Русская линия | Григорий Стельмашук, Сергей Лебедев | 18.05.2006 |
Время Машерова
После Великой Отечественной войны Белоруссия, в очередной раз в своей истории представлявшая собой сплошное пепелище, удивительно быстро поднялась из руин и стала третьей по своему промышленному и научному потенциалу республикой СССР. Это особенно впечатляет, если учесть, что Белоруссия не могла похвастаться богатством почв и климата (как кавказские республики), не завозила себе рабочую силу из других регионов (как Прибалтика) и вообще не была избалована щедротами союзного правительства. О Белоруссии 40−70-х гг. вполне можно говорить как о крае «экономического чуда», но вот только скромные белорусы так не говорили.
Большая заслуга в хозяйственном подъеме республики принадлежала возглавлявшему Белоруссию в 1965—1980 гг. Петру Мироновичу Машерову. В прошлом легендарный партизанский командир, человек безупречной честности, умелый хозяйственник, требовательный и справедливый руководитель, Машеров был одним из самых замечательных государственных деятелей СССР в тусклые брежневские годы. Родившийся в феврале 1918 года в семье крестьянина, Машеров как бы прошел сам все, что пережил народ республики в советскую эпоху. Отец будущего партийного руководителя республики в 30-е годы был заключен в лагерь, где и погиб. Мать Петра была расстреляна фашистскими оккупантами за помощь партизанам. Но при этом сын «врага народа» (и это был очередной парадокс советского времени, в котором сын за отца не отвечал) закончил в 1939 году Витебский пединститут и стал работать учителем физики и математики в средней школе в Россони. С первых дней Великой Отечественной войны Петр Машеров возглавлял молодежные организации и партизанские отряды в Россонском районе Витебской области. В 1943 году Машеров стал председателем подпольного Вилейского обкома комсомола. Сражаясь с врагами, Машеров проявил организаторский и военный талант, не говоря уже про личное мужество. Он был дважды ранен, но оставался в строю. За свои ратные подвиги молодой (26 лет от роду!) партизанский командир удостоился звания Героя Советского Союза. После войны Машеров возглавлял белорусский комсомол. И с 1965 года Петр Миронович возглавлял республику.
И как руководитель, и как человек, Машеров поразительно отличался от большинства тогдашних советских лидеров. Образованный интеллектуал, скромный и порядочный в быту, Машеров был талантливым организатором, под руководством которого республика стала одной из самых развитых в Советском Союзе. Если же брать такой показатель, как производство промышленной продукции на душу населения, то Белоруссия стала самой развитой в стране, и могла весьма достойно состязаться в мире за правило считаться самой развитой страной с большинством западных держав.
Весьма показательно то, что сам Машеров отрицательно относился к попытке начать новую «белорусизацию». Под руководством Машерова Белоруссия стала одним из центров «русской партии» внутри КПСС. Напомним, что в 60−80-х гг. ХХ века в рядах правящей партии сложилась группировка, считавшая необходимым дополнение официального марксизма-ленинизма также и русским патриотизмом. Сторонники этого направления, которых называли «русофилами» или даже «русской партией», имели лишь незначительную поддержку со стороны некоторых лидеров КПСС. И самым важным по своему статусу из числа сторонников русофилов был Машеров. Не случайно только в Минске могли быть изданы многие «знаковые», как сейчас модно говорить, произведения русофилов. В общем, Машеров оставался сторонником русского единства, что совершенно не мешало ему быть белорусским патриотом и убежденным сторонником социалистической системы.
Его гибель в автомобильной катастрофе 4 октября 1980 года до сих пор вызывает массу вопросов. Накануне аварии Машеров получил повышение, отправляясь в Москву в качестве заместителя смертельно больного премьер-министра СССР Косыгина. Это автоматически сделало бы Машерова премьером после смерти Косыгина (которая и последовала в декабре 1980-го года). Но перспектива увидеть на посту премьера требовательного, неподкупного и прекрасно разбирающегося в делах Машерова было слишком неприятно для коррумпированной советской номенклатуры, давно ожидающей, когда же можно перейти к «капитализму», и можно присвоить в собственность предприятия, которыми пока только руководили, но не владели. То, что многие руководящие деятели КПСС в провинции даже примеряли на Машерова должность Генерального секретаря КПСС, считая, что только белорусский лидер сможет осуществить борьбу с коррупцией и осуществить технологическую модернизацию страны, было тем более опасным для коррумпированной и разложившейся партийно-государственной верхушки конца эпохи Брежнева.
После этого вполне объяснимы такие события, как ничем не мотивированные назначения новых руководителей республиканского Комитета Госбезопасности (КГБ) и начальника охраны Машерова. Автомобиль Машерова, двигавшийся почему-то без проблесковых маячков, попал в аварию, в которой и погиб Петр Миронович. На похоронах Машерова присутствовали только второстепенные деятели советского и партийного аппарата из Москвы. Почти два десятилетия после автокатастрофы никто из республиканских лидеров не осмеливался посетить семью Машерова. И только неукротимый Александр Лукашенко сделал это в 1998 году. И все же, говоря казенным языком официальных сообщений, достигнутого в республике к концу советской эпохи, было немало.
К началу горбачевской перестройки БССР отличалась мощной промышленной базой (в пересчете промышленного производства на душу населения республика превосходила среднесоюзный уровень), высокой долей наукоемкого производства, легкая промышленность республики славилась на всю страну своим качеством. Наконец, уровень преступности, теневой экономики и коррумпированности чиновничества в Белоруссии был ниже, чем где-либо в СССР.
Здесь находились такие существующие и поныне гиганты, как Минский Тракторный Завод (МТЗ), Минский Автомобильный Завод (МАЗ), Гомсельмаш и т. п. Ныне это огромные корпорации, фактически транснациональные корпорации (ТНК), лишь головные части которых расположены на территории Беларуси. Обычно здесь производится лишь сборка продукции из поставляемых из России комплектующих деталей и сырья, а, самое главное, в Беларуси находятся мозговые центры этих новых ТНК: научные коллективы, разрабатывающие новые образцы продукции. В наше время конкурентоспособность корпорации при нормальных политических условиях обеспечивается в первую очередь её научным потенциалом, поэтому ТНК наподобие МТЗ являются именно белорусскими корпорациями, ведущими экономическую деятельность на Востоке, а не наоборот. Более того, именно осознание этого факта являлось основой встройки так называемой белорусской номенклатуры в советскую действительность 50−80 годов: эта чётко выраженная корпоративная группировка стремилась построить на средства общесоюзного бюджета на своей разорённой войной до основания территории в первую очередь наиболее передовые в технологическом смысле промышленные предприятия, работающие на весь советский «рынок.» Под эту цель подстраивалось в Белоруссии всё: от сельского хозяйства до идеологии. От той эпохи Беларусь получила не только предприятия крупного машиностроения, но и два нефтеперерабатывающих комбината уровня Мажейкяйского (в Мозыре и Новополоцке), очень крупные химические производства в Могилёве, Гродно, Полоцке, Новополоцке. А, главное, чрезвычайно развитую радиоэлектронную промышленность (ПО (Промышленное Объединение) Интеграл и ПО Гранат в Минске, Электро-механический концерн в Бресте и т. д.).
Специализированная в основном на военных и военно-космических заказах эта отрасль экономики наполняла, например, электронной начинкой производившиеся на Украине советские танки и ракеты. Аналогов этих производств в России мало и лишь начавшаяся конверсия и сокращение вооружений позволяют сейчас России как-то выдерживать удар от ограничения производства на Белорусском Военно-Промышленном Комплексе (ВПК). Ряд белорусских ТНК объединяет в своих структурах разного уровня на территории всего бывшего СССР и некоторых других стран мира по несколько сотен тысяч работников: МТЗ, МАЗ, ПО Гранат, ПО Интеграл из числа вышеперечисленных. По сути, восточная Беларусь являлась вторым Уралом СССР в области высокотехнологических производств. Подобный промышленный регион продиктовал и соответствующую политику в области научных исследований и образования, особенно высшего. Минский Академгородок охватывает своими подразделениями свыше ста тысяч работников, специализированных в основном на фундаментальных исследованиях в области физики разных направлений, химии, радиоэлектроники, биологии.
Разумеется, весь этот научный потенциал в основном работал на ВПК. Однако, надо отметить, что само вооружение по стратегическим соображениям на территории Беларуси практически не производилось: Беларусь рассматривалась советским Генштабом как направление наиболее вероятного первого удара в случае новой мировой войны. Потому не было смысла размещать здесь конечные циклы производства оружия.
Промышленное развитие Западной Беларуси задержалось по сравнению с Восточной примерно на 20 лет. Урбанизация охватила этот регион лишь с конца 60-х годов. Причём здесь изначально стремились размещать наиболее передовые в технологическом плане производства. На тот момент ими были химическая и радиоэлектронная промышленность.
После сложной «борьбы под ковром» Гродно был избран в качестве центра химической промышленности, а Брест, соответственно, радиоэлектронной. К концу 80-х годов была подготовлена транспортная и иная инфраструктура для очень стремительного рывка в темпах урбанизации Западной Беларуси: построены новые очень крупные международные аэропорты в Бресте и Гродно, новый крупный речной порт в Бресте, новые очень значительные железнодорожные вокзалы в Гродно и Бресте, частично реконструирована железно дорожная сеть (например, электрифицирован весь её участок от Бреста до Минска), построены целые новые крупные автотрассы международного уровня (в первую очередь так называемая «Олимпийская бетонка», которая проходит параллельно старому шоссе Брест Москва примерно по территории всей Брестской области), частично в рамках этого проекта можно рассматривать модернизацию и расширение Клайпедского порта, рассчитанного стать морскими воротами на Балтике для новых Западной Украины и Западной Беларуси. Согласно намечаемым тогда Генеральным планам развития городов Брест и Гродно, их население должно было за 10−15 лет вырасти с 300 до 460 тысяч. Сейчас, конечно, не до этих проектов, но условия для их реализации в значительной мере есть. Учитывая же, что в развитых странах Европы доля деревенского населения обычно составляет 5−12%, можно быть уверенным, что урбанизация Западной Беларуси является неизбежным следствием любой экономической нормализации в этой республике. Пока же готовилась инфраструктура для промышленного рывка, обе западнобелорусские области, Гродненская и Брестская, были специализированы на сельскохозяйственном производстве, рассчитанном в основном на города восточной части республики. Были вложены огромные средства в две основные программы: мелиорации очень болотистого Полесья (без них и современная транспортная инфраструктура в этом регионе невозможна) и строительства до 20 животноводческих комплексов на сотни тысяч голов скота каждый. Разумеется, не всё в этих программах было хорошо, но результатом так называемой «сельскохозяйственной специализации» экономики двух западнобелорусских областей явилось хотя бы то, что на 1987 год здесь не было ни одного нерентабельного колхоза при отсутствии прямых дотаций из государственного бюджета, а миграция молодёжи из деревень не помешала сохраниться тут 40−45% доле сельского населения.
Оценивая экономический потенциал Беларуси, мы уже упоминали про её транспортную сеть и географическое положение. Именно через её территорию проходят основные транспортные коммуникации, связывающие Россию с Западной Европой, и Украину со странами Балтийского побережья, в том числе это касается газо- и нефтепроводов. Наиболее напряжённая коммуникационная линия: трасса Брест-Орша в конце 70-х — начале 80-х годов была модернизирована, а её железнодорожная часть полностью электрифицирована. Ныне резко активизировано движение и по железной дороге Белосток-Брест и Гданьск-Гродно, открывающим выход к балтийским портам Польши Беларуси и Западной Украине. Особенность транспортной сети Беларуси заключается в её слишком транзитном характере. Так, пропуская через свою территорию основной поток российского газа и нефти в Западную Европу, Беларусь не может использовать эти нефтепроводы для получения нефтепродуктов с Запада, ибо они рассчитаны на транспортировку нефти и газа лишь в одном направлении, и для обратного необходима их широкомасштабная и дорогая модернизация, а для выхода через них к украинским морским нефтетерминалам, необходимо хотя бы соединить две параллельные сети бывших советских нефте- и газопроводов. Беларусь покрыта в основном северной их сетью и лишь юг страны затрагивает южная сеть, проходящая в основном по территории Украины, а в портах на южном побережье Балтийского моря, как известно, нефтетерминалов мало. Возможно, эта проблема является главной проблемой становления сегодняшнего Белорусского государства.
Рассматривая белорусский потенциал, невозможно не вспомнить о её военном потенциале. Сегодня 5% госбюджета, которые тратятся на оборону, идут на поддержание в боеспособности примерно 180 тысячной армии. С учётом вспомогательных воинских подразделений, пограничных войск и т. п. общую численность вооружённых сил Беларуси оценивают в 300 тысяч человек.
Регулярная армия имеет наступательный характер: её основу составляют десантно-штурмовые бригады и танковые корпуса. По количеству танков Беларусь находится в числе наиболее мощных стран Европы: сегодня она имеет около 2000 этих боевых машин, примерно столько же БМП и МТР, имеется так же около 100 (от 80 до 160) боевых вертолётов. Такая военная мощь сложилась достаточно случайно. На территории республики просто были дислоцированы весьма боеспособные группировки Советских Вооружённых Сил, призванные выступить в качестве второго эшелона в случае войны в Европе. Кроме того, здесь же были размещены огромные войсковые склады для обеспечения всем необходимым действующей в Европе армии. И, наконец, сюда была переведена из бывшей ГДР часть Северной Группы войск Советской Армии. Всё это теперь принадлежит Беларуси. По оценке экспертов НАТО, Белоруссия имеет одну из наиболее технически оснащенных и боеспособных армий в Европе.
Военный потенциал Беларуси дополняется сохранением старых мобилизационных систем и системы военного обучения и переобучения населения. Сегодня Беларусь обладает прекрасным офицерским корпусом. В Советской Армии на 1987 год имелось около 40 тысяч офицеров белорусов по национальности. Такой доли офицеров к численности своей нации не имели в бывшем СССР даже украинцы, среди которых офицеры тогда составляли около 160 тысяч человек. Причём белорусы были сконцентрированы в боевых и элитных частях (в родах войск, связанных с радиоэлектроникой и инженерным обеспечением боевых действий); так, долгие годы белорус П. Климук возглавляет Центр по подготовке космонавтов, еще один советский космонавт, В. Ковалёнок является ректором Военно-Инженерной Академии России.
Желая как можно больше «лягнуть» СССР, бывший правитель Белоруссии С. Шушкевич даже заявил, что Беларусь понесла наибольшие пропорционально численности населения потери из всех бывших республик СССР в Афганской войне. Но все же белорусы умели ценить те преимущества, которые давала им принадлежность к советской сверхдержаве. И угроза этой сверхдержаве таилась не в Белоруссии, а в правящей кремлевской верхушке.
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор
Григорий Васильевич Стельмашук, доктор философских наук, профессор
http://rusk.ru/st.php?idar=110217
|