Новые Известия | Михаил Поздняев | 30.03.2005 |
Организаторами «круглого стола» выступили Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре и Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». Можно сказать, что это «пробный камень» совершенно нового подхода РПЦ к врачеванию социальных язв. Участие Церкви в антинаркотических и антиалкогольных программах может вскоре приобрести широкомасштабные формы. Свою роль сыграл в этом Патриарх Алексий II, чьи последние заявления о социальной политике государства отличаются неслыханной доселе резкостью.
Открывая встречу, свое впечатление о «стране, поставленной на грань выживания», выразил управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин). Владыка Климент заметил, что Россия переживает демографический кризис, и рост числа наркоманов среди молодежи — лишь один из аспектов общей проблемы. Церковь призывает видеть ее истоки в опустошенной душе человека.
Еще категоричнее высказался протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами. По его словам, идея коммунизма, пусть и утопичная, все же призывала к светлому будущему, а сейчас господствует либеральная религия, суть которой — обогащаться за счет других. «Мы не сможем побороть проблему наркомании и алкоголизма, но надо стараться спасать людей, отдаляя всеобщий коллапс», — резюмировал протоиерей Смирнов.
Между тем в последние годы люди Церкви, ясно видя надвигающуюся беду, искали пути защиты от нее, альтернативные существующим в медицине. Если раньше священник, отпуская наркоману или алкоголику грехи и советуя молиться перед иконой «Неупиваемая чаша» и священномученику Вонифатию, мало чем отличался от нарколога, выводяшего бедолагу из запоя с помощью капельницы, укола и горсти таблеток и уезжающего восвояси, то сегодня ситуация выглядит менее беспросветно. Опыту покойного о. Димитрия Дудко, превратившего свой храм в неформальное общество трезвости, последовали десятки батюшек по всей стране. Шестнадцать храмов в одной только Москве осуществляют духовное окормление пациентов психиатрических клиник и наркодиспансеров. Впечатляющих успехов добился в Санкт-Петербурге иеромонах Григорий (Лурье), работающий с молодежью, испытывающей тягу к наркотикам и склонной к суициду. Широкую популярность обрел Центр имени праведного Иоанна Кронштадтского (Москва), которым руководит доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов). За последние пять лет через Центр, существующий с 1996 года, прошло более 3 тыс. наркозависимых. У 85% сохраняется устойчивое желание не употреблять зелье. Начиная с 1998 года, ни один пациент Центра, являющийся носителем ВИЧ-инфекции, не заболел СПИДом. Более того: отмечено 17 случаев, когда реакция на ВИЧ-инфекцию становилась отрицательной. Все проходящие лечение в Центре каждую неделю исповедуются, причащаются, несут послушания в монастыре или загородной общине. «Люди, приобретающие Бога, теряют наркотики, — говорит о. Анатолий. — И наоборот — те, кто теряет Бога, имеют большие шансы вернуться к употреблению зелья». Наряду с помощью наркоманам и алкоголиков Центр осуществляет социально-психологическую реабилитацию бывших адептов «тоталитарных сект».
Принципиально другим путем пошел один из инициаторов «круглого стола» иеромонах Иона (Займовский), директор программ психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре. За основополагающую модель он и его сотрудники взяли популярные во всем мире общества «Анонимных алкоголиков». О. Иона признался, что православные поначалу с недоверием относились к формам прохождения собраний групп, к молитвам, которые читают анонимные алкоголики и наркоманы, к тому, что они встают в круг и берутся за руки. Но все разногласия были улажены после того, как сам Патриарх дал благословение на создание при каждой московской церкви подобных «групп взаимопомощи». Они уже существуют в Заиконно-Спасском монастыре, в Даниловом монастыре, в церкви Малого Вознесения и при храме святых Космы и Дамиана в Шубине. Идеологи этих групп полагают, что Христос тоже был страдающей личностью. По мнению о. Ионы, «священническая обязанность состоит в том, чтобы помогать всем, кто находится в беде, потому что и страна у нас бедовая».
В ситуации с распространением наркомании и алкоголизма главную и чуть ли не последнюю надежду на Церковь возложила выступившая на «круглом столе» Элла Памфилова, председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ. По ее мнению, если россияне и дальше будут приобщаться к гремучей смеси из СПИДа, наркомании, алкоголизма и других социальных бед, а не к вечным духовным ценностям, это может привести к тому, что на огромных российских просторах будет «национальная человеческая пустыня"…
Не так давно митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) утвердил новый чин молитвы о страдающих недугом СПИД и ВИЧ-инфицированных. В чин входят песнопения и молитва Богородице о прощении грехов болящих, укреплении их телесных и духовных сил и даровании терпения и смирения. Молитва — молитвой, но, как отмечали все участники прошедшего «круглого стола», РПЦ должна заняться, наконец, и реальными делами, помогая «униженным и оскорбленным». Иначе функция Церкви ограничится лишь богослужениями, а все социальные программы окажутся отданы на откуп приезжим миссионерам.
КОММЕНТАРИЙ
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель московского храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине:— Известно, что община вашего храма активно участвует в помощи больным престарелым и маленьким детям в нескольких медицинских учреждениях столицы, но, как было сообщено на «круглом столе», вы включились и в программу помощи наркотически-зависимым людям.
— Это произошло уже лет пять назад. Помощь наша скромная: мы предоставляем две комнаты, метров по 30, для встреч групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов и групп их родственников. Они встречаются по воскресеньям, в семь часов вечера, и засиживаются у нас в храме допоздна. В каждой группе от 30 до 40 человек. Нам видно, что нужда в таких обществах очень большая, потому что каждый день к нам приходят желающие включиться в эту работу, но мы им, увы, отказываем из-за недостатка места. Поддержка этих людей не требует никаких специальных затрат. Они сами приносят с собой для скромной трапезы чай, печенье, конфеты, а от «принимающей стороны» требуется лишь минимальное гостеприимство. Такие группы могли бы собираться и в клубах, и в школах по вечерам, но я думаю, чрезвычайно важно, когда это происходит при церкви.
— А разве они не все верующие, воцерковленные?
— Далеко не все. Это не является условием их приема в группу, и даже не главным вопросом, который решает иеромонах Иона и его коллеги. Так что сказать, что они верующие христиане, православные, мы пока не можем. Но я замечаю, что какая-то часть из них, по крайней мере, треть или четверть, начинает постоянно ходить в церковь, обращаться к Богу.
— Отец Александр, я знаю, что среди духовенства православной церкви много людей, которые скептически относятся к «системе 12 шагов» и вообще к обществу «Анонимных алкоголиков» по той простой причине, что это пришло к нам из США.
— С каждым годом таких людей становится все меньше, потому что здесь нет ничего специфически американского или протестантского. Это просто общение людей, активное и полноценное, при котором каждый оказывает другому психологическую поддержку. Но она, эта «скорая психологическая помощь», незаметно перерастает в помощь духовную. Эта проблема стоит сегодня перед очень многими — проблема зависимости. Я знаю, появились уже общества «анонимных игроков». В психологии сейчас возникло понятие «созависимости» — люди, вместо того чтобы опираться на Бога, на духовные ценности, ищут замены в чем угодно, что «щекочет нервы», от чего «едет крыша». Помощь Церкви в этом отношении — очень большое дело: она в глазах и этих людей, и их близких, и всего общества будет выступать как институт, который любого приходящего в нее готов поддержать, посочувствовать ему и помочь.