Русская линия
Гудок Нина Дзассохова28.03.2005 

История души

— Очень люблю картину Саврасова «Грачи прилетели»: в ней так мощно чувствуется приближение весны! Известно, что художник многие свои сюжеты писал с реально существующей натуры. Сохранилась ли до наших дней церковь, изображенная на этом шедевре?
Александр Шестопалов, Москва

Едва ли найдется в мировом искусстве другое живописное произведение, которое пользовалось бы в своей стране такой всенародной славой, как саврасовские «Грачи прилетели».

И нет в нем вроде бы ничего особенного: небольшое скромное полотно, по справке деловито равнодушных каталогов: «Холст, масло, 62 сантиметра в высоту, 48,5 сантиметра в ширину». Трудно, пожалуй, подобрать более незатейливый и на первый взгляд мало занимательный сюжет для художественного отображения: унылый серый пейзаж с промерзшей колокольней и растрепанными птичьими гнездами на тонких березах.

Но только истинно народный художник мог с таким душевным трепетом и любовью показать, как сквозь зимнее оцепенение Русского Севера пробиваются первые, едва ощутимые признаки весны. Картина полна неясными шорохами, хрустеньем тающего под теплым ветром снега, криками грачей. «Грач зиму расклевывает», — говорят у нас в народе.

Картина далась Алексею Кондратьевичу Саврасову легко и радостно. «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души, он должен быть отзвуком, отвечающим сердечным чувствам», — не раз говорил он своим ученикам. Именно такой сюжет нашел он, путешествуя в 1871 году по Волге. И совсем не случайно истинное вдохновение посетило художника именно в Ярославле. Этот старинный город имел редкий дар очаровывать каждого, кто хотя бы на короткое время становился его гостем.

Церковь Николы Рубленый Город, изображенная на полотне Саврасова, — единственный сохранившийся и по сей день в первозданном виде ярославский храм, построенный в 1695 году. Как мог устоять перед этой древней красотой художник!

Весна 1871 года, по воспоминаниям Саврасова, случилась неожиданно бурная. Стояли светлые вешние дни. Все вокруг было напоено обещанием будущей жизни — и талые сугробы, и блеклое северное солнце, и деловитые грачи на черных ветках берез. И храм — неотделимое от природы напоминание о вечности бытия. Говорят, что храм — это единственное творение рук человеческих, которое по своей красоте и гармонии может сочетаться с природой. Художник, неким шестым чувством угадывающий эту гармонию, не мог не плениться волшебной силой подобного единения.

Когда небольшое полотно пришло в 1871 году из Москвы в Петербург на первую выставку только что организовавшегося Товарищества передвижников и появилось перед публикой рядом с картинами уже известных мастеров — Шишкина, Ге, Петрова, стало ясно: родился шедевр!

Крамской писал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

26.03.2005

http://www.gudok.ru/index.php/23 961


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru