Русская линия
Русская линия Владимир Мельник22.05.2006 

Николина гора
9/22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)

«Николину гору» знают не только в Поволжье. На «летнего Николу» множество народа из Симбирска, окружающих областей и даже из Украины устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на гор глядя далеко вниз — на извилистую, отливающую зеркальной гладью реку Суру, в которой когда-то ловили рыбу для царского стола, но и теперь все еще прекрасную, на далекий-далекий горизонт, на пролетающие почти над головой низкие серые тучи, невольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора? Резко и определенно, как шишка, выделяется она из всего окружающего равнинного пейзажа и приводит путника почти к небу, к какому-то космическому зрительному охвату широчайших пространств. На помощь приходит устное предание.

Было время, когда нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого города Курска, для защиты от кочевников. Именно в это время и явилась на горе чудотворная икона святого Николая Угодника, который и защитил небольшой гарнизон Промзина от нападения громадных полчищ кубанских татар.

Это чудесное явление знали все симбиряне, да и не только симбиряне, но и жители соседних губерний. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон Городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев. — «Что стоите вы здесь вот уже столько времени?» Ему отвечали: «Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг нас непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверно, за землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом». Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал св. Николая Чудотворца и св. великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам он возвратился в Городище и рассказал обо всем виденном. Жители поспешили на Белую гору, а во главе их поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине горы конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой св. Николая Чудотворца, скрытой в земле. Икона эта являет собою барельеф с выпуклым изображением святителя Николая. В одной руке его — меч, а в другой — храм. Как на известной иконе св. Николая Можайского. Народ с благоговением поднял икону. Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда, в храм, построенный во имя святителя Николая, и перенесли удивительный образ. Однако в 1810 году храм пришлось разобрать, потому что Сура подмывала под ним почву. Икону святителя Николая перенесли Казанскую церковь села Промзина. Здесь построили придел во имя святителя Николая.

Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования «летнего Николы» приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы.

В 1932 году следы чудотворного образа теряются. Похоже, что ее увезли в Самару [1].

Недалеко под горой есть еще «Николин источник». Около него и сейчас проходят молебны, православные без боязни погружаются в ледяную воду. Многие получают исцеления. Вода вкусная, чистая, прозрачная, как горный хрусталь, — и такая прозрачность сохраняется целый год — до следующего приезда.

Николина гора — очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь святителя Николая. Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям.

А икона? Икона эта существует и доныне. В 1990-е годы она нашлась в Самарской области.
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва)



СНОСКИ
1 — Симбирские Епархиальные Ведомости. 1994, N 2. С. 16 — 17.

http://rusk.ru/st.php?idar=110228

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика