Русская линия
РИА Новости Владимир Симонов04.04.2005 

Россияне будут помнить Папу как борца с коммунизмом

Иоанн Павел II покинул этот мир. Свечи за упокой его души горят в России и в католических костелах, и в православных церквях.

В своем послании соболезнования президент Владимир Путин называет Иоанна Павла II «выдающимся деятелем современности» и высоко оценивает его служение благородной цели — «формированию общества на принципах гуманизма и солидарности».

Кремль далеко ушел от осени 1978 года, когда архиепископ Краковский был избран главой католиков всего мира. Идеологи находившегося тогда у власти Леонида Брежнева сразу заподозрили в польском выдвиженце новый инструмент империализма, приспособленный для расшатывания социалистического лагеря.

Если отбросить теорию заговора, политическое чутье, по большому счету, их не обмануло. Уже в одной из своих первых проповедей Иоанн Павел II пошел с крестом в атаку на «железный занавес». Он предложил человечеству «распахнуть двери навстречу Христу». «Откройте для его спасительной силы границы государств, политических и экономических систем, широкие пространства цивилизаций и культур», — призвал понтифик. — Не бойтесь!"

Напротив, это заставило тоталитарных властителей России бояться пуще прежнего. Католицизм загнали в подполье, как какую-нибудь секту хлыстов. Приходы Римско-католической церкви, разгромленные в 20-х годах, были возвращены к жизни только в апреле 1991 года, в разгар перестройки, когда Россия уже вдоволь вкусила от некогда запретного плода демократии.

Двумя годами раньше, сразу после падения Берлинской стены, Папа дал первую в истории Ватикана аудиенцию лидеру Коммунистической партии. Это был Михаил Горбачев.

Многие западные теологи поспешили тогда объявить эту встречу долгожданной капитуляцией научного атеизма перед религией в их давнем соперничестве за право признания себя в качестве магистрального пути развития человечества.

В приложении к России этот вывод был, конечно, ошибочен. Семь десятилетий коммунистического режима внедрили здесь в людей ген безбожия. Интересно, что сегодня, в условиях изменившейся до неузнаваемости страны, атеистическое мировоззрение обостренно воспринимается как еще один признак свободы совести.
Чем в действительности стал исторический визит Горбачева к Папе, так это началом ренессанса Римско-католической церкви в России. Именно в годы понтификата Иоанна Павла II Москва установила с Ватиканом официальные дипломатические отношения. В феврале 2002 года папский престол повысил статус католических миссий в России, преобразовав их из апостольских администратур, то есть, по сути, временных образований, в полноценные епархии.

Под пастырским крылом епископа Иосифа Верта, нынешнего председателя Конференции католических епископов России, находится 300 общин, объединяющих более полумиллиона верующих, в том числе самого высокопоставленного в стране католика — министра экономического развития Германа Грефа.

Верт сегодня столь же желанный гость Кремля, как и православный патриарх Алексий, муфтий Гайнутдин, раввин Лазар и старообрядческий митрополит Андриан. Российские власти видят во взаимной терпимости конфессий залог единства России и противоядие от религиозного экстремизма.

«Взаимоотношения с государством в целом заметно улучшились благодаря президенту России Владимиру Путину, который нередко защищает католическую церковь от нападок», — признает Иосиф Верт.

Защищаться католикам приходится, в основном, от главенствующей в стране Русской православной церкви. Та упрекает католических братьев во Христе в недостойном прозелитизме, то есть сманивании прихожан у отечественной церкви, да еще на ее исконной территории.

Другое яблоко раздора между Ватиканом и русским православием — это нарастающая на протяжении десятилетий напряженность вокруг греко-католиков на Украине — их именуют еще униатами. Униаты замышляют создать свой патриархат в Киеве и добиваются от Рима благословения на этот шаг.

Эти разногласия во многом помешали Иоанну Павлу II осуществить при жизни свою мечту побывать в России и встретиться с Патриархом московским и Всея Руси Алексеем II. Духовный глава 800 миллионов католиков, совершивший 250 международных поездок, умер, так и не отслужив молебна на Красной площади.

Но у горя есть светлая сторона — оно сближает. Кончина Папы побудила российских православных иерархов на вдумчивые слова примирения. В своем послании соболезнования Алексий II выражает надежду, что «наступающий новый период в жизни Римско-католической церкви поможет обновить между нашими церквами отношения взаимного уважения и братской христианской любви».

Перед лицом новых зол, угрожающих человечеству, две крупнейшие всемирные церкви не в праве отказываться от диалога, от идеи единения христианства. Это одно из неписаных завещаний великого праведника, оставившего наш мир.

http://www.rian.ru/analytics/20 050 404/39614812.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru