Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина04.03.2006 

«…Помолитесь обо мне»
5 марта исполняется сорок лет со дня кончины Анны Андреевны Ахматовой

Вопрос о соотношении веры и творчества всегда привлекал и привлекает православных. Один из возможных ответов на этот вопрос мы находим в двухтомнике о великом русском поэте — Анне Андреевне Ахматовой, второй том которого вышел в серии книг «Русский путь. Pro et contra» накануне сорокалетней годовщины со дня ее смерти. (Анна Ахматова. Pro et contra, СПб, 2001−2005).

Анна АхматоваСобранные в два тома статьи и воспоминания об Ахматовой, свидетельствуют об удивительном сочетании творческой свободы и верности евангельскому идеалу, которые проявились в ее жизни и в поэзии, особенно в последние годы земного странствия.

Более сотни авторов статей и воспоминаний говорят об этом, кто с удивлением, кто с недоумением, кто с почтением и любовью. Ахматова предстает перед нами не как творец женской любовной лирики (какой в большинстве своем ее представляет «среднестатистический читатель»), а как мыслитель, в поэтических строках выразивший основополагающие категории христианского мировоззрения — жертвы, искупления, сострадания, любви, покаяния.

Не кабинетный отвлеченный мыслитель, поучающий других с высот кафедры; не праведница, отрекшаяся от мира, а кающаяся грешница, живущая одной жизнью с «моим народом», со страной, с миллионами таких же, как она, страдающих в этой земной юдоли людей.

Как написал протоиерей Александр Шмеман: «Вера для нее не „тема“ и не „проблема“, не что-то внешнее, о чем можно страдать, соглашаться, не соглашаться, раздумывать, мучиться. Это что-то очень простое, ее почти „бабья вера“, которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда не отчуждается в какую-то „внешнюю проблему“. Ни пафоса, ни громких слов, ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Эта вера светит изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то таинственный смысл». (Ахматова А.А. Pro et contra. Т.2, с.364)

Жизнь не баловала Ахматову, нельзя сказать, что она по-человечески, по-женски была счастливой («Муж в могиле, сын — в тюрьме. Помолитесь обо мне»). Она не скрывала своей боли, — и происходило чудо: в стихах страдания претворялись в гармонию, и потому сила ее слова доднесь согревает и вдохновляет многие сердца. Как сама она написала в конце жизни: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». И описала их, показав, что во всех муках России присутствует высший Божий смысл и суд.

Для православных читателей книга об Ахматовой особенно ценна, — она может явиться напоминанием о том, что жизнь не сводима к общим схемам (на которые мы так падки), что она глубока и таинственна, что необходимо постоянно «вглядываться в жизнь», перерастать самого себя, что в «беге времени» душа должна постоянно быть в движении, трудиться, что вера не отменяет глубину человеческого чувства и строящихся на его основе отношений, что вера не отменяет поиска, постоянного отклика на новые жизненные реалии.

«Лирические героини Ахматовой хотят оставаться с Богом всегда: и в горе, и в радости, и в несчастной, и в счастливой любви. И, даже совершая грех, они помнят о Боге, что вполне естественно, — ведь верующий человек, находясь в падении, в глубине души знает, что ему придется за все ответить, за все покаяться, чтобы вернуться к Богу. Это мироощущение, религиозное в своей глубине, отразилось наиболее ярко в поэзии Ахматовой». (В.Лепахин. /АхматоваА.А. Pro et contra. Т.2, с.784)

Статьи и воспоминания об Ахматовой, написанные очень разными людьми (от А. Твардовского до И. Бродского), свидетельствуют о высоком предназначении поэта во все времена, о том, что сила слова даруется свыше, и хранить ее нужно в свете совести, чему Ахматова была верна всю свою жизнь.

Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины 5 марта 1966 года, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: «Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц».

Верим и надеемся, что и приснопоминаемая раба Божия Анна, словом своим творившая исповеднический подвиг, не отринута Господом.

http://rusk.ru/st.php?idar=110066

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru