Православие.Ru | Владислав Головин, Сергей Штейников | 30.03.2005 |
— Вообще, при каждом киевском приходе настоятель с прихожанами стараются организовать «что-нибудь молодежное» — воскресную школу, клуб, братство, сестричество, но далеко не всегда задуманное доходит до воплощения. У нас в Киеве около десятка более-менее известных очагов православной молодежной культуры. По опыту можно сказать, что успех их живучести связан, во-первых, с осознанием необходимости постоянного объединения, во-вторых, с активностью лидера группы — обычно их несколько: духовник (кто-то из молодого творческого духовенства) и лидер из молодых мирян.
Хронологически первыми крупными объединениями, наверное, можно считать молодежки Кирилловского и Агапита Печерского приходов Киева. Середина и вторая половина 1990-х годов прошли в столице под их влиянием. Там не ограничились простыми чаепитиями и беседами на духовные темы — организовали молодежное служение при больницах, на территории которых расположены эти парафии, открыли дискуссионные клубы на богословские вопросы, создали информационную базу — приходские газеты «Кириллица» и «Камо грядеши». Во всех этих мероприятиях главными оказались не спонсоры, а живой энтузиазм, который находит и спонсоров, и новые возможности своего применения.
Самым удачным проектом, на наш взгляд, стала организация в Кирилловском приходе детской литургии. Её участниками, помимо священства, являются дети, которые всё делают самостоятельно — поют, пономарят, читают часы, апостол… Возраст детей от нескольких месяцев (их приносят причащать родители) до подросткового и старше. Стоять на детской литургии — одно умиление, словно посреди ангелов находишься…
Со временем молодежные ресурсы прихода свтт. Кирилла и Афанасия распределились по другим общинам, поскольку часть инициативного духовенства перешла на новые места служения, потянув за собой юную паству. Газета храма прп. Агапита Печерского «повзрослела» и стала интересным богословско-полемическим журналом «для всех, кто хочет верить разумно». Короче, на сегодняшний день первенство молодежной активности перешло к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю и общине вмч. Екатерины.
— А чем интересны эти общины и что их между собой отличает?..
— И в монастыре, и в Екатерининском приходе значительную часть прихожан, монашества, священства составляют люди, возраст которых не превышает 35 лет (максимальный возраст, установленный для молодежи в Украине), а чаще еще моложе. Это относится и к настоятелям монастыря и прихода, что дает дополнительный импульс к вовлечению молодежи в общины. Всегда приятно, когда твой руководитель не намного старше, а то и моложе по возрасту — легче находить общий язык, больше возможности для проявления инициативы.
В Ионинском монастыре каждый четверг проводятся «святые вечера», на которых священник в форме вопросов и ответов разбирает с молодежью любую поднятую тему. Встречи проходят в свободной, раскованной обстановке, с чаем и шутками. Народу в притвор Ионинского храма набивается до 100 человек.
Наверное, этот первичный, огласительный этап воцерковления и отличает ионинскую молодежку от екатерининской. Дело в том, что в парафии вмч. Екатерины проводится более углубленная и дифференцированная образовательная работа. На базе прихода действуют многолетние катехизаторские курсы, богословские студии, семинары, собираются разнообразные кружки… - и всё это в небольшой двухкомнатной квартире или других съемных помещениях. Кстати, состав екатерининской общины во многом сформирован их бывших протестантов — результат миссионерской работы прихода.
— Каким образом ведется эта работа?
— Протестанты довольно открытые люди, поэтому, когда узнают, что кроме «бытового» православия существует еще и высокое православное богословие, охотно идут на контакт, становятся слушателями курсов. Программа занятий строится с учетом протестантского восприятия, да и сама жизнь екатерининской общины напоминает первохристианскую с её простыми, непосредственными отношениями — то, что всегда импонирует выходцам из протестантских деноминаций, например из «Церкви Христа». Всего в екатерининской общине насчитывается до 80 человек.
— А есть в Киеве молодежные объединения, не связанные напрямую с определенным приходом?
— Такие объединения создаются, но не всегда вызревают в сложившуюся организацию. Хромают дисциплина и ответственность — известные бичи молодого возраста. Прийти послушать, пообщаться — это да, но что-то сделать — для этого надо долго раскачиваться.
В прошлом году много надежд было связано с неприходской молодежной организацией «Сп¦льна справа» (по-русски «Общее дело»). Из её наиболее запоминающихся проектов можно назвать, например, «Реставрос» — аналог российского движения по восстановлению разрушенных храмов. Киевляне находили за чертой города приходы, в которых строили или восстанавливали церкви, и группами ездили оказывать содействие.
Еще одним интересным проектом «Сп¦льноi справи» стала миссионерская акция, связанная с раздачей в людных местах города листовок, которые находчиво объясняли преимущество православия перед другими вероисповеданиями. Молодежными активистами был придуман задорный текст, составлена группа раздачи листовки и привлечен в качестве «глашатая православия» священник, который общался с заинтересованными прохожими. В общем, акция стала резонансной, ведь подобный «выход в народ» практикуют в основном протестанты, свидетели Иеговы, а тут этими же методами воспользовались православные.
— К сожалению, о киевских молодежных интернет-ресурсах известно мало. Можно ли подробнее рассказать о них?
— Как ни странно, но до последнего времени острой необходимости в каком-то киевском или даже всеукраинском общеприходском молодежном сайте не ощущалось — православная молодежь была представлена либо на хорошо «раскрученных» российских сайтах, либо на межконфессиональных христианских форумах Киева. У некоторых наших молодежек есть свои интернет-странички, но они нерегулярно обновляются, да и регистрируются в основном на российских бесплатных доменах. Объясняется это тем, что, во-первых, в России церковные структуры и государство оказывают существенную поддержку православному интернету, а с другой стороны — Украина всё-таки небольшая страна, где «все друг друга и так знают», поэтому хватает электронной почты и телефона. Как бы то ни было, с лета 2005 года в Киеве открыт неформальный форум православной молодежи http://pritvor.kiev.ua — скоро доведем его до ума и превратим в полноценный православный портал.
— Раз мы коснулись отношений Церкви и государства, то в Украине они непростые. Как это отражается на молодежных общинах Украинской Православной Церкви?
— У нас отношения Церкви и государства взаимно настороженные. С обретением Украиной независимости государство считает, что местная Церковь с каноническим центром в другой стране не может эффективно служить консолидации нации. Отсюда — все проблемы от мала до велика. Однако на молодежное движение УПЦ МП политика не сильно повлияла. В целом можно сказать, что нам не мешают, но и не помогают. Отношение к новому руководству страны, а также к будущему украинской Церкви в молодежной среде тоже разное. Поэтому стараемся во время миссионерских и социальных мероприятий своих политических пристрастий не высказывать, обсуждаем их на форумах и «круглых столах».
— Участвуют ли в ваших мероприятиях представители инославия — католики, протестанты, а может раскольники?..
— Мы с ними живем в «параллельных мирах». Почти не интересуемся друг другом, хотя в социальном служении иногда пересекаемся. Например, ездим в один и тот же детдом, но занимаемся с детьми отдельно друг от друга. В принципе, эту работу можно вести и вместе (она не связана с агитацией «за лучшую церковь»), но не хотим натянутых отношений, которые всегда будут, пока остается раскол.
— Что в новых планах у киевских молодежек? Можете поделиться каким-то «рецептом по-киевски» — для других молодежных объединений Церкви?
— Да планов всегда гора, а рецепт один: любую молодежную акцию нужно организовать интересно, по возможности весело, с большой долей импровизации и с минимумом формализации — у нас таким образом молодежь из разных приходов Киева уже несколько месяцев подряд «бессистемно» собирается для поездок в интернаты. Примерно раз в две-три недели бросаем всем, кому попало, по электронной рассылке и телефонам клич на сборы — кто может, тот приходит, собираемся на платформе метрополитена, делимся на группы и разъезжаемся в детдома-интернаты. Специально выбираем загородные маршруты, потому что в Киеве сироты больше обласканные — как-никак, столица. При каждой группе есть пара активистов-заводил, которые знают детские игры и на ходу репетируют с «новобранцами». Таким нехитрым способом удается регулярно привлекать к поездкам в детдома от десяти до тридцати и более человек. А это значит, что охватываем сразу несколько интернатов. И дети рады, и мы при деле. Вот рецепт самой простой организации полезной работы, в которой участвуют молодые киевляне. Есть вопросы и предложения — пишите нам на форум, будем общаться в интернете, пришлем методику работы с детьми…
А так в планах — много чего. Церковная среда после выборов президента страны сильно дезинтегрирована, собираемся расширить проект «Схiд i Захiд разом!» (по-русски «Восток и Запад вместе!»), перезнакомить молодежки Киева, Донбасса и Буковины, лучше узнать друг друга, совместно что-то устроить. Смогли же организовать на Сретение сбор игрушек для онкобольных детей — попробуем сделать еще, в республиканском масштабе. У нас многие активисты участвуют в сборе донорской крови для детей больных лейкемией — можно перенести опыт на регионы, а что! Унывать некогда, надо действовать!..