Русская линия
Православие.Ru Владислав Головин,
Сергей Штейников
30.03.2005 

Киевские «молодёжки»: мозаика православных объединений

Много воды утекло в Днепре со дня основания Киева. Не одряхлел ли духовно город, способен ли продолжать славу исторической столицы русского православия? Об этом можно судить по активности православной молодежи. Дать обозрение православных молодежных братств, клубов, различных объединений столицы Украины мы попросили активистов местной молодежной среды Влада Головина и Сергея Штейникова.

— Вообще, при каждом киевском приходе настоятель с прихожанами стараются организовать «что-нибудь молодежное» — воскресную школу, клуб, братство, сестричество, но далеко не всегда задуманное доходит до воплощения. У нас в Киеве около десятка более-менее известных очагов православной молодежной культуры. По опыту можно сказать, что успех их живучести связан, во-первых, с осознанием необходимости постоянного объединения, во-вторых, с активностью лидера группы — обычно их несколько: духовник (кто-то из молодого творческого духовенства) и лидер из молодых мирян.

Хронологически первыми крупными объединениями, наверное, можно считать молодежки Кирилловского и Агапита Печерского приходов Киева. Середина и вторая половина 1990-х годов прошли в столице под их влиянием. Там не ограничились простыми чаепитиями и беседами на духовные темы — организовали молодежное служение при больницах, на территории которых расположены эти парафии, открыли дискуссионные клубы на богословские вопросы, создали информационную базу — приходские газеты «Кириллица» и «Камо грядеши». Во всех этих мероприятиях главными оказались не спонсоры, а живой энтузиазм, который находит и спонсоров, и новые возможности своего применения.

Самым удачным проектом, на наш взгляд, стала организация в Кирилловском приходе детской литургии. Её участниками, помимо священства, являются дети, которые всё делают самостоятельно — поют, пономарят, читают часы, апостол… Возраст детей от нескольких месяцев (их приносят причащать родители) до подросткового и старше. Стоять на детской литургии — одно умиление, словно посреди ангелов находишься…

Со временем молодежные ресурсы прихода свтт. Кирилла и Афанасия распределились по другим общинам, поскольку часть инициативного духовенства перешла на новые места служения, потянув за собой юную паству. Газета храма прп. Агапита Печерского «повзрослела» и стала интересным богословско-полемическим журналом «для всех, кто хочет верить разумно». Короче, на сегодняшний день первенство молодежной активности перешло к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю и общине вмч. Екатерины.

— А чем интересны эти общины и что их между собой отличает?..

— И в монастыре, и в Екатерининском приходе значительную часть прихожан, монашества, священства составляют люди, возраст которых не превышает 35 лет (максимальный возраст, установленный для молодежи в Украине), а чаще еще моложе. Это относится и к настоятелям монастыря и прихода, что дает дополнительный импульс к вовлечению молодежи в общины. Всегда приятно, когда твой руководитель не намного старше, а то и моложе по возрасту — легче находить общий язык, больше возможности для проявления инициативы.

В Ионинском монастыре каждый четверг проводятся «святые вечера», на которых священник в форме вопросов и ответов разбирает с молодежью любую поднятую тему. Встречи проходят в свободной, раскованной обстановке, с чаем и шутками. Народу в притвор Ионинского храма набивается до 100 человек.

Наверное, этот первичный, огласительный этап воцерковления и отличает ионинскую молодежку от екатерининской. Дело в том, что в парафии вмч. Екатерины проводится более углубленная и дифференцированная образовательная работа. На базе прихода действуют многолетние катехизаторские курсы, богословские студии, семинары, собираются разнообразные кружки… - и всё это в небольшой двухкомнатной квартире или других съемных помещениях. Кстати, состав екатерининской общины во многом сформирован их бывших протестантов — результат миссионерской работы прихода.

— Каким образом ведется эта работа?

— Протестанты довольно открытые люди, поэтому, когда узнают, что кроме «бытового» православия существует еще и высокое православное богословие, охотно идут на контакт, становятся слушателями курсов. Программа занятий строится с учетом протестантского восприятия, да и сама жизнь екатерининской общины напоминает первохристианскую с её простыми, непосредственными отношениями — то, что всегда импонирует выходцам из протестантских деноминаций, например из «Церкви Христа». Всего в екатерининской общине насчитывается до 80 человек.

— А есть в Киеве молодежные объединения, не связанные напрямую с определенным приходом?

— Такие объединения создаются, но не всегда вызревают в сложившуюся организацию. Хромают дисциплина и ответственность — известные бичи молодого возраста. Прийти послушать, пообщаться — это да, но что-то сделать — для этого надо долго раскачиваться.

В прошлом году много надежд было связано с неприходской молодежной организацией «Сп¦льна справа» (по-русски «Общее дело»). Из её наиболее запоминающихся проектов можно назвать, например, «Реставрос» — аналог российского движения по восстановлению разрушенных храмов. Киевляне находили за чертой города приходы, в которых строили или восстанавливали церкви, и группами ездили оказывать содействие.

Еще одним интересным проектом «Сп¦льноi справи» стала миссионерская акция, связанная с раздачей в людных местах города листовок, которые находчиво объясняли преимущество православия перед другими вероисповеданиями. Молодежными активистами был придуман задорный текст, составлена группа раздачи листовки и привлечен в качестве «глашатая православия» священник, который общался с заинтересованными прохожими. В общем, акция стала резонансной, ведь подобный «выход в народ» практикуют в основном протестанты, свидетели Иеговы, а тут этими же методами воспользовались православные.

— К сожалению, о киевских молодежных интернет-ресурсах известно мало. Можно ли подробнее рассказать о них?

— Как ни странно, но до последнего времени острой необходимости в каком-то киевском или даже всеукраинском общеприходском молодежном сайте не ощущалось — православная молодежь была представлена либо на хорошо «раскрученных» российских сайтах, либо на межконфессиональных христианских форумах Киева. У некоторых наших молодежек есть свои интернет-странички, но они нерегулярно обновляются, да и регистрируются в основном на российских бесплатных доменах. Объясняется это тем, что, во-первых, в России церковные структуры и государство оказывают существенную поддержку православному интернету, а с другой стороны — Украина всё-таки небольшая страна, где «все друг друга и так знают», поэтому хватает электронной почты и телефона. Как бы то ни было, с лета 2005 года в Киеве открыт неформальный форум православной молодежи http://pritvor.kiev.ua — скоро доведем его до ума и превратим в полноценный православный портал.

— Раз мы коснулись отношений Церкви и государства, то в Украине они непростые. Как это отражается на молодежных общинах Украинской Православной Церкви?

— У нас отношения Церкви и государства взаимно настороженные. С обретением Украиной независимости государство считает, что местная Церковь с каноническим центром в другой стране не может эффективно служить консолидации нации. Отсюда — все проблемы от мала до велика. Однако на молодежное движение УПЦ МП политика не сильно повлияла. В целом можно сказать, что нам не мешают, но и не помогают. Отношение к новому руководству страны, а также к будущему украинской Церкви в молодежной среде тоже разное. Поэтому стараемся во время миссионерских и социальных мероприятий своих политических пристрастий не высказывать, обсуждаем их на форумах и «круглых столах».

— Участвуют ли в ваших мероприятиях представители инославия — католики, протестанты, а может раскольники?..

— Мы с ними живем в «параллельных мирах». Почти не интересуемся друг другом, хотя в социальном служении иногда пересекаемся. Например, ездим в один и тот же детдом, но занимаемся с детьми отдельно друг от друга. В принципе, эту работу можно вести и вместе (она не связана с агитацией «за лучшую церковь»), но не хотим натянутых отношений, которые всегда будут, пока остается раскол.

— Что в новых планах у киевских молодежек? Можете поделиться каким-то «рецептом по-киевски» — для других молодежных объединений Церкви?

— Да планов всегда гора, а рецепт один: любую молодежную акцию нужно организовать интересно, по возможности весело, с большой долей импровизации и с минимумом формализации — у нас таким образом молодежь из разных приходов Киева уже несколько месяцев подряд «бессистемно» собирается для поездок в интернаты. Примерно раз в две-три недели бросаем всем, кому попало, по электронной рассылке и телефонам клич на сборы — кто может, тот приходит, собираемся на платформе метрополитена, делимся на группы и разъезжаемся в детдома-интернаты. Специально выбираем загородные маршруты, потому что в Киеве сироты больше обласканные — как-никак, столица. При каждой группе есть пара активистов-заводил, которые знают детские игры и на ходу репетируют с «новобранцами». Таким нехитрым способом удается регулярно привлекать к поездкам в детдома от десяти до тридцати и более человек. А это значит, что охватываем сразу несколько интернатов. И дети рады, и мы при деле. Вот рецепт самой простой организации полезной работы, в которой участвуют молодые киевляне. Есть вопросы и предложения — пишите нам на форум, будем общаться в интернете, пришлем методику работы с детьми…

А так в планах — много чего. Церковная среда после выборов президента страны сильно дезинтегрирована, собираемся расширить проект «Схiд i Захiд разом!» (по-русски «Восток и Запад вместе!»), перезнакомить молодежки Киева, Донбасса и Буковины, лучше узнать друг друга, совместно что-то устроить. Смогли же организовать на Сретение сбор игрушек для онкобольных детей — попробуем сделать еще, в республиканском масштабе. У нас многие активисты участвуют в сборе донорской крови для детей больных лейкемией — можно перенести опыт на регионы, а что! Унывать некогда, надо действовать!..

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50 330 104 524


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика