Русская линия
Русская линия Раиса Ильина01.05.2006 

Ферапонтово оскверняют!

Вологодское сельцо Ферапонтово из памяти русских людей в ХХ веке, возможно, изгладилось бы. Как изгладились уральская Кыртомка, псковские Малые Горбы, вятские Панасюки. Не скажу, что нет и не было в них людей, ради которых Господь направлял бы стопы — нас, сегодняшних…

Не увидела я и в Ферапонтове ручейка — из людей Божиих, чья пища — сердечная молитва и радость от зрения небесных откровений иконника Дионисия.

Фреска Дионисия в Ферапонтовом монастыре Пришла в сельцо по ранней весне. Пришла, чтобы Акафист Богородице увидеть воочию, в буквальном смысле. Увидела! И радость, в которой пребывали Дионисий и чада его, у в и д е л а! Потому что, думаю, только такая необычайная радость дает эту линию, этот цвет, этот свет, в каких расписан собор Рождества Богородицы! Успешь (а собор был расписан за один! календарный месяц) говорит о необычайном напряжении и силе благодати, которые Господь подавал иконникам, Своим труженикам. Один месяц трудов, и — шесть веков молитвы, изустной или безмолвной, но всегда сокровенной… Так служат Богу русские. «Хорошо нам здесь с Тобой, Господи!» И вслед за ними, вместе с ними, ушедшими, достигшими вечности, хотелось молиться.

Молилась. А потом обходила старые монастырские строения. В подклетной части храма увидела кросна, прялицы, рушники браного ткачества, и… нечто странное, каменное. Надпись, сопутствующая «экспонату» уведомляла: краеведы передали музею «народный раритет» — идола, изображающего мужской детородный орган. Идол, якобы, найден в здешних полях.

Но почему этот «образ» поместили в храме православного монастыря, в его подклетной части? В храме, где идет, хотя крайне редко, Божественная Литургия! Почему экскурсоводы намеренно акцентируют на нем внимание редких посетителей?.. Как к этому «артефакту» уже музейного «творчества» относятся православные христиане, приезжающие в русскую святыню?

Ферапонтов монастырь сегодня не есть монастырское владение русских православных христиан. Монастырь — владение Министерства Культуры Российской Федерации, точнее, его Белозерского музея-заповедника «Фрески Дионисия». А еще Ферапонтов монастырь — объект попечения ЮНЕСКО. Заинтересованность ЮНЕСКО распространяется на вопросы реставрации и содержания росписей артели Дионисия (на том спасибо).

Хотя, какое там спасибо! Один московский иконописец обратил мое внимание по возвращении из паломничества на некоторую странность. Вглядываюсь в росписи Дионисия в Ферапонтове, представленные в современных фотоальбомах, и — ужас, вижу одну нарочито повторяющуюся деталь — в ликах Богородицы, Спасителя, святых… У образов отсутствуют глаза! Глаза — зеркало души! Сохранились или обновлены реставраторами веки, а глазницы — пусты! Просто изъязвлены! Случайным недосмотром реставраторов назвать это нельзя. Слишком компетентная команда здесь работала. На хулиганство после реставрации тоже не похоже — надо быть или снайпером, или обладать невероятной (бесовской?) прыгучестью, чтобы попасть чем-либо в лики, да еще и — по поговорке «не в бровь, а в глаз"… Что есть сие?

Содержание выставочной деятельности на откупе у доморощенных госчиновников от «культуры». И они ответственны за формирование экспозиций, расположенных в христианской святыне.

Вот только Православная Церковь не чувствует себя в древней русской обители полномочным субъектом даже культурной деятельности. Ее представитель, местный священник, притулился в надвратном храме монастырского комплекса — здесь, в затрапезной обстановке, которую местные прихожане пытаются прикрасить немудреными деревенскими половичками да отслужившей срок домашней прядиной, совершаются службы.

Может быть, по-прежнему, Церковь гонима? И осквернение, и заушения в новом политическом режиме продолжаются, только в более изощренной форме?

В самом деле, человека, воспитанного современными масс-медиа и виртуальным российским законодательством, не надо брать под микитки и куда-то прятать, чтобы сделать его недееспособным. Просто надо последовательно, как можно чаще ставить его в ситуацию выбора — между его личным нравственным, духовным опытом и стереотипами «общественного» мнения. Можно назвать это мнение «частным», «церковно-общественным», «синодальным» и даже «мнением Патриарха», но все равно — «частным мнением Патриарха"… И делать свое… Пакостить, одним словом.

А можно спрятаться за словоблудием, рефрен которого — «это не нашего с вами ума дело, надо учиться толерантности (вон и Патриарх о толерантности говорит), мы люди маленькие… вы молитесь». Все чаще именно такие ответы на наши недоумения мы можем услышать и слышим! даже от российского священства…

Но смирение христианина кончается там, где оскверняются святыни нашей веры! В конце прошлого века призвал помнить это русский подвижник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

От Ферапонтова, от Руси Дионисия нас отлучают — незаметно — роскошными фотоальбомами, путевыми заметками искусствоведов, дурно изданными книжечками с Акафистом на ломанном «русско-церковно-славянском языке"… «Мы отдадим вам поле Куликово. Но править в этом поле будем мы!»

Будем осторожны — все эти дары данайцев — не наша пища. Наша пища — дорога, храм, молитва! Когда-нибудь, в Субботу Акафиста, я надеюсь, божественное творение Дионисия не останется в человеческом запустении равнодушия.

http://rusk.ru/st.php?idar=110172

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  священник Владимир Кобец    12.05.2006 17:24
Христос Воскресе!

Был приятно удивлен, прочитав, что Ферапонтово помнят люди не только из-за "зрелища" (фрески Дионисия), но и за древнюю святыню – Ферапонтов монастырь. Спасибо!

Воистину Воскресе Христос!

С уважением, священник Владимир Кобец
http://www.ferapontovo.ru
  Димитрий_В    02.05.2006 12:21
Да, действительно, гонения на Церковь продолжаются. Только они принимают все более тонкие и изощренные (и от этого не менее настойчивые) формы.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru