Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова29.03.2005 

Пасха по-кубински

В Гаване очень заметно отделение церкви от государства, в провинции же можно обнаружить смесь сантарии и христианских традиций

В воскресенье, 27 марта, сувенирные лавки и магазинчики торговцев сигарами открывались в обычное время — примерно около 10 утра — к выходу на улицу позавтракавших туристов. Неторопливую жизнь католической Кубы отнюдь не нарушил самый великий праздник христианского мира — Пасха.

Очевидно, отделение Церкви от государственной политики на Кубе привело к довольно быстрой дехристианизации страны, которую официальный Ватикан по-прежнему числит в списках своих абсолютных приверженцев. Это становится заметно, как только начинаешь спрашивать дорогу к католическому храму — всякий с удовольствием отправляет туриста действительно к католическому собору, но только давно переделанному в музей. Делается это не то, чтобы сознательно, — просто музейное здание стоит на центральной площади Пласа-де-Армас, откуда начинаются все туристические маршруты Гаваны. И только после долгих переговоров кубинские «христиане» начинают понимать, что тебе нужен «Катедрале» — чуть ли не единственный действующий храм в столице Кубы.

Народу на пасхальной службе относительно немного, и если бы не благочестивые туристы, храм оказался бы полупустым. Почетные первые места, огороженные веревочкой, — VIP-зона для местной элиты. Оказаться здесь довольно почетно, но праздничные наряды более чем скромные. Только почти в каждой женской руке непрерывно мелькает веер.

В целом же служба, вопреки всяким разговорам о смешении католических и местных религиозных обрядов, совершенно академична. Пасхальное шествие возглавил глава католического епископата Кубы кардинал Хайме Ортега-и-Аламино, он же и вел службу под пение небольшой рок-группы, состоящей из ударника, гитары и весьма эмоционально сдержанной солистки. Примерно так же сегодня мессы проходят во многих европейских странах, с той разницей, что там все поют вместе. В Гаване же слов праздничных молитв практически никто не знает, поэтому присутствие нескольких певцов едва ли не необходимость.

Особо в праздничное пурпурно-белое облачение облачена статуя Христофора Колумба, что неудивительно, поскольку именно в этом соборе покоились его останки, пока их не перевезли в Севилью. Вход к нему «сторожит» колоритнейший нищий в майке с Че и сигарой сантиметров в тридцать длиной. Себя фотографировать он позволяет только за деньги, но оказывается вполне доволен и парой карамелек «Взлетная». Отблески героического образа Че Гевары преследует повсюду. Если присесть на лавочке около ревностно молящихся, из-под полы предложат очередной номер газеты «Христианский мир», центральной публикацией которой будет история о том, каким прекрасным католиком был товарищ Че.

Настойчивый интерес к религиозным обрядам отправляет гостя Кубы в провинцию. Только здесь можно увидеть различные «релихио», не поощряемые Католической Церковью, но неизбежные и неискоренимые на Кубе, где сантария (местная вариация культа Вуду) процветает по сей день, примешиваясь к христианским традициям. Только здесь можно увидеть странное шествие по городу «Богоматери». На розовом «Кадиллаке» разъезжает аппликация на картонке, под которой сидит раскрашенная и разряженная женщина, символизирующая собой то ли женское божество, то ли Мать Иисуса Христа. Внимание к шествию привлекается барабанщиками, сопровождающими шествие — тогда на встречу ей выходят местные зеваки, чтобы на недолгое время присоединиться к «акции», точного значения которой объяснить толком никто не может.

28.03.2005

http://www.strana.ru/stories/02/03/10/2574/243 970.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика