Русская линия
Русская линия Матвей Славко05.05.2006 

Яйцо-райцо: писанка, дряпанка, малёванка.
На выставке в Харьковском историческом музее

В Харьковском историческом музее в течение мая посетителям доступна выставка «Окно в чудесный мир», на которой экспонируются старинные и современные писанки — из коллекции Харьковского исторического музея, собранные в XIX в. известным этнографом, историком, фольклористом и общественным деятелем академиком Николаем Сумцовым, а также копии исторической писанки, воспроизведенные членом клуба писанкарства Наталией Кравченко, и произведения мастериц Харьковского городского клуба писанкарства, наряду с работами декоративно-прикладного искусства членов ассоциации «Декор».

На выставке "Окно в чудесный мир"Разновозрастная детвора на харьковской выставке не переводится. Да и как не подивиться на такую красоту! К тому же и в русских, и в украинских сказках об Иване-царевиче и Кащее Бессмертном речь идет о яйце-райце. Интересно же! Здесь, на выставке, ведь не только можно увидеть шедевры, но и узнать, что вся эта красота рукотворна, тебе расскажут — как именно украсить яйцо. А если захочешь попробовать создать такое диво сам — приходи в кружки, благо их сейчас немало. Между прочим, даже в Харьковской академии дизайна теперь читается спецкурс писанкарства. Говорят, никто не прогуливает эти занятия — всем интересно!

Писанкарство ширится, «набирает обороты»: яйцо-райцо катится по Украине и России, по планете. В этом году прошла целая лавина выставок во многих городах и селах.

Украина гордится писанкарями, ибо этот народный промысел сохранился лишь в некоторых районах Болгарии и Румынии, в России (на Курщине и Кубани), но более всего — в разных районах Украины (и, понятно, в украинской диаспоре в Канаде).

Нужно ли говорить, что писанки, скажем, Закарпатья, Буковины сильно отличаются от писанок Слобожанщины?

Канонические писанкиВ этих словах, ласкающих слух, открывается сам способ изготовления праздничного изделия: писанку — расписывают (используя специальные инстурменты, вручную, с помощью воска и ряда последовательных погружений в краску; это высший пилотаж писанкарства, тут и цвета различные используют, и разновидность узоров огромна, даже сюжетное письмо возможно), а крашенку — просто окрашивают, погрузив в краситель. Крапанка — покрыта «цяточками та крапельками», т. е. точечками и капельками. А вот малёванка — пасхальное яйцо, разрисованное кисточкой. Дряпанку, полнятно, царапают, таким образом по одноцветной краске нанося орнамент. А ведь есть еще и так называемая «прорезная писанка» — это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие. На Востоке Украины сегодня возрождается и так называемая «монастырская писанка», слобожанская — ее украшают кружевами.

Уверяют, что обряд украшения яиц идет от язычества. Есть и опровергатели истории о том, что все началось с Марии Магдалины, которая отправилась на Пасху в Рим и преподнесла императору Тиберию красное яйцо — языческий символ вечной жизни — со словами: «Христос воскрес».

Прорезные яйцаВсе же крашеные яйца остаются и одним их атрибутов нашего пасхального стола. Обычай дарить в праздник Пасхи яйца считается благочестивым, хранится Православной Церковью с давних времен. Яйцо — символ древний. В христианстве оно напоминает об одном из главных догматов нашей веры, изображая гроб, в котором содержится зародыш будущей жизни, и тем самым символизируя воскрешение Иисуса Христа. Расписывали яйца и многочисленными Евангельскими сюжетами. Как память о пасхальной радости, освященные яйца хранились в течение года в святом углу. (Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома).
В былые времена их вытачивали из дерева и кости, делали из фарфора, стекла, камня, драгоценных металлов. Особенно прославились пасхальные сюрпризы известного петербургского ювелира Карла Фаберже, изготовлявшиеся в подарок членам Императорской семьи.

Плоскостная писанка Анны МинаковойКак и столетия назад, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Освященному яйцу приписываются магические свойства. На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.
"Христос Воскрес!" Анны МинаковойТеперь появились художники, которые малёванку или писанку переносят на плоскость. Сакральное яйцо как объект здесь присутствует в виде проекции на бумаге или золотой фольге), как правило, в натуральную величину или близкую к ней. Даже нередко «неяичные», небрежно-валунные, глыбистые или угловато-каменные очертания работают в пользу общего образа. Все эти «упрощения» вызваны желанием автора наделить подарком как можно большее количество близких.

Что нам за дело до ниспровергателей традиций? Радость нарядного украшенного яйца была и остается созвучной нашей пасхальной радости. И слова эти живут в нас и с нами: «Гарне, мов писанка!» («Прекрасное, как писанка!»)
Фото автора

http://rusk.ru/st.php?idar=110187

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика