Русская линия
Правая.Ru30.03.2005 

30 марта — день св. Алексия человека Божия

Поздравляем всех с праздником!

Светлый образ святого, имя которого носит христианин, как будто соприсутствует с ним. Мы как-то соприкасаемся, сообщаемся душой со святой личностью, вспоминая другую душу, называя ее в молитве, обращаясь к ней по православному имени… Этого нет во внецерковном мире — как нет сердечной отзывчивости христианской красоте — красоте Богоподобия — и нет праздника именин. Всяких празднеств немало — а почтения к имени святого, с ним же — тайны нравственной духовной человеческой личности — нет!.. Но есть непочтение, есть травмирующие душу нарушения благоговения к имени, данному в святом крещении. К имени — а значит, и к святому, носившему его. И трудно переоценить важность церковного обычая: праздновать именины каждого.

Именины батюшек — как общий праздник для прихожан. Кто как не священники дарят радость об имени святом? Они спасают нас, называя по имени на покаянии перед Господом, давая отпущение грехов; у Святой Чаши, предлагая нам хлеб жизни; молясь за нас…

30 марта — день памяти святого Алексия, человека Божия, небесного покровителя о. Алексия, священника, благословившего создание этого сайта.

Поздравляя батюшку в этом году, мы попросили его рассказать более полно о своих небесных покровителях…

о. Алексий: — Своим небесным покровителем я с детства считал святого Алексия, человека Божия. Позже мой духовный наставник сказал мне, что мне следует считать моим покровителем также и святого благоверного князя Александра Невского, принявшего перед кончиной постриг с именем Алексия. Я следую этим наставлениям.

Редакция: — Образы этих двух святых — такие разные. Такие разные их жития. Тихая жизнь Алексия, жившего на милостыню, и ратнический путь великого князя Александра.

о. Алексий: — Внутренне князь Александр Невский и Алексий, человек Божий, имеют единство. Мне хотелось бы, чтобы об этом подумали те, кто почитает память этих великих святых и обращается к их помощи и заступлению.

Внутренней, духовной силой сильны были и тот, и другой избранники Божии.

Какую борьбу претерпел Алексий… следует помнить: он был ведом Богом, и он не боролся с Богом, а жил согласно воле Божией, определившей ему особый крест. Расстаться с женой сразу после венчания, оставить любящих родителей, оставить все состояние — а он был из богатой семьи, отец был римским сенатором — и отправиться в незнакомые края… В город Эдессу привел его Господь, где хранился нерукотворный образ Спаса… Здесь, при храме Пресвятой Богородицы он просил милостыню, жил в лохмотьях, вкушал только хлеб и воду. Но причащался каждое воскресенье святых Христовых Таин. Ночью же бодрствовал и молился.

Летом и зимой — на паперти, во всяческих унижениях. Так 17 лет. И при этом он помнил: о нем плачет мать, тоскует жена, скорбит отец… Претерпел все — и духовными дарами обогатил его Господь. Человеком Божиим стали почитать в Эдессе нищего Алексия.

Затем — возвращение в родной Рим. Его, изможденного, не узнали его слуги и близкие. Поселился в сенях отчего дома… и так — еще 17 лет… Наблюдая страдания своих близких — но только молясь о них!.. Только перед кончиной было откровение о нем римлянам. Только к честным останкам могли припасть отец, мать, жена… Но не зря все было. К телу стекался народ — чтобы очиститься и разрешиться от грехов. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые выздоравливали… Такова была сила, приобретенная Алексием, благодатная сила…

И у Александра — сила была в Божией помощи. Не внешняя, мужская, только сила, как можно подумать. Хотя он был высокого роста, с малых лет готовили его, юного княжича, к ношению оружия, к суровой, походной жизни. Но железо воли, отличавшее князя, имело иную природу. Житие сообщает, как княжич с детства полюбил молиться… По ночам, украдкой, стоя на коленях, шепотом, чтоб не потревожить никого… У могучего князя была сострадательная душа, умеющая припадать ко Господу в слезной молитве, смиренно принимающая трудные решения: «Аще вонмеши"…

В этом припадании ко Господу, предании себя Божией воле, была особенная сила князя, ставшего заступником православной Руси. Как и у Алексия — нищего, ставшего молитвенником за многих, защитником невидимым.

Редакция: — В житии благоверного князя Александра Невского сообщается, что когда молодой князь только-только стал укреплять свой город — Новгород — он получил послание от шведского князя Биргера: «Если можешь, сопротивляйся, а то я уже здесь, пленяю твою землю». Автор жития пишет, что разгорелось сердце у Александра от слов этих и он, войдя в церковь Святой Софии, пал перед алтарем и стал со слезами молиться: «Суди, Господи, обижающим меня, побори борющих меня. Возьми оружие и щит, поднимись мне на помощь». Получил благословение архиепископа Спиридона — и лишь затем выступил к дружине. Хотя житие сообщает о недюжинной его личной силе и храбрости.

о. Алексий: — Тогда же он сказал к дружине знаменитые свои слова: «Не в силе Бог, а в правде». И слова из псалма девятнадцатого: «Одни — на колесницах, другие — на конях, а мы имя Господа Бога призовем"… И выступил с небольшой дружиной навстречу огромному войску… И ангел Божий незримо помогал ему. И отступил Биргер с отметиной на лице от копья Александра. Есть сила грубая, «исполинская» сила «славных земли». Есть сила — от Бога. Она испрашивается молитвенно, она дается ради милосердного, благого деяния, тем, у кого сердце не огрубело. Не ради дерзкого захвата христианских городов и селений, пленения боголюбивых душ.

Я хотел бы, чтобы юноши сегодняшние поняли: трепетно-сердечное отношение к Богу — в основе твердости, непримиримого противостояния злу. Грубость души — отстранение от Бога. Но душа сопереживательная, душа тонкая, трепетная — она угодна Богу.

Твердость князя Александра покоряла его жестоких врагов. По преданию, когда он приехал к хану в Орду, то отказался выполнить требования волхвов поклониться, по их обычаю, огню, солнцу и идолам их. Смертью злою грозили волхвы, уже несколько раньше умертвившие за подобный отказ князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. Но без слова хана не смели тронуть внушавшего почтение величественностью неизъяснимой — потому что она была духовной по природе — доблестного князя. Батыю же князь сказал: Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану поклоняться… Я служу Единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь». Хан был удивлен необыкновенным ответом и сказал окружающим: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому». Не все смогли бы явить такую твердость. С этой мелочи — с поклонения, а значит, подчинения себя твари, а не Творцу, — какая бы замечательная тварь ни была бы, — начинается потеря Богоподобия человеком. Хану князь русский поклонился, но почтительное слово его было принципиальным: оно обязывало хана помнить о Боге, вверившем ему власть, ради Него он удостоился поклона, не иначе. Известно, что хан и его приближенные с почтением отнеслись к защитнику земли Русской.

Юноши обыкновенно хотят быть сильными. А стесняются ухаживать за сестрой, помочь матери, старым людям. Хотя сердце не может не подсказывать… Так взращивается «исполинская» сила. Голиафова. Не Давидова…

Редакция: — Батюшка, в Вашем священническом служении эта давидская сила востребована, думается, в высшей степени.

о. Алексий: — Как и в служении других священников. И в служении всех, кто дорожит, что, милостью Божией, нам дан дом наш, мы у себя дома, в возрождающейся как православная держава, России. Мы верим: возрождающейся молитвами всех святых, молитвами Самой Богородицы. И есть у каждого свое поле брани, и есть у каждого необходимость благодатного обновления всей своей жизни.

На иконах благоверный князь Александр Невский и Алексий Божий человек изображаются по-разному. Но я заметил: часто — с рукой, приложенной к сердцу. Железным ли мечом или смиренной молитвой отсекали они по мере сил неправду, внешнее и внутреннее зло. Всецело предавая себя Богу, истощая себя до конца. В детстве я любил фильм об Александре Невском, созданный перед Отечественной войной. Главный герой (роль исполнял А. Н. Черкасов) был представлен монументальной, мощной фигурой. Сегодня принять такой образ мне было бы невозможно. Несмотря на военный характер своей деятельности, благоверный князь видится мне в образе, близком прп. Сергию Радонежскому и Варлааму Хутынскому. Все же для русского святого меч железный — на втором, подчиненном плане. И глубоко символично, что кончину свою князь встретил в иноческом образе… Главное было у него в сердце — его молитва. Как и у Алексия, человека Божия… Она же простирается за грань земной жизни…

Редакция: — Батюшка, были ли в Вашей жизни события, когда Вы воспринимали покровительство своего святого как реальность?..

о. Алексий: — О покровительстве святого Александра Невского — есть то, что многие знают: в день его памяти родилась моя старшая дочь, Анастасия. Была видимая помощь и от Алексия человека Божия в моей жизни. Расскажу один случай, как будто бы и не очень серьезный. Как-то в начале 90-х годов в день памяти Алексия человека Божия, помолившись и причастившись святых Христовых Таин в храме Всех святых, что в Красном селе (м. «Красносельская»), я решил зайти и в храм Алексия, человека Божия, расположенный через дорогу напротив, осмотреть его и помолиться внутри — ведь был престольный праздник этого храма. Тогда он еще не был отдан церкви, в нем размещался Дом творческой молодежи и некоторые арендаторы. Я совершил самостоятельно, тихо, некоторый крестный ход вокруг храма (храм, увы, не очень был похож на храм: скатные крыши, повреждения). Затем, попросив о помощи Алексия человека Божия, решился зайти внутрь. Я был в довольно бедной одежде, удлиненные волосы, борода — разнорабочий у о. Артемия.

Вхожу в храм. У входа — столик дежурного с какими-то открытками. И никого нет. Слышу музыку. Детские голоса. Внутри храма были устроены два этажа, с непростой системой коридоров и комнат. Я пошел на звуки музыки, по первому этажу направо. Дойдя по искусственному коридору до конца, оказываюсь внутри центральной части храма. В алтарной части вижу сцену: на ней дети в костюмах зайчиков, других зверушек, разучивают танец. Перед сценой — много рядов зрительских кресел, откуда слышатся строгие голоса руководителей танцевального кружка. При моем появлении все прекратилось, остановилось. «Что вам нужно, вы кого ищете?». Я решил сказать правду, оставив завесу тумана. «Я ищу своего знакомого Алексея». «Здесь таких нет». Я попросил извинения и вышел. Я был доволен: мне удалось увидеть главную, центральную часть храма, алтарь. Попытка обойти храм с другой стороны, по левому коридору не удалась: дверь оказалась наглухо закрыта… Лестница повела меня на второй этаж, искусственно устроенный. Я вошел в галерею классных комнат. Там стояли компьютеры. Они как бы испуганно смотрели на меня: что ему здесь надо? Я знал, что в доме творчества есть компьютеры, дорогостоящая техника, знал также, что все охраняется — и свободного доступа к осмотру нет. Но вот я, как во сне, безпрепятственно проходил, не встречая людей, там, где их не могло не быть… Лишь только в самом конце галереи комнат за столом под пальмой, стоявшей в кадушке, я увидел женщину с тяжелым лицом. «Что вам здесь нужно? Как вы сюда попали?…» — «Я ищу своего знакомого Алексея». Приходящая в себя от испуга хранительница компьютеров была строга: «Его здесь нет. И нечего вам здесь бродить». Я двинулся по второму этажу налево. За очередной дверью с кодовым замком, почему-то незапертой, я оказался в накуренном помещении, где группа серьезных людей готовилась к какому-то празднику, наверное, ко «дню смеха» — 1 апреля. Похоже, это были арендаторы — банкиры. Они меня не ждали… «Кто вам нужен?..» «Я ищу своего знакомого, Алексея». «Как его фамилия?» Но я не знал фамилии Алексия, человека Божия. Мне стали перечислять фамилии Алексеев, которые здесь чаще всего бывали. Но женщина, от компьютеров, уже пришла за мною: «Этот странный человек — зачем он пробрался сюда? здесь дорогая техника, дети». Назревала ссора. Я посчитал меньшим из зол пойти к выходу. Женщина меня конвоировала: «Ходят тут всякие…» и прочие грубые слова, но на душе было радостно — я все осмотрел в такой день в храме моего святого.

На выходе у столика с открытками теперь уже сидела дежурная. Ей пришлось услышать из-за меня выговоры: «Зачем ты сюда его впустила?» Та, похоже, искренне не понимала, как я прошел в здание… Выйдя на улицу, я увидел высокое голубое небо, тонкие луч весеннего солнца. Ничто не могло лишить меня именинной радости. Я явно ощутил присутствие Алексия, человека Божия, подарившего мне осмотр храма, носящего его имя. За прошедшие годы я мало говорил об этом даре. Непросто выразить словами состояние мира, радость души, бывшее в тот день, — да вряд ли у многих я нашел бы понимание.

Редакция: — Можно сказать, батюшка, Господь изобличил неправду, происходившую в храме, в доме Божием, в доме молитвы, превращенном в своего рода вертеп разбойников — и дал Вам силу свидетельствовать об этом. И тот Ваш крестный ход вокруг храма имел, думается, значение…

о. Алексей: — Если так, то это — по молитвам святого Алексия, человека Божия… Освободить храм от всего чуждого было невозможно для меня, но во мне тогда окрепла молитва ко святому своему покровителю… И вера в восстановление храма.

Редакция: — Батюшка, дни памяти святых, покровительствующих Вам, во время постов — Великого и Рождественского. Это, по-видимому, вносит грустную ноту в эти дни.

о. Алексий: — Это меня не огорчает: то, что я вынужден искать радость в рамках строгого поста. Это и есть смысл христианской жизни: жить радостью не от брашен и пития, не от буйства цветущей земной природы, тучной от плодов земных, а под крестом, осеняющим всех, чтущих пост «матерью целомудрия».

Не оставлять эту сень, а значит — быть верным своему крестонесению — в этом и мое личное правило, и смысл моих пастырских наставлений. Так и во дни моих именин, и в не менее важные и не менее волнующие дни именин моих близких, моих друзей, моих духовных чад — и в каждый день… Пока жива в душе благодарность и есть сострадание — ко Господу и ко всем боголюбивым людям… Ко всем, кто как-то готовится — хотя бы добрым намерением — в эти дни к Пасхе Христовой, когда всех праздников праздник, когда всем именинам именины…

29.03.2005

http://www.pravaya.ru/news/2756


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика