Русская линия
Русская линия Владимир Шульгин21.04.2006 

Какой должна быть Триумфальная Колонна?
Из цикла передач «Культурные войны» на радио «Русский край» (Калининград)

Образ измены

22 марта состоялось заседание градостроительного совета, который при нашем градоначальстве имеет совещательные полномочия. Были рассмотрены три варианта облика Триумфальной колонны, которая будет воздвигнута на площади Победы, перед Храмом Христа Спасителя. Из трёх предложений победило худшее, не соответствующее тысячелетней православной традиции Святой Руси. Почему-то был отвергнут образ вмч. Георгия Победоносца, святого воина, являющегося символом Русской славы.

Образ Георгия Победоносца является и составной частью государственного герба России и историческим гербом Москвы. Воздвигая колонну, символизирующую победу нашего народа в самой тяжелой войне за всю историю России, уместно бы учесть, что победили зверя не абстрактные марсиане, а прежде всего русские, у которых был крест на шее, за которых матери молили Бога и Пресвятую Богородицу; победили православные и потомки православных вместе с союзными нам народами великой Империи. Но совет почему-то остановился на образе языческом, избрав для достойного увековечения Победы Нику, богиню победы, считавшуюся таковой у древних греков. Что это — беспамятство, неуважение памяти и веры своих предков, ложное эстетическое чувство? Бог весть. В этом случае мы, как это весьма часто случается, вновь столкнулись с неумением различить между своим и чужим.

То, что было достойно понтийскому греку в дохристианский период совсем уж неприлично нам, имевшим в своих генералиссимусах Александра Суворова и Георгия Жукова, всегда помнивших о вере Православной. Любимым лозунгом Суворова были его знаменитые слова: «Мы — Русские, с нами Бог!». И победа ему давалась всегда по его вере. Кстати говоря, и наш славный полководец Жуков промыслительно носил победоносное имя Георгия, что также должно бы нас побуждать избрать свой исторический символ, а не заимствовать чуждый нам. Но в который уже раз побеждает худшее: безверие и бессовестность, пусть видимо неосознанные, но тем хуже для тех, кто принимал это решение: они показали себя «Иванами, не помнящими своего родства». Ещё великий Карамзин говорил, что единственная беда России — наше ложное смирение в политических вопросах. Потому, что кто себя не уважает, того никто не уважает. Скажите, пожалуйста, что подумает какой-нибудь немец, пристально наблюдающий за происходящим в Калининградской области? Узнав эту приятную для него новость о языческой Нике вместо православного воина Георгия Победоносца, он только укрепится в мысли, что наше дело проиграно в конечном счёте, потому что даже перед Православным храмом мы поместили образ, прямо противоречащей нашей вере, и одновременно оскорбляющий память наших предков, которые, в отличие от нас, знали что для них своё, а что чужое. Кстати, в немецкой прессе уже прозвучал воинственный тевтонский глас, возвестивший следующее: «Дайте время, „переварим“ бывшую ГДР и за Калининградскую область возьмёмся». Так что предметом сегодняшнего разговора является совсем не второстепенный вопрос.

В этом деле, как в капле воды, отражается всё, что с нами происходит. «Измена», — вот слово, которое правильнее всего характеризует происшедшее. Причём измена эта делается походя, невзначай, как нечто привычное. Однажды в прошлом году мне пришлось совершенно случайно присутствовать на заседании топонимической комиссии в том же градоначальстве. Представители ветеранских организаций, выражавшие волю и сравнительно молодых ветеранов чеченских кампаний, и более зрелых, имею ввиду прежние войны, предлагали тогда имена наших героев для увековечения в названиях новых улиц. И что бы вы думали? Решение так и не было принято. Одна музейная работница, член названной комиссии, заявила буквально следующее: «Нам не нужны имена мертвецов», а один историк, увенчанный учёной степенью, пустился в пространные и бойкие рассуждения о том, что мы должны защитить интересы калининградцев и не присваивать столь длинные имена улицам нашего любимого города, потому что гражданам, на них живущим, буде очень тяжело заполнять почтовые квитанции, потому что в этом случае они будут вынуждены долго выводить эти названия на бумаге. Друзья, это я вам не «Крокодил» цитирую, это услышанное собственными ушами.

И что вы думаете, председательствующий тогда на заседании топонимической комиссии начальник урезонил наших доморощенных вольных или невольных изменников? Нет, он не догадался сказать им, что та страна, которая не чтит своих героев, в конечном счёте стирается с лица земли, это вековечный закон. Земля, в которой ценится лишь скотский балдёж, имеет перспективы Содома и Гоморры, сметённых с лица земли праведным гневом Всевышнего. Это воспоминание родилось не случайно. То, что произошло на недавнем заседании градостроительного совета и на прошлогоднем заседании топонимической комиссии — явления аналогичные, бывшие одинаково свидетельствами измены, предательства, если не смягчать, а говорить правду. Мы в Калининградской области видим сейчас мощный слой людей, который имеет большие возможности в принятии решений. И, к сожалению, этот слой весьма не патриотичен. В этом слое весьма много людей, которые привыкли получать приглашения из-за границы на оплачиваемые немецкой или польской стороной конференции, семинары, закрытые мероприятия. Они с удовольствием получают эти приглашения. Как вы думаете, каков дух этих заграничных посиделок, для чего так щедро наши зарубежные партнёры привлекают наших коллег к общению с заграницей? Уверен, что значительная часть этих мероприятий как раз и рассчитана на то, чтобы превратить деятелей нашей местной культурной и образовательной элиты в послушных проводников чуждых для нас влияний, влияний, призванных стереть, выхолостить нашу национальную память. Те люди, которых я процитировал, склонные в наших героях видеть лишь «мертвецов», как раз и стремятся к постоянному общению с заграницей на счёт этой самой заграницы. Ну, а немцы зря деньги платить не будут. Это хорошо известно.

Ввиду всего сказанного всем нам должно быть понятно, что определение облика будущей Триумфальной колонны — дело первостепенное. КОЛОННА должна быть свидетельством Нашей Победы 1945 г., а не победы греков в Фермопилах, и не «победы вообще». Именно за знак некоей абстрактной победы сейчас бессердечно выступили члены градостроительного совета. Эта ошибка должна быть исправлена, измена России не должна состояться. Тем более, что патриотические организации, в частности Балтийское казачество, давно высказались за образ вмч. Георгия Победоносца, и у скульптора О. Копылова имеется подробная проработка этого единственно верного в наших геополитических условиях решения.
25.03.2006

Так какой же должна быть Триумфальная Колонна?

Опрометчивое решение Градостроительного совета рекомендовать городским властям увенчать проектируемую Колонну образом языческой богини победы Ники вызвало поток протестов. Кажется, власти услышали глас народа и отказались от непродуманного решения. Действительно, в реваншистских кругах Германии это было бы сочтено как наше беспамятство и поражение, поскольку над поверженным Рейхстагом в мае 1945 г. возвышалась скульптурная группа именно языческой Ники. Выше неё воины-герои Егоров и Кантария установили наше знамя Победы. Кроме того, фашисты постоянно использовали изображение Ники со своей специфической символикой.

Сейчас возникла очередная проблема. Совет по культуре при губернаторе воспротивился намерению общественности города увенчать колонну изображением образа святого воина Георгия Победоносца. Именно о необходимости такого «увенчания» говорится в обращении казачества; этого же мнения придерживаются многие литераторы — члены Калининградского отделения Союза Писателей России. Калининградский Патриотический Форум также высказывается за образ вмч. Георгия Победоносца. Совет по культуре посчитал, что образ Георгия целесообразно установить лишь на цоколе Колонны в ряду обрамляющих знаков нашей Победы: знака Ордена Победы, ордена Славы. Сама же колонна будет «пока» не увенчана. Госпожа С.Г.Сивкова, член Совета по культуре, прокомментировавшая такую странную рекомендацию, выдвинула два взаимоисключающих друг друга положения. Отказ рекомендовать увенчание Триумфальной Колонны образом Георгия Победоносца она, во-первых, объяснила прямой невозможностью установления «конной статуи», (поскольку воин повергает змия, воплощающего зло, восседая на коне). Во-вторых, было заявлено, что вообще «не предложено внятного решения», «нет концепции двух площадей», находящихся между Храмом Христа Спасителя и градоначальством, (ведь именно в этом пространстве «двух площадей» будет находиться Триумфальная колонна). Дерзну предположить, что всё это либо проявление недомыслия, как следствие «недочувствия», либо лукавая отговорка, чтобы, так сказать, «замотать вопрос». Ведь предложение общественности о Георгии Победоносце вполне конкретно свидетельствует о прочувствованной сердцем и продуманной обоснованной концепции. При чём же здесь претензии Светланы Сивковой, говорящей об отсутствии «внятного» предложения?

Поражает и мнение о «двух площадях», которое в сознании членов Совета по культуре почему-то препятствует увенчанию Триумфальной колонны. Это вообще «сапоги всмятку», то есть аргументация «остапбендеровского» типа, когда говорится вздор, но очень убедительным и авторитетным тоном. По сути ведь мы имеем одну площадь, и это Площадь Победы. Между Градоначальством и Храмом нет никаких засечных черт и рубежей, отделяющих друг от друга эти два значимых сооружения. Другое дело, что по каким-то неизвестным причинам, героине нашего повествования очень хочется воздвигнуть неприступную «китайскую стену» между светским и духовным началами нашей земной жизни. Нам же надо не разделять небесное и земное, а стремиться к посильному их объединению. Тем более, что катастрофические последствия насильственного большевицкого отрыва Церкви от жизни под фальшивым лозунгом «человек-безбожник — это звучит гордо» ведомы всем нам. Россия просто вымирает, чего не было прежде, когда между двумя главными основами жизни не старались рыть непреодолимые рвы, а земное бытие старались сообразовывать с религиозными заповедями.

Теперь по существу. Довод Сивковой о невозможности «конной статуи» на вершине Триумфальной Колонны является ложным. Есть проработанные специалистами проекты такого «увенчания», на которые ссылаются представители Балтийского Казачества. Кроме того, в образе Святого Георгия «конь» вовсе не столь велик. В иконографии этого священного изображения абсолютно преобладает фигура Воина-Победителя, пронзающего змия копием. Поэтому и никаких технических сложностей в изготовлении образа Георгия Победоносца не будет. Это любой специалист по сопромату подтвердит. То есть в нашем случае речь не идёт о классической «конной статуе». Но даже ссылка на отсутствие в мировой практике традиции увенчания Колонн конными статуями не точна. В Париже есть мост имени нашего императора Александра Третьего. Четыре колонны, обрамляющие его с двух сторон, как раз увершены конными статуями.

С.Г.Сивкова пытается «успокоить» взволнованную общественность, говоря, что «совершенно не страшно», что Триумфальная Колонна не будет ничем увенчана, ведь всем понятно, что это памятный знак именно нашей победы 1945 года. Что в этих словах — недомыслие или лукавство? Попробуйте посолить щи солью, которая потеряла «солёность». Будет пресно и отвратительно. Конечно, непутёвая хозяйка может и себя, и других, вкушающих обед, виртуально убеждать, что всё замечательно, что субстанция с претензией на солёность взята из банки с наименованием «соль». Но от этого лучше не будет. Так и в случае с Колонной Победы. Её пустота сверху будет проявлением нашего беспамятства и равнодушия, будет (не дай Бог, мы это допустим) явной симуляцией увековечения Великой Победы нашего народа над самым грозным и страшным внешним врагом за всю историю.

Предложение об увенчании Колонны Победы образом Георгия Победоносца — единственно верное. Как пишут в своём обращении к городским властям казаки-старейшины и члены Правления Балтийского Отдельного Казачьего Округа: «У нас, русских людей, испокон веков был свой народный символ Победы — изображение Святого Великомученика и Победоносца Георгия. С древних времён образ этого святого являлся одним из основных государственных символов России, изображавшимся на гербе столицы нашей Родины — Москвы, на государственных гербах Российской Империи и Российской Федерации…» То есть изображение Георгия Победоносца, поражающего змия, дано вышло за рамки чисто религиозного почитания святого и является символом победы добра над злом. Зачем же отказываться от нашего исторического символа Победы, тем более накануне очередной годовщины Победы над фашизмом? Кроме того, невозможно не учесть конкретных обстоятельств Великой Победы. Победоносные дни 1945 года совпали с празднованием памяти святого Георгия 6 мая 1945 года. И сам Маршал Победы, всенародно любимый Георгий Константинович Жуков носил имя святого Георгия.

Сказанного достаточно, чтобы прекратить всякие сомнения: Триумфальная Колонна должна быть увенчана образом Георгия Победоносца!
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, член совета Калининградского Патриотического Форума, профессор Калининградского Пограничного института
18.04.2006

http://rusk.ru/st.php?idar=110152

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru