Радонеж | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 06.04.2005 |
Более того, архиепископ Всеволод заявил, что Константинополь признал автокефалию Русской Православной Церкви только лишь в существующих на тот период границах канонической территории РПЦ, которая в те времена совпадала с политическими границами Московского Царства до 1668 года.
Спасибо архиепископу Всеволоду за то, что он, вопреки высказываниям своего Первоиерарха — Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея Первого, «официально» признал существование канонических границ Поместных Церквей. Остаётся только уточнить, где же тогда точные канонические границы Вселенского Патриархата? Ведь, известно, что в состав последнего включают все две Америки, Европу, Австралию и… Антарктиду (1?), Океанию, Микронезию и почти всю Азию. Константиновпольский Престол, как помнится утверждал ранее Вселенский Патриарх Варфоломей Первый, не имея гтерриторрии по месту своего пребывания (Стамбул, Турция), получил за то великую от Бога повиденциальную привилегию, после падения Византии, иметь духовную, виртуальную всемирную «каноническую территорию» и попечение над всеми Патриархатами, вне всяких земных политических границ. В этом и состоит её примат над другими патриархатами, привязанными к «грешным» меняющимся государственным границам. И вот, владыка Всеволод, внезапно открывает миру свою новую теорию о власти Вселенского Патриархата новейших времён: у вселенского Патриархата оказывается есть всё же земная реальная суша и она…в Украине! Но, вот беда в том, что несколько веков назад она попала под Москву. И, разумеется, это всё надо исправить.
Обстоятельный комментарий по поводу спонтанных личных заявлений архиепископа Всеволода (он их высказал не от имени Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея Первого) уже дал секретарь по меж православным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, который напомнил владыке Всволоду, что в Московском Государственном архиве хранятся подлинные грамоты Константинопольского патриарха Дионисия с подписями двадцати его архиереев — членов Священного Синода Великой Церкви Христовой.
Упомянутая Грамота Патриарха Константинопольского Дионисия выражает, таким образом, не единоличную его волю, а волю всей Полноты Освященного Архиерейского Синода Константинопольской Церкви, страдавшей столетия под жестоким Османским игом. Она (Грамота Патриарха Дионисия), соборно и добровольно свидетельствует о полнейшей каноничности процедуры воссоединения Киевской Митрополии с Московским Патриархатом в 1668 году. Она подписана всем Священным Синодом Великой Церкви Христовой и ни один из них не выступил против такого решения.
СПРАВКА: Единый для всей Руси Митрополит Киевский, святитель Петр, переехал из разорённого ханом Батыем Киева во Владимир на Клязьму (в Подмосковье), а позднее в Москву, не отказываясь от своего титула — «Киевский и всея Руси». До сих пор при интронизации новоизбранного Московского Патриарха — преемника Престола Киевского Митрополита святителя Петра, ему вручается святительский знак его власти над Всей Русью — Великой, Малой и Белой- архиерейский жезл святителя Петра.
Единство Русской Церкви было окончательно утрачено под давлением католических литовских князей и турецкого султана. Константинопольские Патриархи, несмотря на протесты законных Митрополитов Киевских и всея Руси, самолично разделили её на две обособленные Митрополии — на восточную Московскую Митрополию (позднее обретшую статус автокефальной), и на зависимую от Константинополя, западную Киевскую Митрополию (или, как её ещё именовали, Русско-литовскую Митрополию).
Акт насильственного, без согласия Киевского Митрополита, разделения Константинопольской Патриархией единой Русской Церкви, осуществлённый под давлением католической литовской и турецкой мусульманской власти ставит под сомнение каноничность этого акта с самого начала, ибо согласно древним трём правилам св. Кирилла Александрийского, церковный акт осуществлённый под давлением внешней власти, является неправомочным.
Всё это было полезно было бы напомнить уважаемому Владыке Всеволоду, чтобы в будущем не попадать ему и каким-либо иным высокопоставленным «офанаревшим» соискателям-плакальщикам по «утраченным территориям» в положение семинаристов, плохо сдавшим экзамен по Церковной Истории.
Могут возразить, что вышесказанное — исторические выдумки московских историков-шовинистов. Ну, что ж, в таком случае отошлём заинтересованные стороны к трёхтомному капитальному историческому труду «Iстор¦я Укра§ нсько§ Греко-Православно§ Церкви в Кана䦻 (Видавнича сп¦лка «Екклез¦я», Винн¦пег, 1984, Канада), который написали земляки Архиепископа Всеволода — украинцы канадского происхождения архипресвитер Доктор Семен В. Савчук и Юрий Мулык-Луцык, не испытывающие (как и владыка Всеволод -!?), горячих симпатий «к Москве и Московской Церкви-захватчице», но учёная совесть которых, всё же не позволила, искажая очевидные факты «на потребу дня», клеветать на Историческую Правду и на Великую Русскую Православную Церковь, и не посягать на права её законной канонической Иерархии на Украине.
По мнению архипресвитера Доктора Семена В. Савчука и Юрия Мулыка-Луцыка, украинских историков в Канаде, Украину под «протекторат» Московского Патриарха, подтолкнуло вовсе не Московское Царское правительство, а… католическая Польша.
Иезуитские планы ополячивания и окаталичивания православных на Украине провалились, ибо в критический момент истории Украины, когда речь шла о том «быть или не быть» украинскому народу и его исконной православной религии, обычаям, культуре и языку, Сам Народ Украины — хранитель Православия, осознав смертельную опасность для своей нации, осознав, что порабощенная турками Константинопольская Церковь-Мать не в состоянии защитить Православие на Украине, вспомнив своё кровное и духовное родство с великорусским православным народом, в лице своих выдающихся представителей — Гетмана Богдана Хмельницкого, Украинского запорожского православного казачества на исторической Переяславской Раде добровольно воссоединился политически с западной Русью — могущественным Московским Православным Царством и пожелал быть под отеческой молитвенной опекой преемника Киевских Митрополитов всей Руси — Московских Первосвятителей и патриархов всея Руси.
Ниже приводится для Архиепископа Всеволода подлинная цитация по этому тезису из вышеназванного трёхтомного труда канадских украинцев-историков.
«Украину по „протекторат“ Москвы подтолкнула Польша своей феодально-колониальной политикой в Украине и инквизиторской акцией Католической Польши в отношении к украинскому народа. И, когда Украина (точнее Левобережная Украина с Киевом) вследствие Переяславского Соглашения оказалась под властью Москвы, то судьба Киевской (западной — ред.) Митрополии тем самым уже была задолго предопределена. Ибо Польша решила у н и ч т о ж и т ь русинов (украинцев и белорусов). Поэтому закономерным было заявление Богдана Хмельницкого (1649 г), что в борьбе с Польшей он „будет воевать за нашу православную веру).
Когда же Украина после шестилетней войны под предводительством Б. Хмельницкого была обессилена, а угроза уничтожения украинского народа стала очевидной, то Б. Хмельницкий и его (казацкие — ред.) старшины в этой критической ситуации не видели никакого иного выхода, кроме как обратиться за помощью к Москве, следствием чего и появилось Переяславское Соглашение“ („Iсторiя Украiнськоi Греко-Православноi Церкви в Канадi“ (Видавнича спiлка „Екклезiя“, Виннiпег, 1984, Канада, с.134).
Совершенно ясно, что при польском варианте развития событий на Украине владыка Василий не имел бы уже физической возможности, как истинный неофанариот, публично заявлять Президенту Украины свои, взращенные за океанами и „морями с фонарями“, виртуальные идеи о „порабощении“ Церковной Украины „Москвой“: ибо и его, и нашей Украине с её Президентом, и всех украинцев, как нации, просто уже бы не на свете. Была бы только латинская Великая Речь Посполитая „от моря и до моря“. Но этой национальной катастрофы по воле Божией не случилось, благодаря подвигу любви к Святому Православию единокровных братьев-славян: украинцев-русинов, белорусов и великороссов.
