Независимая газета | Франческо Сартори | 04.04.2005 |
Через каменоломню и театр — к религии
Папа Римский Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, — одна из наиболее значительных фигур, стоявших во главе Католической Церкви. Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 г. в городе Вадовице Краковского воеводства (Польша). Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему Папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой.Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938 г., поступил на философский факультет Ягеллонского университета (Краков). Тогда же стал членом «Студии 38» — театрального кружка. После вторжения гитлеровских и советских войск в Польшу Кароль Войтыла оставил учебу. В 1940 г. он начал работать в каменоломне близ Кракова, а потом перешел на химический завод «Сольвай». Так ему удалось избежать депортации на принудительные работы в Германию.
В годы оккупации Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы Краковской духовной семинарии. Тогда же будущий Папа стал одним из инициаторов действовавшего подпольно «Рапсодического театра». В 1944 г. архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевел Войтылу вместе с другими «нелегальными» семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны.
Между тем в Польше установился коммунистический режим, который, однако, обращался с Церковью значительно мягче, чем в СССР. 1 ноября 1946 г. Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. в папском университете «Ангеликум» он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена Кармелитов, св. Хуана де ла Крус (св. Иоанна от Креста). Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания.
В 1953 г. Войтыла защитил в Люблинском Католическом университете диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера (1874−1928). Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета.
В 1964 г. Войтыла назначен архиепископом Краковским. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырех сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного Папой Иоанном XXIII. 28 июня 1967 г. следующий Папа — Павел VI — произвел Войтылу в кардиналы.
263-й преемник Святого Петра
6 августа 1978 г. скончался Папа Павел VI. Кароль Войтыла участвовал в похоронах и в конклаве в Ватикане, избравшем 26 августа нового Понтифика в лице Венецианского патриарха Альбино Лучани. Последний, в знак уважения к обоим своим предшественникам, принял имя Иоанна Павла I. Этот Папа восседал на престоле Святого Петра около месяца. После его скоропостижной смерти 14 октября начался новый конклав, который завершился необыкновенно скоро: уже 16 октября 1978 г. кардинал Кароль Войтыла был избран Папой и присвоил себе имя Иоанна Павла II.Это 263-й преемник Св. Петра и первый неитальянский Папа с XVI века — после голландца Адриана VI. Принято считать, что «культурный шок», вызванный в странах советского блока избранием Кароля Войтылы, способствовал ослаблению, а потом и падению коммунистических режимов. Иоанн Павел II, в частности, оказывал всемерное моральное, а отчасти и материальное содействие польскому профсоюзу «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Советская пропаганда официально благосклонно отнеслась к восхождению польского кардинала на ватиканский престол, но на Западной Украине, в Белоруссии и Прибалтике против Иоанна Павла II велась кампания очернения.
Характеризующим элементом понтификата Иоанна Павла II были его многочисленные «апостольские путешествия». С момента вступления на престол Св. Петра он совершил почти 150 «пастырских визитов» внутри Италии. Число поездок в разные страны мира перевалило за сто. Желание посетить Москву не осуществилось из-за некоторых инициатив Ватикана, а также обвинений в «прозелитизме», которые Московская Патриархия выдвигает против католического духовенства в России.
Были, однако, и жесты примирения. Например, возвращение Московской Патриархии списка Казанской иконы Божьей Матери, хранившегося в личном кабинете Папы. Иоанн Павел II посетил и другие бывшие советские республики — Армению, Грузию, Азербайджан, Казахстан и Украину. Визитами в Бейрут и Дамаск Иоанн Павел II стремился показать свою приверженность делу мира на Ближнем Востоке. «Историческим» явился также визит на Кубу, где Понтифик встретился с Фиделем Кастро и отслужил литургию перед тысячами верующих.
Поворотным пунктом в жизни Иоанна Павла II стало покушение, совершенное на него 13 мая 1981 г. на площади Святого Петра турецким террористом Мехметом Али Агджой. Папа перенес сложную операцию и выжил, как он сам утверждал, благодаря заступничеству Фатимской Божьей Матери. Агджу поймали. По его словам, заказчиком покушения были болгарские спецслужбы, действовавшие по наущению КГБ. Суд не смог доказать эту версию. Но документы, недавно обнаруженные в архивах «Штази» (спецслужбы бывшей ГДР), якобы ее подтверждают. Папа простил Агджу и даже посетил его в итальянской тюрьме.
Другая характерная черта понтификата Иоанна Павла II — большое количество канонизаций. Он причислил к лику блаженных 1310 человек и объявил святыми еще 469 — больше, чем какой-либо другой Папа в истории.
Иоанн Павел II стремился к примирению с другими мировыми религиями. Он начал с иудейства. В 1986 г. посетил, впервые в истории, римскую синагогу, в 1993 г. установил дипотношения с Израилем, который затем посетил. Папа организовал ряд встреч представителей разных религий, в том числе и ислама. Иоанн Павел II также признал ошибки, совершенные в прошлом в отношении приверженцев других религий и публично попросил прощения за это. Папа заботился о восстановлении традиционных ценностей.
Иоанн Павел II сумел освежить «имидж» Католической Церкви, сделать ее «популярной». При всех теплых чувствах и уважении, которые многие испытывают к Иоанну Павлу II, в его адрес также звучала критика. Было отмечено, что он содействовал централизации церковного управления, ограничив права епископов, в делах веры и богословской мысли отдавал предпочтение строгой дисциплине, проявлял непонимание проблем женщин и семьи в современном мире. История покажет, каковы сильные и слабые стороны Иоанна Павла II, но никто не может отрицать, что он был во всех отношениях незаурядной личностью.