Русская линия | Игумен Вениамин (Новик) | 21.03.2006 |
Аристотель считал, что жизнь зародилась из простейших форм. Платон наоборот, полагал, что обезьяны, собаки и другие животные образовались позже человека в результате следующих реинкарнаций деградирующих человеческих индивидуумов [1]. В язычестве очень популярна тема превращений, идея о происхождении человека от какого-то праживотного. Гипотеза эволюции имеет очень давнее происхождение и, видимо, отвечает органическому архетипу человеческого сознания, связанному с идеей происхождения как рождения одного от другого. Именно этим объясняется ее популярность на бытовом уровне. Обезьяна как предок человека уже прочно вошла в фольклор, является темой для бесконечных шуток. Но многие ученые биологи, эмбриологи, генетики (Р.Вирхов, К. Бэр, Г. Мендель, Л. Пастер, Л.С.Берг) и другие глубокие умы (Н.Данилевский, Л.Н.Толстой, О. Шпенглер) отрицали дарвинизм.
Дарвинизм, как разновидность материализма, имеет особенно тяжелые последствия для этики. Его основной тезис — борьба на уничтожение противника. Его основная заповедь: «добей (съешь) слабого!» Последовательными дарвинистами были нацисты, производившие селекцию людей, уничтожая всех непригодных по их мнению (евгеника). Коммунисты проводили селекцию по классовому признаку. Дарвинизм, примененный к социальной сфере, превращается в социал-дарвинизм, провозглашающий вместо борьбы видов борьбу классов. Если сегодня все это в прошлом, то только потому, что мы непоследовательны в своем дарвинизме, являемся стихийными христианами, жалеем и лечим слабых.
игумен Вениамин (Новик), кандидат богословия
г.Санкт-Петербург
1 — «Племя сухопутных животных произошло из тех, кто вовсе был чужд философии и не помышлял о небесном…» (Платон, Тимей, 91 E).
http://rusk.ru/st.php?idar=110086
|