Наша газета (Латвия) | Юрий Петровский | 24.03.2005 |
Мирская жизнь извратила традиции
С прискорбием приходится констатировать, что Дух гуманизма и рационализма настолько глубоко вошел в нашу жизнь, что обыкновенную человеческую правду мы воспринимаем как правду Божественную. Мирские люди фактически создали свое «Евангелие», которым подменили Священное Писание. Положение настолько тяжелое, что, например, представление о жизни после смерти на уровне произведений Юлии Вознесенской людьми расценивается как достаточно глубокие познания в данной области. То же самое можно сказать и о православных традициях.Я не устаю удивляться великой Божественной любви, которой просвещаются и кардинально преобразуются даже самые заблудшие души. Великий гонитель христиан — Савл — в одночасье превратился в убежденного сторонника Христа, став одним из столпов веры, известным нам как апостол Павел. Крестьяне, изувечившие святого Серафима Саровского, получив его прощение, раскаялись и приняли монашеский постриг. Разбойник Опта, также просвященный светом Христовым, оставил своих лихих людишек, удалился в пустыню и основал скит, на месте которого процвела Оптина пустынь — обитель, взрастившая целый собор святых старцев.
Но Господь крайне редко столь кардинальным образом преобразует человеческие души. Чаще всего человеку приходится годы и годы шаг за шагом двигаться к своему духовному совершенству. Пока он жив — он имеет возможность работать над собой. Смерть же является своеобразным пограничным пунктом, по достижении которого человек может рассчитывать только на собранный духовный капитал да на молитвы своих родных и близких, оставшихся по ту сторону. Поэтому крайне важно сначала достойно проводить в последний путь каждого человека, несмотря на то, сколь ревностным христианином он был при жизни, а также не забывать молиться за спасение его души все последующее время.
Псевдорелигиозная атрибутика ритуальных услуг
Активно навязываемая нам западная система ценностей на один из первых планов выдвигает культ здоровья. Смерть является антиподом здорового организма, в связи с чем выпадает из устоявшегося миропорядка и поэтому табуируется. Вы заметили, что у нас в городе нет похоронных контор? Зато имеется множество фирм, предлагающих «ритуальные услуги».Для родных и близких усопшего расторопные гробовщики могут стать настоящим спасением: они не только заберут труп дорогого и любимого человека, но и уложат его в гроб, оденут, оформят необходимые документы, организуют поминки и вообще — все сделают, «как полагается». Ты только успевай платить.
По ходу дела отметим, что в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «ритуал» трактуется как «порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта». Наши безенчуки — люди грамотные, словари тоже читают. Поэтому свои «ритуальные услуги» они ориентируют в первую очередь на представителей традиционных христианских конфессий. Но делают это самочинно, без благословения и даже без элементарной консультации со священником. То есть так, как сами считают нужным. В итоге получается, что в похоронных бюро предлагаются, например, покрывала и кресты, продаваемые как «православные», хотя таковыми не являются.
Благочинный церквей Даугавпилсского округа протоиерей Георгий (Попов) в интервью «Нашей Газете» отметил, что в ряде похоронных фирм нашего города продаются намогильные кресты, не соответствующие каноническим пропорциям. Та же история и с покрывалом. Ажурные покрывала с изображением якобы православного креста, предлагаемые в погребальных конторах, не являются ритуальными покрывалами, используемыми православной церковью. На ритуальном покрывале изображена Голгофа и специальная молитва. Чтобы не ошибиться: покрывало, венчик и другие ритуальные вещи, используемые в похоронном обряде, следует приобретать в храме.
Полный сервис: батюшка «в комплекте»
Некоторые городские конторы ритуальных услуг пошли еще дальше. Они начали предлагать родственникам покойного не только все товары для погребения, но и священника (без его, естественно, ведома). Таким образом, надо понимать, не без выгоды для себя, гробовщики решили расширить спектр своих услуг населению.Во избежание подобных случаев в дальнейшем следует запомнить, что отпевание покойного священником Борисо-Глебского собора стоит всего 5 латов. Если гроб с телом ставится в храме (а этому следует отдавать предпочтение), то цена увеличивается до 10 латов. Отпевание дома или в каплице производится в крайнем случае. Также следует избегать приглашать священника для отпевания на кладбище, особенно в морозную, дождливую или ветреную погоду. (Такие случаи редко, но все же случались.)
P. S. В заключение отметим, что на могиле лучше всего устанавливать православный крест канонической формы. На нем разрешается указание имени, отчества, фамилии и дат жизни покойного. Установка намогильных памятников не имеет с православием ничего общего. Известны случаи, когда умершие являлись живым, жалуясь, что намогильный камень давить грудь, а венки — как хомуты.