Русская линия
Росбалт Стивен Янг29.03.2005 

Американский сценарий киргизской революции

Ситуация в Киргизии сейчас приковывает внимание всего мира — так же, как ранее грузинская «бархатная революция роз» и украинская «оранжевая революция». Слухи и прямые обвинения оппозиционеров в финансировании из-за океана звучали в обоих случаях. Похоже, что Киргизия пополняет список стран, связанных в сознании многих с интересами и большими деньгами «дяди Сэма», заплатившего за смену неугодной власти.

В распоряжение «Росбалта» попал любопытный документ, утверждающий, что посольства США в странах СНГ фактически превратились в «революционные штабы». Еще этот документ показывает, что американские дипломаты, в отличие от своих коллег из постсоветского мира, не зря едят свой хлеб. Несмотря на то что редакции ИА «Росбалт» подлинность этого текста представляется крайне сомнительной, мы считаем возможным него опубликовать.

Доклад Посла США в Бишкеке в Госдепартамент США

Посольство США Бишкек, Кыргызская Республика 30 декабря 2004 г.

Доклад о предвыборной ситуации

Анализ социальной и политической ситуации в Кыргызстане показывает рост нестабильности накануне парламентских выборов в стране. Наряду с экономическим кризисом и обнищанием нации, коррупцией в государственных органах и оттоком рабочей силы за рубеж, некоторые внешние факторы явились ударом по урегулированию политической ситуации, например, влияние России, Китая, Узбекистана, Казахстана. В меньшей степени — влияние европейских стран и радикальных исламских идей, идущих из Ирана. Результаты опроса общественного мнения в Кыргызстане, проведенного посольством США совместно с USAID, Национальным демократическим институтом, Республиканским исследовательским институтом и другими международными организациями, включая «Фридом Хаус», Интерньюс Нетворк, Фонд Сороса и Фонд Евразии, о влиянии вышеуказанных стран на политическую активность населения, позволяют нам сделать вывод, что в настоящий момент ни одно из этих государств не имеет превалирующего влияния. Единственным исключением является Россия, с которой значительно считаются в Кыргызстане, так как она сохранила связи различного рода с этой республикой. Акаев, будучи протеже России, управляется из Москвы. Однако, мы не имеем фактов российского финансирования какого-либо кандидата или партий.

Что касается Китая, перспектива центральноазиатского развития ставит Пекин в зависимость от кыргызских энергоресурсов и потенциала электростанций. Однако, международная политика Кыргызстана нацелена на торговлю и экономическую экспансию, которая совпадает с дальнейшими планами Китая, особенно, когда это касается электроэнергии и водных ресурсов. Эта причина должна быть принята во внимание, особенно в отношении политики Пекина и его присутствия в регионе.

Наше военное присутствие в Кыргызстане «раздражает» Пекин, и временный статус военной авиабазы в аэропорту Манас в Бишкеке дает основание Пекину надеяться на возможный вывод войск США из Кыргызстана. В этой связи мы уверены, что следует ожидать решительных шагов китайского правительства против расширения нашего военного присутствия в регионе. В настоящее время Китай оказывает неофициальную поддержку тем политикам, которые склонны к дальнейшему развитию отношений с Пекином и сокращению нашего военного контингента в Кыргызстане. К тому же, помощь Акаева в борьбе против уйгурского сепаратизма и религиозного экстремизма является явно недостаточной.

В свете террористических действий против учреждений США в Узбекистане прошлым летом, сведений Госдепартамента США и наших секретных служб о дальнейших планах террористов в отношении Посольства США в Кыргызстане, мы стоим перед реальной угрозой, которая основывается на политических действиях религиозной экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» и ее радикальных исламских идей, которые оказывают негативное влияние на формирование предвыборной ситуации в стране.

Согласно информации из первых рук, радикализм сейчас активно поддерживается Ираном, Узбекистаном и Саудовской Аравией. Деятельность исламистов направлена на построение мечетей, организацию религиозных образовательных учреждений, организацию пилигримства и обучение кыргызских религиозных руководителей в мусульманских странах. В настоящее время в Кыргызстане действует около 30 мусульманских организаций и обществ. Среди них наибольшая активность проявляется офисом международной благотворительной организации «Аль-Вакф аль-Ислами». Их лидер Мунтазир Абу Хасан в дружеских отношениях с Акаевым и Сабировым, клерикальными лидерами А. Нарматовым, М. Магомедовым, О.Чотоновым.

Мы собрали факты о контактах руководства партии «Хизб-ут-Тахрир» с представителями чеченской диаспоры. Согласно нашим анализам, Сабиров и Т. Бакир уулу, руководитель «Эркин Кыргызстан», будут получать поддержку от мусульманских организаций на предстоящих выборах. Они также держат связь со сторонниками жесткой линии из «Хизб-ут-Тахрир», чтобы узаконить эту партию в Кыргызстане. В поездках по южным регионам Кыргызстана некоторые члены Посольства нашли информацию о распространении листовок, отпечатанных «Хизб-ут-Тахрир», которые пропагандируют религиозный экстремизм и законы шариата.

Принимая во внимание интересы нашего присутствия в регионе и развития демократического общества в Кыргызстане, наша основная цель — в соответствии с ранее принятыми планами — увеличение давления на Акаева, чтобы заставить его уйти в отставку после парламентских выборов. Учитывая, что этот план — исключительной важности, мы думаем, что сегодняшняя оппозиция недостаточно сильна, чтобы бросить вызов властям, хотя Акаев и заявил, что он не собирается продлевать свои полномочия.

Мы знаем, что сторонники Акаева подозревают, что оппозиция готовит похожий сценарий выборов, как это было в Грузии и Украине. Это было подтверждено Акаевым на декабрьской встрече Совета Безопасности КР. В случае продления президентского правления Акаев, в основном, будет искать поддержки среди русскоязычной части населения и других этнических меньшинств, а также нескольких тысяч резидентов, зарабатывающих сейчас в России. В этой связи, для лучшего планирования предвыборной тактики, мы должны помнить, что Россия является основным работодателем в Кыргызстане. И прорусское общественное мнение, и популярность русского президента являются достаточно сильными в некоторых северных регионах страны.

Согласно материалам, посланным в Госдепартамент ранее, в настоящий момент проявляются две формации на политической арене Кыргызстана. Они будут бороться за места в парламенте и затем выдвигать своих кандидатов на президентство. Прежде всего, это предвыборный блок Народное движение Кыргызстана. В июле 2004 года он объединил 6 оппозиционных партий, которые выдвинули К. Бакиева, бывшего премьер-министра, как единственного кандидата на пост. Я думаю, что он — наиболее приемлемый кандидат в аспекте плодотворного развития отношений между США и Кыргызстаном.

Я встречался с Бакиевым несколько раз и заверил его в поддержке американского президента и правительства. Бакиев выразил свое согласие воспользоваться поддержкой после победы его блока на парламентских выборах. По его словам, после двусмысленного американского вовлечения в выборах в Грузии и Украине, явная американская поддержка, которая будет оказана кандидату, может вызвать негативный эффект на его политической репутации. Более того, он был против разрыва отношений с Россией из-за критики от имени своей партии вмешательства России в украинские выборы.

Среди других значительных политических лидеров мы называем М. Ашыркулова, бывшего секретаря Совета Безопасности, Ф. Кулова, который до сих пор сидит в тюрьме. Они представляют новую партию — «Гражданский союз за честные выборы». Мы уверены, что растущая популярность Ашыркулова возникла после недавних скандалов и его демонстративного ухода из президентской команды. По нашему мнению, это была специальная акция для содействия другу президента, чтобы он возглавил «кукольную оппозицию». В этой связи, мы предлагаем продолжить контакты с другим представителем оппозиции — Ф. Куловым, чей срок заключения заканчивается в середине 2005 года. Пользуясь заслуженной популярностью и тем, что он стал жертвой режима, он будет иметь значительный потенциал для борьбы за президентство. Ф. Кулов разделяет и является сторонником американских концепций свободы и демократии и может рассматриваться как дублирующий кандидат на президентство в случае, если основной кандидат, Бакиев, проиграет.

Мы также успешно продолжаем развивать контакты с другим лидером оппозиции — Р. Отунбаевой, бывшим министром иностранных дел. Через фонды, предназначенные ей, мы создали систему для того, чтобы лоббировать учреждение и поддержку определенных неправительственных организаций, а также организацию единой системы масс-медиа для лучшего освещения во всей стране ее заявления о невмешательстве России во внутренние дела Кыргызстана.

С целью обеспечения равных условий и помощи лидерам демократической оппозиции в приходе к власти, наша основная задача на предвыборный период — вызвать неуважение к властям и к недееспособному коррупционному режиму Акаева, его прорусской ориентации и незаконному использованию «административного ресурса» на выборах. В этой связи, Демократическая комиссия при Посольстве, Фонд Сороса, Фонд Евразии в Бишкеке в сотрудничестве с USAID, организовали политически активные группы избирателей, чтобы вдохновить их на беспорядки против пропрезидентских кандидатов. Мы образовали и открыли финансирование для независимого печатного офиса — Центра поддержки СМИ и агентства «АКИпресс» — для беспристрастного освещения выборов и с целью уменьшения влияния пропаганды государственных СМИ. Мы также оказали финансовую поддержку неправительственным теле- и радио компаниям.

Согласно результатам общественного опроса, мы можем прийти к выводу, что только меньшая часть населения, бывшие граждане СССР, удовлетворены тесным сотрудничеством с Россией. Молодые люди в основном ориентированы на Запад. Поэтому мы считаем исключительно важным популяризацию американского образа жизни среди них, чтобы ограничить российское влияние. В 45-ти государственных высших учебных заведениях имеются собственные организации «Студенты в действии», которых мы планируем использовать с пользой во время парламентских и президентских выборов. На наш взгляд, эти дополнительные средства (5 миллионов долларов), перечисленные Госдепартаментом для проведения семинаров во всех крупных университетах Кыргызстана и организацию обучения в западных странах, оказались недостаточными.

Заключение

В ракурсе предвыборной ситуации и в попытках обеспечить честные и демократические выборы в КР и сохранить наши позиции в СМИ и контакты с лидерами оппозиции, я предлагаю сфокусироваться на дискредитации нынешнего политического режима и сделать так, чтобы Акаев и его последователи стали ответственными за экономический кризис. Мы должны также предпринять меры для распространения информации о возможном ужесточении политической свободы во время предвыборной кампании. Это является ценнейшей компрометацией Акаева лично, путем распространения сведений в оппозиционных СМИ о вовлечении его жены в финансовые махинации и взяточничестве при назначении чиновников. Мы также рекомендуем распространение слухов о ее возможных планах на президентство и т. д. Все эти средства помогут нам сформировать образ абсолютно неспособного президента.

Существенным является увеличение суммы финансовой поддержки до 30 миллионов долларов оппозиционным партиям на начальной стадии парламентских и президентских выборов и образование дополнительных фондов для неправительственных организаций, включая Национальный Демократический Институт, Международный республиканский институт, Фридом Хауз, Интерньюс Нетворк и Фонд Евразии, поскольку они достигли существенных результатов в рамках широкого информирования населения о подготовке к выборам и о процессах консолидации политических сил. Для минимизации российского влияния во время выборов мы должны убедить оппозиционные партии сделать обращения к Российскому правительству о невмешательстве во внутренние дела КР.

Принимая во внимание подготовку плана Госдепартамента на период 2005—2006 гг., для усиления нашего влияния в Центральной Азии, мы рассматриваем эту страну, как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане, и уменьшение китайского и российского влияния в этом регионе. Установление демократической законной оппозиции в парламенте Кыргызстана является чрезвычайно важным. Для достижения этой цели мы должны привлечь группы независимых наблюдателей из западных гуманитарных организаций, ОБСЕ, и людей из ПРООН в Кыргызстане. Это необходимо для достижения контроля во время выборного процесса и исключения любой возможности финансирования пропрезидентского большинства в парламенте.

Стивен Янг Посол США в Кыргызстане

По данным Центрального информационного департамента «Исламского сообщества Пакистана». Лахор, Пакистан.

Источник: www.gazetakg.com

24.03.2005

http://www.rosbalt.ru/2005/03/24/201 636.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru