Русская линия | Дмитрий Кокоулин | 21.03.2006 |
По словам протоиерея Константина Работы, он познакомился с Никитой Бюиком в Санкт-Петербурге. Священник служил молебен на Смоленском кладбище у мощей блаженной Ксении Петербургской. После молебна к нему подошел человек, хорошо говоривший по-русски, правда, с легким акцентом, представился руководителем RACS, и сказал, что он слышал много интересного о миссионерской деятельности священников Новосибирской епархии, но хотел бы узнать еще больше. Через две недели Никита Бюик связался с отцом Константином по телефону и предложил ему приехать в Калифорнию, в Сан-Франциско, чтобы подробно рассказать православным русским в Америке о миссионерской работе в Сибири, и вообще о жизни православных христиан в Новосибирске. На имя Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, он выслал приглашение, и владыка благословил сибиряков на поездку в Калифорнию.
«Знаменательно, что визу я получил как раз в день памяти блаженной Ксении Петербургской, — рассказал корреспонденту Агентства национальных новостей протоиерей Константин Работа. — На следующий день позвонил Никите Евгеньевичу и сообщил ему об этом вдвойне радостном событии. Но и он из-за разных часовых поясов узнал об этом от меня, так же как и я, — в день памяти блаженной Ксении».
По глубокому убеждению священника Константина Работы, и первая встреча с Никитой Бюиком, и все последующие встречи с русскими американцами проходили под покровом святой блаженной Ксении Петербургской.
По словам священника, русские православные христиане в Америке ревностно хранят русские традиции и обычаи. Так, недалеко от Сан-Франциско находится национальный парк, охраняемый государством. На территории парка, расположенного в живописном месте на берегу Тихого океана, сохранилось самое южное поселение русских в Америке — Форт Росс. Представители русско-американских общественных организаций восстановили старое русское кладбище около форта, установили над могилами православные кресты. Сегодня за каждой могилкой закреплена семья, ответственная за ее благоустройство. Благоустроили и сам форт, восстановили старые постройки, часовню в честь Пресвятой Троицы. По большим праздникам в этой часовне совершаются богослужения. Русские собираются в эти дни в Форт Россе со всех окраин, их число порой достигает нескольких тысяч (семь процентов населения Сан-Франциско — русские).
Во дворе форта стоят старинные пушки, из которых до сих пор можно стрелять. В этом убедился протоирей Константин, когда ему, «как дорогому гостю», доверили совершить выстрел. Священник признался, что, несмотря на наушники, которые ему настоятельно посоветовали надеть, выстрел был настолько громким, что его слегка оглушило.
В помещениях форта — русское убранство: русская печь, деревянные столы и лавки, рушники, самовар, прочая утварь, шкуры убитых животных, на стенах — иконы. Иконы — не для красоты. Русские в Америке — это, как правило, глубоко верующие люди. Многие очень почитают Царя Николая II. В русских домах висят его портреты, иконы.
«Впрочем, для них церковность это не просто образ жизни, это способ сохранения самобытности, метод выживания в американской культуре», — подчеркивает отец Константин.
Руководитель RACS — тоже православный христианин. Дяди Никиты Евгеньевича были иконописцами, а один из них вывез из России завещание Патриарха Тихона. До того, как возглавить компанию, Никита Бьюик был старостой православного кафедрального собора в Сан-Франциско.
Сейчас Никита Евгеньевич активно занимается благотворительностью, в частности кормит пожилых русских людей. Каждый день порядка 200 стариков собираются в специальной столовой, где им подают вкусный и сытный обед. А тем, кто не может ходить, еду привозят домой. Для приготовления обедов используются продукты питания самого высокого качества. В Америке вообще люди очень щепетильны в отношении еды.
Отец Константин рассказал о многочисленных встречах с интересными людьми. Например, их познакомили с женщиной, которая дружила с Хосе — хранителем чудотворной Иверской Монреальской иконы Божией Матери. Их также представили пожилой женщине, муж которой в годы лихолетья помог перебраться в Америку одной тысяче русских семей.
Лекции отца Константина длились по четыре-пять часов ежедневно. Затем священник отвечал на многочисленные вопросы русских американцев. Он подробно рассказал о работе Новосибирского отделения МОО «Центр религиоведческих исследований», сотрудники которого занимаются сбором информации о тоталитарных деструктивных культах, действующих на территории Сибири. Рассказал о детских и молодежных патриотических летних лагерях, о Корабле-Церкви, о вагоне-храме в составе поезда «Здоровья». Многие русские американцы приходили на встречу с новосибирским батюшкой по три-четыре раза, приводили с собой детей.
Оказалось, что русские за рубежом плохо осведомлены о том, что на самом деле происходит в современной России. К примеру, для них стало настоящим откровением, что в России каждый год открываются сотни новых храмов, каждый день в церковь приходят люди с просьбой, чтобы их покрестили. Поразили русских американцев и темпы возрождения Православия на примере Новосибирской епархии, в которой за последние пятнадцать лет число приходов увеличилось с трех до ста тридцати.
Когда отец Константин показал фотографии традиционного крестного хода в Новосибирске, совершаемого в День славянской письменности и приуроченного к дню памяти святых Кирилла и Мефодия, американцы с трудом могли поверить в то, что такой многолюдный крестный ход проходит ни где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, а в далеком сибирском городе.
«Я предполагал, что наткнусь на языковой барьер, но его не оказалось, — говорит отец Константин. — Русские в Америке, с которыми мне пришлось встречаться в течение двух недель, прекрасно говорят по-русски. При этом язык пожилых людей лишен каких-либо „измов“, изрядно загрязняющих современную русскую речь. Поэтому я вынужден признать, что представители первой волны эмиграции говорят по-русски правильнее, чем мы».
Русские в Америке молятся в храмах, принадлежащих трем юрисдикциям: Московскому Патриархату, Русской Православной Церкви Заграницей и автокефальной Американской Православной Церкви, или Православной Церкви в Америке. Но какого-то напряжения в общении между православными христианами, молящимися в разных храмах, по словам священника Константина Работы, не замечается. Хотя и ходит среди них такой анекдот. Попал православный христианин на необитаемый остров, и построил на нем две часовни. Когда его спасали, ему задали вопрос, зачем он построил две часовни. А он отвечает: «Чтобы в одну ходить, а в другую не ходить».
«Я побывал во всех трех юрисдикциях, познакомился со многими священниками, и должен сказать, что по сути, особых различий я не увидел, — замечает отец Константин. — Более того, многие христиане говорят о своем желании восстановить евхаристическое общение между юрисдикциями. Хотя есть и противники объединения».
В первую субботу и воскресение сибиряки молились в храме Московского Патриархата — Свято-Николаевском кафедральном православном соборе, настоятелем которого является архимандрит Павел (Фокин).
«О встрече с отцом Павлом у нас остались самые приятные воспоминания», — признается отец Константин.
Отец Константин тепло отозвался и о протоиерее Стефане Павленко — священнике храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших Русской Православной Церкви Заграницей в Бурлингейме.
«Душа-человек, один из образованнейших и авторитетнейших священников русского зарубежья, участвовал в обретении мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского», — так охарактеризовал отца Стефана новосибирский священник.
Служил протоиерей Константин Работа и в храме Христа Спасителя. Этот храм относится к Православной Церкви в Америке. Настоятель храма протоиерей Василий Калиновский родился в Польше, закончил Варшавскую консерваторию, затем — семинарию, духовную академию, учился вместе с нынешним митрополитом Саввой Польским.
«Очень грамотный человек, — говорит отец Константин. — А послушником у отца Василия служит Алексий, наш земляк из Кемерово».
При соборе отец Василий организовал детский сад, и отец Константин с удовольствием вспоминает, как ребятишки специально к приезду сибиряков выучили и спели им «песенку про маму».
И еще одно приятное знакомство — с иереем Ярославом Беликовым. Батюшка служит в кафедральном соборе во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, где покоятся мощи святого Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. Именно в этом храме 7 мая 2006 года состоится открытие IV Всезарубежного Собора.
Отец Ярослав родился в русской семье в Аргентине. Однако по-русски говорит безупречно. Как он сам рассказывал, в то время, когда его сверстники традиционно совершенствовались в игре в футбол, он с мамой учил русский язык.
В нижних помещениях собора организованы лицей и Свято-Кирилло-Мефодиевская Русская Церковная Гимназия. Протоиерей Петр Перекрестов, протоиерей Сергий Котар и его супруга, другие батюшки и миряне преподают здесь русский язык, русскую литературу, русскую историю, Закон Божий. Дети учат апологетику, которая позволяет им грамотно защищать православное учение от представителей инославных религиозных движений и псевдорелигиозных тоталитарных сект, которых в Сан-Франциско немало.
«Обычный ребенок, закончивший православную гимназию, знает несравнимо больше, чем любой взрослый православных христианин в России», — уверен отец Константин.
Священник разговаривал с детьми, и многие из них, узнав, что при Александро-Невском соборе в Новосибирске организованы детские и военно-патриотические православные лагеря, выразили желание непременно в них побывать. А некоторые из них попросились послушниками на корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», ежегодно совершающий продолжительные миссионерские рейды вверх и вниз по Оби.
Дмитрий Кокоулин, корреспондент АНН
Статья прислана на Русскую линию Новосибирским отделением «Центра религиоведческих исследований»
http://rusk.ru/st.php?idar=110085
Страницы: | 1 | |