему-то нам говорят: как! вы можете раньше времени их отпугнуть!
Для детей спасительны Божии Истины! Святое Евангелие — это «млеко», удобоваримое и для младенцев! Истины Божии доступны маленьким детям.
Да, можно отпугнуть… Если не теми средствами, не тем методом воздействовать. Если мы еще сами непрочно стоим на ногах или не знаем, что такое — миссия перед детьми. В Православной школе и осуществляется — миссия перед детьми. Это не просто обучение, а это — миссия — обучение Православию! Понимаете? Это разные вещи.
Во всех школах что-то хорошее есть, и что-то неудовлетворительно. Но единой системы, целостной системы — нет. Вот мы и предлагаем эту целостную систему. Работа очень большая. И до сего дня она не выносилась для обсуждения даже на уровень Синодального отдела образования… Даже на Совет директоров и на медотобъединение по «Закону Божию» (кстати, ответственным за которое выбрали меня). Но у меня рука не поднимается собрать директоров и педагогов, и начинать с ними говорить о предмете «Закон Божий"… Когда все как один начнут говорить о разном «Законе Божием», и каждый будет считать, что он прав, и будут недовольны тем, что другие предлагают… Не для этого я намерен собирать методобъединение. Нужно сначала предложить ему некую систему, когда через освоение или критику или разбор этой системы, может быть, откроется что-то новое, плодотворное.
Православные школы работают двадцать лет. Кажется, что у них уже что-то есть. Но то, что есть, это на самом деле не учебный предмет «Закон Божий"… И никто из них не может сегодня предложить российской школе учебный предмет «Закон Божий». Нет такой работы и нет такой системы.
— Славяно-греко-латинская академия выродилась в свое время в некий инкубатор ересей, популярных в среде ученых преподавательской корпорации. Не боитесь ли вы, что из школы, в которой преподавание строится вокруг стержнеобразующего предмета «Закон Божий"… вдруг уйдет Бог?
— Не боюсь. Мы предлагаем Закон Божий, который приемлем для школьной среды, он будет приемлем для обучения, он будет выдержан как учебный предмет. Каждый сможет пользоваться учебным предметом так, как он может для пользы детей это сделать.
Мы подошли к Закону Божию принципиально как к учебному предмету. И вложили в основу обучение в Православной школе, начиная с трех лет по 11-й класс. О Боге (если с Богом!) никогда не надоест — верующим людям. А неверующих людей мы не собираемся привлекать с помощью этого предмета (такой миссии мы не предполагаем).Мы ведем предмет среди тех, кто имеет веру, по вере постепенно познает Бога. Вот что такое «Закон Божий» — это учебный предмет о тех истинах, которые Он Сам людям открыл, те истины, которые необходимы и достаточны для спасения.
Занятия по познанию Бога — безграничны. «Благословлю Господа на всяко время во всяком месте владычествия Его!»
Беспокойство о качестве преподавания понятно… Мы же говорим о целостной системе духовного образования. Если этой целостной системы нет, вне такой системы можно, действительно, попасть в ситуацию, которую вы вербально предложили. Когда Бог и уходит. Мы касаемся истин Божиих, истины Божии помогают нам устоять в Истине, избежать искажений Ее. Это ежедневная наша потребность — избегать искажений в восприятии внутренней и внешней действительности.
Господь говорил (о внешнем и внутреннем): нельзя одно соблюдать, а другое оставлять без попечения. Если это условие не выполняется, человек не спасается.
В целостной системе предполагается устранить все возможные искажения представлений о внешнем и внутреннем. Если мы с упованием на Бога и в Боге созидаем Дом в своей душе, — то это дело нашего спасения — православных людей в православной школе. Ведь в Православной школе у нас православные люди, и они делом спасения заняты. И для них этот учебный предмет — «Закон Божий» — лишним и утомительным не будет. Он и будет для них хлебом жизни, спасительным делом.
Что касается внешних предметов… Почему нам понадобились православные школы, где мы стараемся отказаться и отказываемся от безбожных принципов школьного обучения и образования? — Потому что, действительно, пришли к таким чудовищным искажениям в понимании внешнего бытия, что нам уже ничего не интересно, мы не хотим — так. Дело дошло до того, что нам говорят: человек произошел от обезьяны. Доказать это не могут. А по вере принять то, что Бог открыл, — не хотят. Это искажение — за счет того, что при обучении не положили в основание Бога! Вот почему это происходит — уход Бога из школы.
С 1998 года мы устанавливаем целостную систему духовного образования для мирян. Весь комплекс до конца не разработан, он находится в стадии становления, а вот система увидена и определена и будет совершенствоваться и завершаться. Есть начало, есть развитие, должен быть и конец. Как во всяком Божием деле. И это мы можем предложить и развивать, в том числе и с помощью интернета. Мы создаем пособие. И для создания пособия нужна некая обратная связь с теми, кто пожелает от нас воспринять саму нашу систему. Мы наш сайт и рассматриваем как окно школы, через которое нам виден мир и мир видит нас. Если мы эту систему выпускаем в жизнь, на произвол мы ее не отдадим никому. Мы будем ее защищать, если действительно будет, что отстаивать, и возникнет необходимость.
Беседовала Раиса Ильина
http://rusk.ru/st.php?idar=110232
|