Русская линия
Вечерний НовосибирскИгумен Анатолий (Берестов)25.03.2005 

Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно
Проблема наркотиков глазами православного учёного

У иеромонаха Анатолия статистика убедительная. Фото автора
У иеромонаха Анатолия статистика убедительная. Фото автора
В начале этой недели наш город посетил весьма неординарный человек — иеромонах Анатолий (Берестов). Отец Анатолий — известный московский учЈный, доктор медицинских наук, профессор, автор множества научных работ, до принятия сана десять лет работал главным невропатологом Москвы. В настоящее время иеромонах Анатолий руководит Душепопечительным православным центром во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского на Патриаршем Крутицком подворье. Центр специализируется на реабилитации людей, ставших жертвами деструктивных сект и оккультистов, а также наркозависимых. Отец Анатолий награждЈн двумя церковными наградами: орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени и орденом Святого мученика Трифона. В течение двухдневного пребывания в Новосибирске иеромонах Анатолий провел более десятка встреч со священством Новосибирской епархии, студентами светских вузов и богословского института, с православной городской общественностью, с врачами и представителями Федеральной службы Госнаркоконтроля. Главная тема выступлений отца Анатолия — проблема наркомании и пути еЈ решения.

Колдуны и наркоманы своЈ спасение увидели в Церкви

Душепопечительный центр во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского организовался в 1996 году по благословению Патриарха Алексия II. За это время реабилитацию в центре прошли более 22 тысяч человек, пострадавших от оккультизма и тоталитарных сект. Мало того, за помощью в центр обратилось более двух тысяч практикующих оккультистов. Оказывается, сами маги и чародеи нуждаются в помощи, так как страдают от общения с потусторонними силами не меньше своих клиентов, ставших жертвами их оккультной практики. Два-три раза в год на Крутицком подворье происходит чин присоединения бывших оккультистов к православию, так как согласно постановлению Архиерейского собора люди, добровольно участвующие в оккультной практике, автоматически отпадают от Церкви. Вот эти две тысячи обратившихся в центр за помощью колдунов и были присоединены к Церкви заодно с 200 раскаявшимися сатанистами. В 1998 году качественный состав обратившихся в центр резко изменился: буквально валом пошли наркоманы, желающие избавиться от пагубной привычки.

У православных — свой путь

Столь неожиданно возникшая проблема требовала срочного решения. Первым делом были тщательно исследованы существующие методики вывода из наркологической зависимости, построенные на базе западного «метода 12-ти шагов» клуба «Анонимных алкоголиков». Однако западные методики были отвергнуты. Основной их недостаток, по мнению иеромонаха Анатолия, — это полное обезличение Бога, так как в основу метода положен принцип излечения телесного недуга на базе веры в некий абстрактный разум. Православные же священники и врачи поставили перед собой иную цель: не только излечить людей от смертельной привычки, но и привести их ко Христу, а точнее, наоборот, именно через веру во Христа избавить страждущих от пагубной привычки.

Обескураживающая статистика

Несколько лет о результатах своей деятельности сотрудники центра молчали. Оно и понятно, нужно определЈнное время, чтобы авторитетно заявить: этот человек перестал быть наркоманом. И только по прошествии двух лет, отследив, как сложилась жизнь первой партии наркозависимых, было объявлено, что из 48 наркоманов, которые первыми прошли реабилитационный курс, 47 бросили наркотики и вернулись к нормальному образу жизни. В практически стопроцентный успех мало кто поверил, за исключением самих наркоманов. В центр потянулись наркозависимые.

С тех пор через Душепопечительный центр прошло около 3,5 тысячи наркоманов, 85% из которых полностью излечились. Этот результат кажется невероятным, так как даже, по самым оптимистичным данным, в официальных медицинских наркологических клиниках процент излечения не превышает пяти. Восемьдесят пять и пять — разница огромная! Отец Анатолий рассказывает, что когда он в Иркутске на совещании врачей-психиатров озвучил эти 85 процентов, то сидящие в зале врачи понимающе переглянулись: вот, мол, ещЈ один наш пациент. Однако тщательная статистика, которую ведут сотрудники центра, отслеживая жизненные пути бывших пациентов, неопровержимо свидетельствует, что наркоманию можно победить, именно победить, так как лечить еЈ традиционными медикаментозными средствами практически бесполезно. Бесполезно потому, что болезнь эта, по глубокому убеждению иеромонаха Анатолия, духовная.

Исповедь и причастие — основное «лекарство» от наркомании

Как свидетельствует руководитель центра, во многих случаях излечение происходит практически мгновенно. И происходит это после глубокой исповеди и последующего причащения. Но случается такое далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда человек имеет страстное желание излечиться и верит, что Бог ему поможет. Человек обращается к Богу с искренней просьбой о помощи, и Бог откликается на его мольбу. Подобные случаи известны и в Новосибирске. Автору этих строк приходилось встречаться с бывшими наркоманами, полностью исцелившимися после искренней исповеди. Но, к сожалению, их попытки таким же образом отвратить от пагубной привычки своих товарищей в большинстве случаев не увенчиваются успехом. И все потому, что церковные таинства — это не магия, это не некий ритуал, после совершения которого автоматически происходит исцеление. Это огромная духовная работа, которая, к сожалению, не всем под силу. И поэтому так важна роль духовного руководителя, который помогает страждущему эту работу совершить.

Но без помощников священнику справиться невозможно. И в Душепопечительном центре их немало. Это врачи-наркологи, врачи-психиатры и психотерапевты, а также добровольные помощники-катехизаторы (приобщающие к вере) из бывших наркоманов. Участие в реабилитационном процессе бывших наркоманов — огромное подспорье. Когда потерявший всякую надежду справиться со своей пагубной страстью наркоман приходит в храм и видит там своих бывших товарищей по несчастью, для которых это несчастье стало также бывшим, то у него вновь вспыхивает маленькая искорка этой потерянной надежды. Задача работников центра — не дать этой искорке угаснуть.

Под неусыпным контролем

Работа с поступившими в центр проводится в несколько этапов, включающих медикаментозное лечение сопутствующих соматических болезней, психотерапию, катехизацию, а главное — молитвенный и физический труд. В храме при Патриаршем Крутицком подворье служба начинается в 8 часов и продолжается до 14 часов. Потом водосвятный молебен, обед, занятия по изучению Закона Божиего, посильный физический труд, вечерняя молитва и разъезд по домам, чтобы завтра утром вновь собраться в храме для молитвы. Еженедельно — таинства исповеди и причастия, к которым, как известно, нужна определЈнная молитвенная подготовка. Так что времени на развлечения и общение с прежними компаниями нет. Многие всЈ это проходят вместе с родителями, которые постоянно находятся рядом со своими детьми. Непосредственное и, можно сказать, жертвенное участие родителей в духовном выздоровлении своих пропадающих детей — величайшее подспорье. Это очень важно знать читающим с надеждой эти строки родителям наркоманов. К сожалению, часто в новосибирских храмах можно увидеть такую картину: приводит мама за руку своего ребЈнка наркомана и говорит: сделайте что-нибудь, а то мы с отцом работаем и не в состоянии за ним уследить. А у стоящего рядом ребЈнка в потускневшем взгляде просматривается лишь одна мысль: где бы найти денег на очередную дозу? При таком подходе победить наркоманию невозможно. В Душепопечительном же центре иеромонаха Анатолия (Берестова) совместными усилиями наркоманию побеждают, но процент излечимых был бы значительно выше, если бы не подножки со стороны государства.

Государство — друг или враг?

Мы уже писали о пресловутом Законе N 231 от 6 мая 2004 г., согласно которому размеры средних разовых доз наркотических и психотропных веществ, допустимых к хранению без привлечения к ответственности, увеличились в несколько раз. Это позволяет наркодилерам безнаказанно промышлять своим зельем. Отец Анатолий сообщил, что в Федеральной службе Госнаркоконтроля это государственное решение названо «Законом 666» (одна шестЈрка — это номер дня, вторая получается сложением цифр у номера указа, третья — у номера года). А вот с Госнаркоконтролем Душепопечительный центр во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского сотрудничает тесно. По крайней мере, в настоящее время сотрудников центра не избивает московская милиция, как это было раньше, когда они проводили профилактические работы среди вокзальных беспризорников. На эти мероприятия сотрудники теперь ходят под защитой полицейских из Госнаркоконтроля.

Но всЈ-таки главной бедой отец Анатолий считает наличие в России легального наркорынка в аптечной сети. Кодеиносодержащие препараты, которые, по сути, являются тяжелыми наркотиками, в аптеках страны отпускаются без рецептов. Они доступны, гораздо дешевле героина, их приобретение в любом количестве безнаказанно, но воздействие этих препаратов на организм тяжелейшее. Достаточно полутора-двух лет употребления легальных наркотиков, чтобы довести человека до полной инвалидности, вплоть до паралича. Многочисленные протесты в Минздрав приводят к тому, что одни препараты исчезают из свободной продажи, но на смену им поступают другие. В центре пришли к решению возбудить по отношению к Минздраву массовые судебные иски. Однако, наблюдая за тем, как в наркотический омут при полной безответственности со стороны государственных структур скатывается наша молодЈжь, судебные иски впору предъявлять самому государству. А как утверждает отец Анатолий, при попущении государства в стране идЈт массовая алкоголизация и табакозависимость молодЈжи, что вкупе с рок-музыкой является тремя китами наркомании.

Три кита наркомании

Профессор Берестов — учЈный, и поэтому все свои заявления подтверждает статистическими проверенными данными. Так вот, результаты исследований наркозависимых показали, что у курящего подростка вероятность стать наркоманом в 50 раз выше, чем у некурящего. А если он при этом ещЈ и принимает алкоголь, хотя бы то же пиво, то эта вероятность увеличивается до 300 раз. Подросток с сигаретой и бутылкой пива в руке — примета нашего времени. Мало того, число молодых, умирающих от принятия суррогатного спиртного, с каждым годом растЈт. А суррогат — это не только самопальная водка, изготовленная кустарным образом. Фирмы, производящие спиртное, вполне официально закупают в Китае спирт, в котором содержание ядовитых веществ превышает ПДК в 300 раз! Фестивали же «Рок-музыка против наркотиков», по мнению отца Анатолия, — страшное кощунство, поскольку рок-музыка уже сама по себе наркотик. Фанат рок-музыки, попробовавший наркотик, становится наркоманом мгновенно.

Где же выход?

А выход, считает отец Анатолий, только один. Поскольку наркомания — это следствие бездуховного, безбожного образа жизни, то нужно этот образ жизни менять. Но, видно, очень могущественно в нашей стране нарколобби. С телеэкранов льЈтся поток насилия и разврата. На всех уровнях тормозится внедрение в общеобразовательных школах предмета «Православная культура России» даже на факультативной основе. Бешеный протест вызвало предложение открыть православный телеканал, а некоторые депутаты Госдумы в пику потребовали открыть альтернативный порноканал. В гинекологических кабинетах врачи высмеивают девственниц. В коридорах образовательных учреждений столбом стоит сигаретный дым. На всей этой благодатной почве взрастает всероссийская наркотическая чума. Так что без духовного возрождения общества борьба с наркоманией будет напоминать русскую сказку про Змея Горыныча, у которого после отсечения одной головы тут же вырастала новая.

P.S. В Новосибирском соборе во имя Святого благоверного князя Александра Невского каждую пятницу в 18 часов проводятся беседы с родителями, у детей которых возникли проблемы с наркозависимостью. Телефон собора 23−83−49.

http://www.vn.ru/25.03.2005/society/41 156/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru