Вечерняя Москва | Ирина Сергеева | 31.03.2005 |
Начиная с 90-х годов, церковь постоянно поднимала вопрос о возвращении ей земель, отчужденных в 1918 году. Первым шагом в этом направлении стал вышедший в 1993 году указ президента Ельцина о передаче храмов верующим. Но передавались они приходам или церковным епархиям в управление только на правах аренды, то есть необходимость платить арендную плату оставалась. С точки зрения иерархов РПЦ (Русская православная церковь), верующих смущал сам факт, что они должны были платить за то, что принадлежало им по праву.
На протяжении последующих лет РПЦ совместно с представителями других конфессий активно добивалась пересмотра Земельного кодекса или принятия дополнительных законов, предоставляющих льготы религиозным организациям.
Помимо прочих нельзя сбрасывать со счетов и хозяйственный вопрос. За годы советской власти и перестройки имущественные взаимоотношения вокруг церковных объектов были оформлены самыми разными способами. Одни были переданы в собственность церкви, другие остались в муниципальной собственности, а третьи — в федеральной.
В декабре 2004 года было принято решение передать религиозным организациям землю не в собственность, а в пользование, срочное или бессрочное, в зависимости от формы собственности на здание. Что означает, что церковь уже не сможет распоряжаться землей по своему усмотрению.
Кроме того, был учтен и другой важный момент. В нынешнем варианте все конфессии получают равные права на земли, расположенные под их культовыми учреждениями.
К 2006 году право бессрочного пользования землей должно было быть полностью заменено. Собственник здания, сооружения, предприятия или другого объекта должен был решить — переоформить ему землю в собственность, выкупив ее по рыночной цене, или заключить с государством или муниципалитетом договор аренды.
В соответствии с принятыми поправками предусматривается несколько моделей передачи земель религиозным организациям.
Первая модель подходит тем религиозным организациям, которые владеют культовым сооружениям на праве собственности. В этом случае земля под строением передается в собственность на безвозмездной основе.
Вторая модель для тех, у кого нет прав собственности на здания. В этом случае земля под ними передаются в безвозмездное срочное пользование на срок безвозмездного пользования зданием и сооружением. И если сооружение прекращает или меняется вид своей деятельности, земли у его собственника могут быть отчуждены.
Последняя, третья модель касается тех зданий, которые первоначально были построены для отправления религиозных культов, но используются не по назначению, например, для организации склада. В том случае, если сооружение в настоящее время используется с коммерческими целями, церковь может получить землю под ним только на общих основаниях, в соответствии с действующим законодательством.
Однако если церковь решит использовать здание для религиозных нужд, то есть по его прямому назначению, то она получит возможность льготного использования земельного участка.
Таким образом, согласно закону, земли, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения (церкви, приходские школы, столовые для неимущих и т. п.) передаются религиозным организациям и объединениям верующих граждан в пользование по одной из указанных схем. Но в собственность религиозной организации могут быть оформлены земельные участки только лишь под объектами недвижимости, владельцами которых является церковь. Это значит, что массовой приватизации земель церковью не произойдет, так как «здания религиозного назначения» в подавляющем своем большинстве принадлежат сейчас не церкви, а находятся в федеральной или муниципальной собственности, а церковь является только их арендатором.
Эта формулировка дает возможность государству защитить культовые учреждения в условиях вовлечения земель в хозяйственный оборот и формирования рынка земли. Передавая церкви земли в собственность или срочное пользование, государство, таким образом, дает конфессиям гарантию, что земля, на которой расположены их культовые учреждения, не окажется в руках какого-либо собственника, который сможет потребовать с верующих арендную плату.
Проблема использования земель не по целевому назначению — не надуманная, как может показаться сначала. В свое время земли выделялись церкви не ради факта собственности, а для их освоения.
Монастырские хозяйства были одним из ключевых составляющих русской экономики. Случись сегодня такое — у церкви мог бы появиться соблазн ввести их в оборот и вести на них коммерческую деятельность. Пример из новейшей истории известен — РПЦ в середине 1990-х годов являлась едва ли не крупнейшим импортером табака и алкоголя, воспользовавшись акцизными льготами, предоставленными правительством Черномырдина.
Принятые поправки практически разрешили многие спорные вопросы, стоявшие между церковью и государством. Передача земельных участков в безвозмездное срочное пользование или собственность религиозным организациям ограничивает возможности государства по управлению данными землями. Но и церковь уже не сможет быть латифундистом в силу принятого закона.
Правительство Москвы всегда, когда это возможно, идет навстречу пожеланиям религиозных организаций.
ДОСЬЕ «ВМ»
Официально в Москве зарегистрировано более 900 религиозных организаций различных конфессий. Наиболее крупной является религиозная организация Русской православной церкви, которой принадлежит 560 православных храмов и часовен, 8 монастырей, 135 воскресных школ и более 250 домов причта.
Департаментом земельных ресурсов города Москвы оформлены правоустанавливающие документы на более чем 312 га земли, которая выделена Московской патриархии для эксплуатации и строительства культовых сооружений. В 2004 году в аренду было оформлено 43 земельных участка.
30.03.2005