Основной текст Томоса — Грамоты Константинопольского Патриарха Дионисия на имя Московского Патриарха Иоакима о смене юрисдиции Киевской Митрополии в пользу Московского патриархата таков: „Отныне Митрополия (Киевская — ред.) да будет принадлежать Святому Патриаршему престолу (в Москве), дабы, когда случится нужда поставления желающему быть митрополитом епархий (Киевской Митрополии), да поставляется от действующего (московского-ред.) Патриарха в богохранимом великом граде Москве, если его изберут повинующиеся киевской епархии боголюбезные (украинские-ред.) епископы…., по обычаю места того, и по повелению светлейшего Великого Гетмана“ (с.129). (Повеление же Гетмана И. Самойловича на это было).
Любопытно, что „виновниками“ давления на турецкое правительство с целью „передачи“ Москве Киевской Митрополии авторы „Iсторii Украiнськоi Греко-Православноi Церкви в Канадi“ называют не только Польшу, но и Австрийскую Империю и Венецианскую Республику („Тройственный Союз“), жаждавшие столкнуть Россию в войну с Турцией. (с. 128) и таким образом ослабить её, а также Великого Визиря самой Турции.
Как видим, в вопросе давления Турции на Константинопольского Патриарха в вопросе передачи константинопольской Киевской Митрополии Московскому Патриархату, единого мнения у историков нет. Это означает, что любые экскурсы архиепископа Всеволода или иных заокеанских и доморощеных „неофанариотов“ о, якобы насилии со стороны Турецких властей при решении этого вопроса в пользу „Москвы“ относится к области предположений и сослагательного наклонения и есть, по большому счёту, запоздалое политическое и церковное мифотворчество современных неофанариотов в Украине и за её рубежом.
Другой миф, который гуляет по страницам „украинской“ печати — это басня о „продаже“ Киевской Митрополии Москве за взятку Вселенскому Патриарху и Великому Визирю Турции. Но, вот что пишут об этом курьёзе авторы „Iсторii Украiнськоi Греко-Православноi Церкви в Канадi“: „Милостыня“ (три сорока соболей и двести червонцев), которую прислали из Москвы Патриарху Дионисию 1У, не принадлежит (и принадлежать не могла) к факторам, которые решали судьбу Киевской Митрополии» (с 131). Да и подобные утверждения, согласитесь, — верх неуважения к Вселенским Константинопольским Патриархам. Этот исторический анекдот, как и известный миф о «папессе Иоанне» на Римском престоле, стал особенно эксплуатироваться на Украине в 1918 году, по признанию авторов труда, в связи с началом движения за т.н. «независимость УПЦ от зарубежных центров, а конкретно — от Московского патриархата». Что называется, лучше басни не придумать…
Мечтая о юридическом возвращении канонической территории Московского патриарха под юрисдикцию Константинопольского Патриарха с центром в Стамбуле, владыка Всеволод — давний друг отлучённого от Церкви Михаила Денисенко — «Филарета», не может не знать, что за этим внимательно следят турецкие экстремисты, уже кроящие карту всего Украинского Причерноморья в зелёные цвета Ислама.
Кстати, Патриарх Дионисий был смещён со своего Престола турецким Султаном «за измену» о чем он горько жаловался Святейшему Московскому Патриарху, считая незаконным, осуществлённым в результате угроз на его архиереев со стороны влиятельных турок (по видимому, врагов православной России и желавших её столкновения с Польшей).
Да и каноническое положение самого Филарета Денисенко в свете юридических притязаний Константинопольского иерарха архиепископа Всеволода выглядит весьма и весьма плачевно: ведь, господин Денисенко его пособники объявили о создании «патриархата» на «канонической территории Вселенского Патриарха», если верить другу Филарета — архиепископу Всеволоду. Он и глазом не моргнул, когда объявлял себя «патриархом Украины», не спросив «канонического» благословения «уважаемомого» им ныне Вселенского Патриарха Варфоломея Первого.
Иерархи УПЦ-КП и сам её глава Филарет публично объявляют внутри страны, что Украине не нужны ни Польша, ни Рим, ни Константинополь, ни Москва, а необходимо создать некую абстрактную «Церковь Христову» (что само собой абсурдно, ибо Церковь основана Господом Иисусом Христом и уже существует более двух тысяч лет), что филаретовская «церковь» должна быть «ни русской, ни украинской, ни канонической, ни неканонической» (из интервью прессе руководителей херсонской «епархии» УПЦ-КП в Украине). Для внешних Филарет льёт крокодиловы слёзы о «горькой судьбе» Киевской Митрополии и обиде Константинополя Москвой в 1668 году. Но,…по-прежнему гордо возлагает на себя белый патриарший московский куколь — символ власти ненавистного ему Московского Патриарха, да еще и с титулом «Киевского и всея Украины- Руси». И это притом, что Вселенский Патриарх прямо заявлял, что на Украине он признаёт каноническим только Митрополита Киевского и вся Украины Владимира (Сабодана), законного Предстоятеля УПЦ.
Итак, налицо — двойная мораль, двойные стандарты и Фирарета, и новой, внезапно «офанаревшей» части Украины, а, вернее, слепых ненавистников Православия, видящих кругом пресловутую руку Москвы.
Да и в последнем враги Православия отнюдь — не пионеры. Если поменять название страны и с помощью «машины времени» заглянуть назад, в Х1Х век, то аналогий с Германией Бисмарка — хоть отбавляй. «Государство — это земной бог» — провозгласил Гегель. Всё, что не государственное, всё что может представлять источник критики для государство — всё это должно исчезнуть. И Бисмарк, создавая Великую Германскую Империю, объявил врагами нации католиков (ведь, их религиозный центр в Риме, вне влияния немецкого правительства). В Германии Бисмарка Католическая Церковь объявлялась противником индустриального прогресса человечества, были существенно урезаны их образовательные и социальные права (учиться не во всех престижных университетах, государственные должности — только для членов «своей карманной», протестанской церкви). Демократия подменилась слепой анонимной идеологий. А средства массовой информации успешно внедряли в сознание масс «нужные» правительству идеи, использовались политической властью для борьбы с Церковью с инакомыслием и инакомыслящими.
Не происходит ли это уже у нас, в Украине? Не возвращается ли тоталитаризм в нашу Украину? — спрашивают обеспокоенный православные и иерархи в Украине? И не только православные, но и католики.
Ведь, филаретовцы призывают к расправе над УПЦ, ссылаясь на её «иностранный статус». (А католики-поляки в Украине тоже иностранцы? Ведь их центр по прежнему в Ритме!). Идеологи филаретовщины дурят людей нсквозь фальшивым идеологическим тезисом, противоречащим практике демократических государств, о якобы мнимой опасности для украинского государства присутствия «московских приходов» на Украине.
Игнорируя конституционную норму об отделении Государства от Церкви и в Украине и в России, апологеты раскольников упорно твердят (идеолог КПЦ КП г-н Елеонский), что, якобы непризнание филаретовской УПЦ-КП со стороны Московского Патриархата есть опосредственное (!?) непризнание независимого статуса Украины государственной властью России. Т. е., филаретовцы пытаются посеять недоверие на этой почве между Государственной властью Росиии и Московской Патриархией).
Но, тогда все демократические страны повинны в этом «грехе» против Украины: ни одна госпотствующая Церковь этих стран не признала законным стату УПЦ-КП в Украине. А покойный Папа Римский Иоанн Павел П, повторяя Вселенского патриарха Варфоломея Первого, официально подтвердил, что УПЦ, возглавляемая Митрополитом Владимиром Сабоданом есть единственная каноническая Православная структура в Украине (что, однако, не исключило на Украине случаев совместного богослужебного сослужения филаретовцев и католиков. А в Херсоне — даже сакраментального сослужения филартеовского псевдоепископа Дамиана Замараева с неопротестантами-харизматами?!). Всё это лишний раз свидетельсвует о неправославии филаретовской КПЦ-КП.
Не забудем и то, что через несколько десятилетий после Бисмарка мир содрогнулся, увидев плоды «культурной борьбы» Государства с Церковью, с правами и свободами человека — родился гитлеровский фашизм. (Тоже произошло и на Востоке — родился ленинско-сталинский тоталитаризм). Газовые камеры, расовая чистка, машина террора закрыли Небо над землей кошмарном чадом Освенцима и Бабьего Яра в Киеве в последней всемирной войне.
Мы не должны забывать, говорил покойный Папа Иоанн Павел П, что подлинная Демократия есть лишь там, где Государством соблюдаются все религиозные свободы и права человека. Это — контрольный тест на подлинную Демократию. Если их нет — то мы имеем дело с не демократическим, с не правовым Государством. Демократия в нём подменилась идеологией. А «борьба за демократию», за права меньшинств (например призывы филаретовцев поделить храмы УПЦ в пользу УПЦ-КП) часто превращается в средство борьбы против Церкви Христовой, её ликвидации и борьбы с инакомыслием.
Слава Богу, Президент Виктор Андреевич Ющенко, вроде бы понимает важность принципа религиозной свободы и потому не раз публично говорил о том, что в его правление «ни один храм Московского Патриарха в Украине не будет закрыт, что его мать (ныне покойная) — прихожанка храма Московского Патриархата и, что каждый верующий будет молиться исключительно в своих церквах». (Из речей кандидата в Президенты Украины В.А. Ющенко в декабре-январе, 2004−2005 годы).
Однако, анафематствованный лжепатриарх Украины Филарет Денисенко, изгнавший своих детей и внуков, сгноивший тёщу в изгнании (в Латвии), подобно злейшим врагам Православия, вопреки публичным заявлениям Президента Украины В. А. Ющенко, ныне захватывает храмы «Церкви-сестры» — «москалей» на Украине, изгоняет священников УПЦ, верных своему долгу, клевещет на иерархию УПЦ, подбивает власти в центре и на местах инициировать «объединение» православных в Украине в некую «поместную Церковь» (под его властью?!), забывая, что он до конца жизни лишён членства во Вселенской Церкви и потерял все права, связанные с его бывшим духовным саном Митрополита. Филарет Денисенко даже пытается создать «альтернативную» семью православных церквей", явив себя, таким образом, уже как еретика, ибо подбирает расстриг и раскольников всего мира под своё гнилое крыло, в том числе и изгнанных Вселенским Патриархом. И всё это — опять таки самовольно, вопреки канонам Церкви, без благословения Первосвятительских Престолов Вселенской Церкви Христовой.
Заканчивая, вспоминаю крылатые слова покойного главы УАПЦ-КП Мстислава Срыпныка: «До тех пор, пока на Украине будет филаретовщина, счастья Украине не будет». А также слова «митрополита УПЦ в Канаде о начале движения за «самостийную» Церковь на Украине: «Давайте исцелимся от социалистического чада (так в те времена именовались левы движения — ред.), залечим распаханную у нас церковную демагогию, отстраним от своих церковных дел разношерстных политиканов, — и тогда Украинская Церковь будет Единой…» («Iсторiя Украiнськоi Греко-Православноi Церкви в Канадi» (Видавнича спiлка «Екклезiя», Виннiпег, 1984, Канада, т. 1, с.576).
Услышат ли призыв главы УПЦ в Канаде митрополита Илариона Огиевича в Украине, услышат ли его за океанами и «морями с фонарями», внемллет ли сему пророчеству и сам преемник Илариона в Канаде — архиепископ Всеволод (Майданский)? Или мы в Украине уже все «офанарели»?