НГ-Религии | Алексей Кочетов | 06.04.2005 |
Архиепископ возобновил многолетнюю дискуссию о каноническом подчинении Православной Церкви на Украине, которая, казалось бы, уже давно стала достоянием истории, начавшейся еще во времена крещения Руси князем Владимиром. Тогда в Киеве была учреждена митрополичья кафедра, на которую был определен епископ, зависевший от Константинопольского Патриарха. Первым русским митрополитом по желанию великого князя Ярослава Мудрого в 1051 г. стал монах Илларион.
Самоуправство русского князя возмутило греков. Ведь назначать архиереев мог только Константинопольский Патриарх или византийский император! Поэтому в 1054 г., после смерти Ярослава, Илларион был смещен с кафедры. Греки же стали периодически напоминать русским, что «без императора нет Церкви».
Впоследствии митрополичью кафедру, как и великокняжеский престол, перенесли из Киева во Владимир (1299 г.), а оттуда — в Москву (1326 г.). В 1441 г. Собор русских епископов при поддержке великого князя Василия II избрал без согласия Константинополя на московскую митрополичью кафедру епископа Иону. С этого момента начинается автокефалия (самоуправление) Русской Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II возвел митрополита Московского Иова в сан Патриарха.
Совершенно по-другому складывалась история Православной Церкви на Западной Руси (современные Украина и Белоруссия). Западнорусские князья отказывались признать над собой власть московского великого князя и московского митрополита. В 1302 г. по их требованию Константинопольский Патриарх учредил вторую русскую митрополию с центром в Киеве.
Впоследствии идея раздела Русской Церкви постоянно использовалась противниками объединения русских земель.
В 1458 г. Константинопольский Патриарх Григорий IV Мамма, сторонник унии с Католической Церковью, определил на всероссийскую митрополию Григория Болгарина, такого же сторонника унии. В течение 10 лет Григорий старался о введении унии, но, не добившись успеха, присоединил митрополию к Константинопольскому Патриарху.
После вхождения Восточной Украины в состав России неизбежным стал вопрос о соединении Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вопреки возражениям Константинополя воссоединение произошло в 1686 г.
Пока Украина находилась в составе Российской империи, «украинский вопрос» в церковном аспекте как бы не существовал. Он возник лишь в 1924 г., когда архиепископ Волынский Дионисий (Валединский) обратился в Константинопольский Патриархат по поводу образования автокефальной Польской Церкви на землях, некогда входивших в состав Киевской митрополии. Невзирая на протесты Русской Церкви и ее главы Патриарха Тихона, польские епископы при поддержке Константинопольского Патриарха объявили Дионисия митрополитом Варшавским и всея Православной Церкви в Польше.
Патриарх Тихон заявил, что Русская Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше. Но митрополит Дионисий не внял призыву Москвы к соблюдению канонов. Он обратился к Константинопольскому Патриарху Григорию VII с просьбой признать автокефалию Польской Церкви. 13 ноября 1924 г. Специальная комиссия рассмотрела этот вопрос и пришла к выводу, что присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату произошло вследствии симонии (подкупа), а потому незаконно и аннулируется.
Григорий VII подписал томос (постановление) о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В нем недвусмысленно заявлялось, что Киевская Митрополия, «незаконно» отторгнутая Москвою в 1686 г., должна подчиняться Константинополю. Вслед за приходами в Польше в юрисдикцию перешли многие украинские приходы по всему миру.
С небывалой остротой «украинский вопрос» возник после распада СССР, когда православие пережило там ряд расколов. Сейчас в стране существуют три крупные Православные Церкви: Украинская Церковь Московского Патриархата, Украинская Церковь Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная Церковь. Константинополь вновь стал заявлять, что никогда не признавал юрисдикции Москвы над Церковью Украины. Хотя в июле 1993 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает только одного канонического киевского митрополита, подчиняющегося Московскому Патриархату.
Заявление, сделанное архиепископом Всеволодом, вызвало незамедлительную реакцию Москвы. Патриарх Алексий II в беседе с журналистами 29 марта заявил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — «единственная Церковь, которая имеет право объединить вокруг себя все ветви украинского православия, которые сегодня раздроблены и находятся в состоянии раскола».