Русская линия
Российские вестиИгумен Сергий (Иванников)24.03.2005 

На Святой земле нет «белых» и «красных»

Русская Православная церковь имеет немало представительств за рубежом. Чуть ли не самое важное из них находится на Святой Земле. Поддержание здесь присутствия РПЦ на достойном уровне было делом государственной важности и для царской, и для советской власти. Какие задачи сегодня выполняют монахи и священники Московского Патриархата в Иерусалиме, в интервью «РВ» рассказывает член Русской Духовной миссии во Святой Земле игумен Сергий (Иванников).

— Отец Сергий, в каких условиях вам приходится сейчас работать?

— Миссия была учреждена, когда Святая Земля находилась под юрисдикцией правительства Османской империи. Затем был период британского владычества. С 1948 года мы находимся на территории государства Израиля. Как вы понимаете, и первых, и вторых, и третьих трудно заподозрить в больших симпатиях к русскому Православию. Однако во всех случаях сотрудникам Миссии удавалось и удается находить общий язык со светской администрацией. Хотя государство Израиль и отдает приоритет иудаизму, у нас с ними есть нечто общее — Ветхий Завет. Государственные чиновники содействуют нам в оформлении туристических виз для паломников, выдают долгосрочные визы для сотрудников Миссии и насельниц наших женских монастырей. Не было еще такого, чтобы у нас возникали неразрешимые противоречия.

— В Иерусалиме помимо Русской Православной церкви действуют представительства многих других религиозных конфессий. Как складываются ваши отношения с ними?

— Одна из главных целей Миссии — поддержание связей с Иерусалимским Патриархатом. Они являются законными представителями территории, на которой мы работаем, мы должны испрашивать их благословение на свою деятельность. Это, конечно, не отменяет необходимости взаимодействовать и с другими конфессиями, представленными на Святой Земле. Помимо Иерусалимского Патриархата, тесные контакты у нас налажены с Греческой и Румынской Православными церквями.

Проблемы могут возникать вот из-за чего. Поскольку русские паломники составляют большинство религиозных «туристов» на Святой Земле, это вызывает некоторую зависть со стороны отдельных конфессий. Нашим паломникам не везде и не всюду, может быть, откроют двери. Могут возникнуть иные сложности. Однако Русская Духовная миссия быстро сглаживает конфликты.

Нам также приходится поддерживать контакты со всеми дипломатическими представительствами, аккредитованными в Израиле. Мы бываем у них на приемах, они приходят в гости к нам. В целом, я считаю, Миссия достойно справляется с поставленным комплексом задач. И в этом, прежде всего, сказывается попечение Святейшего Патриарха Алексия II и председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Кирилла.

— В Израиле довольно сильна русскоязычная диаспора. Вы работаете с ними?

— Действительно, одно время сотрудники Миссии занимались исключительно устройством паломников из России. Однако сегодня среди израильтян пребывает немалое число выходцев из бывшего Советского Союза, часть которых исповедует Православие. Перед Миссией встала задача их духовного окормления. Поскольку наши соотечественники живут в пределах канонической территории Иерусалимского Патриархата, по правилам они должны были бы обратиться в первую очередь именно туда. Но, как говорится, сердцу не прикажешь.

Многие православные израильтяне считают себя чадами Русской Православной церкви, они посещают наши богослужения, обращаются за совершением треб и таинств. Естественно, окормление диаспоры священнослужителями Миссии осуществляется максимально прозрачно, ставя в известность представителей Иерусалимского Патриархата, которые в свою очередь не чинят нам никаких препятствий. Кстати, и сами иерархи Иерусалимской церкви начинают приспосабливаться к велениям времени. Учитывая сложившуюся ситуацию, они рукополагают в священство людей со знанием русского языка. В Назарете, Кане Галилейской, Яффе и Хайфе даже начали вводить в богослужения церковнославянский язык.

— Вам приходится на Святой Земле крестить и венчать кого-либо?

— Да, но только тех, кто имеет российское подданство или двойное гражданство. Дело в том, что по израильским законам запрещено крестить местных граждан.

— Как строятся отношения Русской Духовной миссии с представительством Русской Православной церкви за границей?

— Говорят, что раньше были какие-то сложности. Но сегодня я никаких проблем не вижу. Мы тесно общаемся, посещаем друг друга. Пока нет евхаристического сослужения, однако пока что нас это не тяготит. Изменилось время, изменились люди. Ушло в прошлое деление на «белых» и «красных», не стало препятствий политического характера. На Святой Земле проблема разделения исчезает.

Иван Балашов

23.03.2005

http://www.rosvesty.ru/numbers/1765/socium/a02.phtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru