Новые Известия | Алексей Терехов | 28.03.2005 |
Разговоры о том, чтобы снизить школьные нагрузки, ведутся уже не первый год. Однако режим обучения для большинства детей остается крайне изматывающим. Несмотря на то что школы достаточно давно перешли на пятидневку, во многих образовательных учреждениях учебные планы по-прежнему рассчитаны на шестидневную «рабочую» неделю. Из-за этого ежедневное количество уроков в начальной школе достигает шести, в средних и старших классах — восьми.
В Роспотребнадзоре, проводившем всероссийскую проверку школ, отмечают, что возрос и объем учебного материала и как следствие — объем домашних заданий. В результате учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших классов — 12−15 часов. Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности. В первую очередь чрезмерная загруженность школьников бьет по их здоровью. Так, по данным Роспотребнадзора, около 75% школьников страдают гиподинамией, а у половины учащихся наблюдается выраженное утомление к концу дня и недели. Кроме того, дети страдают изменением артериального давления, как правило, по гипертоническому типу. У 80% отмечаются невроподобные реакции.
Более того, при увеличивающейся нагрузке оставляет желать лучшего и дневной рацион питания. Так, свыше 20% учащихся начальных классов и половина учеников 5−11-х классов не получают горячего питания, которое вытесняется буфетной продукцией. Специалисты Роспотребнадзора также остались недовольны и принципом составления меню школьной столовой. «Повара не учитывают физиологических потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии, — отмечают специалисты. — Не выполняются нормы по мясным, рыбным и молочным продуктам, овощам и фруктам. Восполнение калорийности происходит за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий». Из-за этого детский организм не в полном объеме получает белок, кальций, железо, витамины. Это также приводит к ухудшению здоровья школьников, росту числа анемий и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В Роспотребнадзоре отметили, что основными проблемами при организации питания школьников остаются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, нарушения требований санитарного законодательства руководителями учреждений и сотрудниками пищеблоков.
Между тем некоторые директора пытаются хоть как-то компенсировать нехватку денег. В некоторых сельских районах школы разбивают собственные пришкольные участки и заводят животноводческие хозяйства.
Но и скудным рационом список тягот школьной жизни не заканчивается. Так, по данным Роспотребнадзора, во многих школах не соблюдается воздушно-тепловой режим, что также приводит к росту заболеваемости. Только в Алтайском крае снижение температуры воздуха было отмечено в помещениях 77 школ. По-прежнему в ряде регионов регулярные перебои с поставками топлива в образовательные учреждения, некачественная подготовка их к отопительному сезону, что сказывается на несоответствии параметров микроклимата гигиеническим нормативам. Некоторые сельские школы до сих пор обогреваются печкой. А половина начальных и средних школ в сельской местности не имеет центрального отопления, водоснабжения и канализации.
Всего же в 2004/2005 учебном году до настоящего времени с грубыми нарушениями работает 221 российская школа.
Справка «НИ»
Гиподинамия — это недостаток двигательной активности, вследствие которого не только слабеют мышцы сердца и тела, но и происходят другие нарушения. Например, при недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь. Он оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды теряют эластичность, становятся ломкими и легко повреждаются. Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширяться, и поддержание нормального артериального давления крови в сосудах затрудняется. Наличие в крови избытка кальция повышает вязкость и свертываемость крови, что грозит образованием тромба, который может закрыть просвет сосуда и привести к нарушению снабжения кровью соответствующего участка тканей. Это также может явиться причиной инсульта или инфаркта миокарда, как и разрыва стенки сосуда: в обоих случаях ткани не получают необходимых им веществ, и в них накапливаются вредные продукты обмена.