Русская линия
Страна.Ru Борис Филиппов04.04.2005 

«Выбор нового Папы Римского зависит от того, какие проблемы на конклаве будут признаны самыми главными»
Католики считают, что назначение новым понтификом российского епископа абсолютно исключено

Самое позднее — через двадцать дней после субботы, 2 апреля, когда умер Иоанн Павел II, конклав Католической Церкви обязан будет объявить имя нового Папы Римского. Объявить с того же балкона, с которого 16 октября 1978 года Кароль Войтыла был провозглашен главой Римской Церкви. О том, что ждет Ватикан в ближайшее время и кто может быть наречен новым понтификом, обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой рассказал автор многих работ об Иоанне Павле II и Католической Цекрви, доцент Свято-Тихоновского богословского гуманитарного университета Борис Филиппов.

— Борис Алексеевич, по какому сценарию станет теперь развиваться ситуация в Католической Церкви?

— Это очень глобальный вопрос. Существуют, например, проблемы у католиков в США, и они не похожи на проблемы в Латинской Америке. Существуют проблемы в Западной Европе, не похожие на проблемы Католической Церкви в Азии.

— Если конкретизировать вопрос, то, как известно, Папа Иоанн Павел II был против абортов, против эвтаназии, контрацепции. Вместе с тем, среди епископата есть несколько гораздо более либерально настроенных лиц. И пока неизвестно, какие реформы могут произойти при условии их избрания на папский престол. Может ли стать отношение Ватикана к этим проблемам более «демократичным»?

— Думаю, что нет. Иоанн Павел II однажды недвусмысленно сказал своему биографу Андрэ Фросару, что аборт, как бы мы к этой идее не относились, это убийство. И трудно себе представить Папу, который согласится на разрешение абортов. Церковь ведь одобрить убийство не может, но в каждом убийстве возможны смягчающие обстоятельства. И в конкретном случае Церковь может их принимать во внимание. Так что думаю, в этих вопросах никаких принципиальных изменений быть не может. В официальной позиции уже высказано и отношение к смерти, и проявление христианской любви, когда не исключаются смягчающие обстоятельства в каждом конкретной убийстве.

— Возможен ли в ближайшее время выход американской части Католической Церкви из-под власти Ватикана?

— Оснований для этого нет. При всех своих самых современных модернистских, удивляющих нормальных верующих явлениях, Американская Католическая Церковь лояльна по отношению к Папе.

— А повсеместного появления женского священства стоит ли ожидать?

— Я не думаю, что возникнет женское священство. Но то, что проблема отношения к женщинам будет решена по-другому, это очевидно. Сегодня место женщины в Церкви определяется на уровне каждого конкретного епископа. И, если этот епископ считает, что секретарем епархии может быть женщина, секретарь епархии — женщина. А если епископ так не считает, соответственно, женщина в платочке будет стоять в стороне. Хотя мы, действительно, сегодня видим увеличение роли женщины в Церкви, но ведь такое происходит и о стальных сферах — в политике, в экономике. Странным было бы нежелание увеличить свою активность, влияние и в Церкви. Нужно найти разумную форму этой активности, ввести ее в разумные границы, причем, эти границы могут быть очень широкими. Но необязательно ставить вопрос о священстве.

— В этой связи можно сказать, что одно из довольно-таки значительных движений Католической Церкви — Фоколяр — возглавляет женщина Кьяра Любич. Иоанн Павел II очень позитивно оценивал развитие такой возникшей при нем новой формы христианского служения. Именно не уход в монашеские ордена, а работу для Церкви мирян, объединенных общим призванием. Возможно ли изменение отношения к таким движениям при новом Папе?

— Сегодня мы можем говорить о принципиальном изменении состава верующих в европейской цивилизации. Начинают доминировать люди с высшим образованием. А высшее образование — это претензия на большую роль, и старые, традиционные формы монашеских орденов перестают быть результативными в миссионерской деятельности. Католическая Церковь в последнее десятилетие понтификата Иоанна Павла II попробовала новые формы, где в церковном институте выступают и священники, и миряне. И Opus Dei, и «Неокотикуминат», это все организации, где пытаются объединить и духовенство, и мирян. И священноначалие Католической Церкви рассматривает это как перспективную форму работы с верующими. Они активны, консервативны, не ставят под сомнение примат Папы, пользуются современными средствами коммуникации, не боятся ответственности. Это новый тип миссионерского движения, который вписывается в католическую традицию. Думаю, что движения будут только расширяться, потому что это активность, которая идет снизу.

— В течение ближайших 20 дней должен появиться новый Папа Римский. Невозможно удержаться, и не спросить у вас, можете ли вы сделать хоть примерный прогноз?

— Как специалист могу сказать, что все зависит от того, какие проблемы на конклаве будут признаны самыми главными. Если это будут проблемы Латинской Америки, значит, папа будет оттуда. Если наиболее важными сочтут проблемы важные для нашей, европейской цивилизации, значит мы получим папу из Европы. Совсем не обязательно итальянца, но из Европы. Все зависит от того, как будет оценена ситуация в Церкви, ведь конклав начинается с того, что определяют какой Папа для какой Церкви, а уже потом встает вопрос о кандидатуре.

— Когда понтифик заболел первый раз, мелькнул прогноз, что следующим папой может стать российский епископ…

— Нет. Это исключено. Россия не воспринимается ни как католическая, ни как проблемная страна. И будущее свое Католическая Церковь не связывает с Россией.

— Тогда каковы перспективы католиков в России?

— За последние 10−15 лет католического миссионерства, или прозелитизма в России успехи, судя по тому, что пишут сами католики, незначительные. И ожидать улучшения ситуации не стоит. Католическая Церковь традиционно ориентируется на работу с властью и интеллигенцией. Думаю, что и власть, и интеллигенция в России выбирают все же Русскую Православную Церковь, а не Католическую.

— Россия оказалась единственной страной, запретившей Иоанну Павлу II въехать на свою территорию. С приходом нового Папы ситуация сохранится?

— Речь идет не о запрете, а о том, что приглашение не было реализовано. Потому что Папу приглашали и Ельцин, и Горбачев. Когда мне задавали такой вопрос в период приглашений, я отвечал так: мы готовы принять Папу, как только наведем порядок в своем доме. И как только мы его наведем, мы примем любого Папу. Но, пока этого порядка нет, любой приезд будет воспринят как знак победы Запада над русской культурой и историей, поскольку противоборство Православия и Католицизма именно так воспринималось, начиная с XVII века. Я не говорю, что приезд Папы в Россию совершенно исключен, я говорю — надо немножко подождать.

http://www.strana.ru/stories/05/02/02/3591/244 497.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика