Русская линия
Русская линия19.04.2006 

Апофеоз оранжевого революционаризма?
Комментарий РАЦИРС к реакции правозащитников на документы X Всемирного Русского Народного Собора

Такое глобальное по характеру, значению и последствиям событие, как X Всемирный Русский Народный Собор, конечно же, не мог не вызвать реакции и в стане правозащитников. Оттесненные самим ходом исторического развития России на обочину, они до сих пор не могут смириться со статусом маргиналов и стараются подобно крыловской моське на радость своей малочисленной тусовке и заокеанским вдохновителям (скажем, из Госдепа США) вовсю потявкивать по каждому удобному случаю.

Скандальность акций, инсинуированных правозащитной средой, равно как одиозность ряда самих правозащитников (о чем, в частности, уже шла речь в предшествующих документах РАЦИРС) делают их очередные шумные заявления все более неинтересными и не заслуживающими внимания. Однако в последнее время в действиях и заявлениях правозащитников стала отчетливо прослеживаться некая новая тенденция, о которой стоит сказать особо. Скорее всего, от отчаяния и сознания шаткости своей позиции (предельно узкая социальная база — ниже порога статистически значимых величин) записные идеологи правозащитников перестали таить свои сокровенные цели и стали делать все более ощутимый акцент не столько на собственно правах человека, сколько на политическую расстановку сил в России. На глазах меняется и их оперение — в окраске все более заметными становятся оранжевые тона.

В самом деле, ни у кого не вызывает сомнения давняя, стойкая, почти зоологическая ненависть бойцов правозащитного лагеря к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Бросить лишнюю гранату в огород РПЦ МП для них давно стало делом чести, доблести и геройства. Довольно забавно то, что при этом правозащитные витии напрочь забывают о принципе, который, казалось бы, должен выступать краеугольным камнем всякого правозащитного движения (если оно не прикрывается только лозунгами о правах человека для отстаивания каких-то иных своекорыстных целей). Разве надуманные инвективы, которые правозащитники вот уже около полутора десятилетий, брызжа слюной, обращают против Церкви, которая сплотила подавляющее большинство христиан в России, не являются сами по себе вопиющим нарушением прав человека, оскорбляющим религиозные чувства миллионов россиян?!

К слову, о христианстве и христианах. Вот какие любопытные спекуляции предлагает россиянам неопятидесятнический лидер Сергей Ряховский. Его рассуждения приведены в статье Михаила Поздняева в «Новых Известиях» и в свою очередь воспроизведены 10.04.2006 г. «Порталом-Credo.Ru» — непременным рупором всей сектозащитной публики, сплотившейся на платформе ненависти к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Самозванный «епископ» полностью оправдал мудрость русской поговорки «на воре шапка горит», взявшись комментировать слова спикера Совета Федерации и председателя объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Сергея Миронова, произнесенные им, согласно сообщению Интерфакса от 7.04.2006 г., на заседании этой комиссии о том, что «нельзя допускать, чтобы в нашей стране действовали всякого рода сектанты и мракобесы», и предложившего затем разобраться в деятельности религиозных организаций, не имеющих отношения к традиционным для России религиям, а также различных сект. Вопрос о том, почему упорно считающий себя «епископом» Ряховский принял на собственный счет слова о сектантах и мракобесах, едва ли можно назвать даже риторическим вопросом, настолько здесь все очевидно.

Почувствовав, что запахло жареным, С. Ряховский принялся публично сетовать на то, что «в России на каждом шагу происходит подмена понятий». И тут же блестяще проиллюстрировал, как он сам это делает, предложив хитроумную комбинацию, в результате которой Православная Церковь оказалось лишенной права на самостоятельное существование: ей самозванный «епископ» милостиво оставил право именоваться одной из христианских конфессий, наряду с католицизмом и протестантизмом. Разумеется, мы не стали бы углубляться в историко-церковные прения с таким ассом словесной эквилибристики, если бы не один примечательный нюанс. Простодушный читатель, далекий от тоталитарно-сектантского закулисья, мог бы не обратить должного внимания на этот пируэт Ряховского. А ведь в действительности лидеру неопятидесятников в подобной триаде христианства, разорванного им на православие, католицизм, протестантизм — было не так важно отодвинуть на задворки Православие, как прибиться к протестантизму.

В одном можно согласиться с г-ном Ряховским — с балетом категорий в серьезных вещах давно пора кончать. Давайте, наконец, назовем все вещи своими именами. Каждому серьезному отечественному религиоведу (за исключением ангажированных тоталитарными сектами бывших профатеистов) совершенно ясно, что для Ряховского гораздо престижнее щеголять вовсе не тем, что он «дважды член» — Общественной палаты и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ (о чем при каждом удобном случае любят напоминать цитирующие его единомышленники, наивно полагая загипнотизировать читателя громким звучанием этих высоких организаций, которые, к слову, в скором времени наверняка разберутся, кто и какую роль играет внутри них, кто, при каких обстоятельствах и за какие деньги был в той или иной форме ангажирован ранее лидерами тоталитарных сект, чтобы авторитетом своего имени зарабатывать очки сектантам, выступая почетными спикерами на их международных мероприятиях и т. п.).

Да, не это высокое «дважды членство» греет самолюбие Ряховского, а то, что, глядишь, под шумок его и возглавляемое им неопятидесятническое движение кто-нибудь и впрямь отнесет к протестантам. Вот она — заветная мечта самозванца! Под крышей такого традиционного и в своем классическом варианте социально респектабельного протестантизма приватизировать и себе место под солнцем… Обратимся же к школьным учебникам, почитаем хотя бы там про протестантизм и тогда неминуемо поймем, что Лютер и Кальвин, как говорится, в гробу бы перевернулись, узнав, что за люди (вроде Ряховского и Ледяева) набиваются к ним в родственнички. Будем смотреть правде в глаза: неопятидесятники имеют в своем историческом родстве не почти четырехвековые корни отколовшегося от римо-католичества протестантизма и даже не столетней давности пятидесятников, а идущую из практики американского нью-эйджевского движения 80-х годов, далекую от христианства как такового родословную. Сознавая малую почтенность подобной генеалогии и ее абсолютную удаленность от духа российской культурной традиции, и пытаются сегодня господа-«харизматики», прибегая к молодежному сленгу, «косить» под протестантов.

Самое интересное то, что, утверждая все выше сказанное, мы в известном смысле ломимся в открытые ворота. Убеждены, что Ряховский, Ледяев и иже с ними сами в глубине души осознают истинность высказанных нами положений. Неожиданным подтверждением этому является и то, что, предельно увлекаясь ультралиберальной фразеологией и ратуя на словах за права человека в полном объеме всех демократических свобод, ни один из «право-сектозащитников» даже в самом жарком полемическом запале почему-то не вспомнил об одном из самых демократических механизмов волеизъявления народа и не предложил ответить на тот или иной жгучий вопрос насчет тоталитарных сект и их пособников на… всенародном референдуме! Да их в холодный пот бросило бы при одной мысли о том, в каком зашкаливающем «провале» оказались бы они по итогам подобного референдума. Это невольно возвращает нас к действительности, которую мы наблюдаем на поле религиозной жизни современной России. Действительности, все сильнее раздражающей все большее число россиян.

Об этом свидетельствует и вспыхнувшая полемика вокруг прав человека по итогам X Всемирного Русского Народного Собора. Оставим за рамками нашего Комментария стилистику полемики, навязываемую участниками из стана защитников тоталитарных сект. Обратим внимание лишь на то непреложное обстоятельство, что на глазах всех россиян, внешне горячую и шумную дискуссию инициируют две-три организации, зачастую действующие по принципам семейного подряда (конечно же, с громкими названиями Институтов или Комитетов), за которыми в реальности стоят несколько их организаторов, разумеется, ставших председателями. Их не только мало, но личности их одиозны, и общественное мнение России должно это знать и учитывать. О прямых связях с тоталитарными сектами Юрия Самодурова и Глеба Якунина мы уже недавно писали. В этой «славной» плеяде возвысил сейчас свой голос и вездесущий Лев Левинсон — бывший помощник бывших депутатов Государственной Думы Глеба Якунина и Валерия Борщева, побывавший в обличье защитника интересов целой череды диковинных тоталитарных сект, замеченный при всем этом и в тусовках с новоявленными «воинствующими безбожниками». Нам скучно копаться в фантастическом разброде, царящем в душе г-на Левинсона, но что мы можем засвидетельствовать документально — уже в 90-е годы при всей его идейной неопределенности одну линию он вел четко, линию вдохновенной конфронтации с Русской Православной Церковью.

Так и подмывает спросить, теперь уже не ряховских-ледяевых и не якуниных-левинсонов, а тех, чем именем они пытаются действовать — спросить всех россиян: «Доколе?!» Сколько времени будут мутить воду, пытаясь создать искусственную напряженность эти горе-правозащитники? Слава Богу, народ России не слеп, он в силах мудро и взвешенно оценить значение тех без преувеличения исторических актов, которые были приняты соборным разумом X Всемирного Русского Народного Собора — Декларации о правах и достоинстве человека и Соборном слове. То, что россияне все правильно поймут и сделают верный выбор, не вызывает сомнений. Очевидно то, что раскачивающие изо всех сил лодку нашей российской жизни сектозащитники, не довольствуясь прежними нападками на Православие, начинают на глазах все более ожесточенно чернить нашу жизнь, нашу действительность, охаивая теперь уже не просто церковные структуры, а и политическую власть.

Заголовки и тон появившихся в последние дни в интернете и СМИ материалов сектозащитников носят не только истеричный (к чему не привыкать), но и провокационный характер. Так, среди текстов на Портале-Credo.Ru (далее — Портал) встречается утверждение, что X Всемирный Народный Русский Собор создает «священный союз» против либерализма (Е.Ихлов. «Священный союз за нравственность», 6.04.06). Автор, пугая насильственным возвратом к средневековью, попутно обнаруживает, что сам нуждается в культурологическом ликбезе. По его мнению, на смену средневековью пришла эпоха… Просвещения (а не Возрождения), и осудить ту эпоху взялся недавний X Собор. А как же быть с хрестоматийно известным фактом, что первую убедительную оппозицию просветительской идеологии уже на рубеже XVIII—XIX вв.еков составил романтизм?

7 апреля Портал публикует заявление так называемого Славянского правового центра (вот вам и семейный подряд в действии — сие малое предприятие, существующее в том числе и на зарубежные, в том числе и правительственные гранты, возглавляется бывшим военным прокурором дивизии им. Дзержинского КГБ СССР А. Пчелинцевым [1] и В. Ряховским — родным братом уже неоднократно упомянутого нами С. Ряховского) «Без христианской свободы достоинство человека — пустой звук», в котором сектозащитники измышляют, что православные иерархи стремятся «лишить граждан разных вероисповеданий права голоса», а заодно подменить «гражданскую свободу диктатом религиозной традиции» и, разумеется, заступаются за «европейское и американское общества» [2] с их системой либеральных ценностей. В этом же «документе» вновь возводится поклеп на доклад Митрополита Кирилла и Декларацию X ВРНС, как ставящие задачу «борьбы с деструктивными сектами», под которыми якобы «имеются в виду зарегистрированные официально протестантские церкви». Это уж не о зарегистрированных ли общинах неопятидесятников вновь идет речь? Насколько они далеки от протестантизма, мы уже говорили. Авторы Заявления выдвигают абсурдный тезис, что современная российская «государственная машина» будто бы «готова в любой момент сделать православие своим идеологическим инструментом».

Несколькими часами позже Портал размещает материал Надежды Кеворковой («Газета», N60; 7.04.06) «Права человека рассеялись как дым. Проверка готовности к гражданскому неповиновению». Под красноречивым подзаголовком «В ожидании часа «икс» в тексте встречается примечательное суждение о принятой Собором Декларации: «По сути это политическое заявление о готовности противостоять «оранжевым» сценариям в России». А что автора и разместивший его текст Портал это не устраивает? Так поясните, господа, свои политические ожидания и амбиции подробнее, а не выдвигайте смехотворные предположения, что принятые Юбилейным архиерейским собором 2000 г. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви были приняты «не в расчете на ближайших год или президентский срок», а с дальним прицелом на «вероятные потрясения 2008 года и их последствия».

На другой день, 8 апреля, Портал в кратком материале «Глава Совета Федерации РФ предложил «разобраться» с деятельностью «нетрадиционных» религиозных организаций в России» обвинил Сергея Миронова, а заодно и главу парламента Бурятии Александра Лубсанова в том, что они «нарушают требования, предъявляемые законами РФ к государственным служащим». Уже в пресс-релизе РАЦИРС от 23 марта с. г. «Сектозащитная истерика на Портале-Credo.Ru — сколько она будет продолжаться?» отмечалось, что выступления сектозащитников стали дышать озлоблением «уже не только против Московского Патриархата и лично Святейшего Патриарха Алексия, но и против администрации Президента РФ и его Полномочных Представителей». Как видим, дальнейшие события подтвердили, что эта тенденция расширяется и направляется уже и на другие ветви власти.

В этом же ключе воспринимается опубликованное в тот же день на Портале Заявление якунинского «Комитета защиты свободы совести», в котором среди упреков к документам только что прошедшего Собора приводится то, что в них постулируется готовность «сотрудничать с государством и со всеми благонамеренными силами». По мнению Якунина, «этим заранее признается априорное признание благонамеренности государства…» (простите, но так в тексте, не правда ли, вершина тавтологии: «признание признается», и это априорное признание признается заранее). Проговорился бывший член Православной Церкви, — никак не может, на его взгляд, государство быть благонамеренным…

Приведенными материалами из стана сектозащитников тема, увы, не исчерпывается. Не пора ли, господа хорошие, перестать нагнетать страсти? Понятно, конечно, что вам нужно оправдывать доверие «заграницы», только не нужно пугать ни в чем не повинных россиян угрозами грядущих потрясений и социальных столкновений. Не стоит смешить людей, — вашей пестрой разномастной компании оранжевый цвет не к лицу, да и не будет оранжевое носиться в России ни сегодня, ни в 2008 году.
Александр Леонидович Дворкин, Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессор
священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент, ответственный секретарь РАЦИРС

12 апреля 2006 г.
г. Москва

СНОСКИ

1 — Осенью 1992 г. он, еще в мундире подполковника, произносил вступительную молитву, открывая в Москве представительное мунитское сборище — «1-ю российско-корейскую конференцию религиозных деятелей».
2 — Нужно же С. П. центру отрабатывать похвалы Конгресса США и обещанные им гранты, что и было озвучено в последнем скандально прозвучавшем отчете этого органа о состоянии религиозной свободы в России.

http://rusk.ru/st.php?idar=110139

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика