Аргументы и факты | Максим Чижов, Мария Кактурская | 23.03.2005 |
МИНИСТЕРСТВО образования и науки уже «перепахало» вузы. Вводят-таки Единый государственный экзамен, несмотря на главный аргумент: не может абитуриент быть «докой» и в математике, и в истории, и в физике. Похоронит ЕГЭ Эйнштейна или Капицу под сводом правил русского языка… И все-таки вводят, несмотря на критику, на сопротивление научной элиты России. Грубо говоря, обманув эту элиту, которая в 2001 году под большим давлением согласилась на ЕГЭ только в качестве эксперимента. МГУ и Санкт-Петербургский университет до сих пор категорически против нововведения.
Пострадают гуманитарии — филологи, экономисты и педагоги
ОДИН из шагов к платному образованию — создание именных финансовых обязательств. Суть: получил за ЕГЭ высшую оценку — обучаешься за счет государства (пока речь идет условно о 25 тыс. руб.). Если сдал экзамен на «4» — государство оплатит 60% стоимости обучения, «троечник» получит всего 5%, за «неуд.» придется платить всю сумму из своего кармана. «Оптимизма здесь мало: денег у государства все равно не хватит, — говорит Г. Канторович, проректор Высшей школы экономики. — И еще: вузы устанавливают разную цену за образование, и пока неясно, как все могут обойтись суммой, к примеру, в 25 тыс. руб.?»Чтобы народ не шумел, реформу проводят тихо. Так, например, делают с сокращением бесплатных мест в вузах. Неделю назад в Красноярском крае министр образования и науки А. Фурсенко заявил (как раз на той встрече, где его студенты закидали яйцами): «Сокращения бюджетных мест не будет». И тем не менее в департаменте Минобрнауки «АиФ» подтвердили информацию, что количество мест для студентов в государственных вузах сократится на 43 тысячи (около 7% всех бесплатных мест). В первую очередь пострадают гуманитарии — филологи, экономисты и педагоги. Может быть, министр не в курсе того, что происходит у него в министерстве?
Правда, есть закон «Об образовании», по которому установлена норма бесплатных мест в госвузах — 170 человек на 10 тысяч населения. Если министерство нарушит эту норму, оно будет иметь проблемы с прокуратурой. «Ах, что вы! Сейчас у нас превышение: 207 человек на 10 тысяч населения, поэтому закона мы не нарушаем», — объяснила Галина Башкина из департамента Минобрнауки.
На одного студента государство тратит около 20 тыс. руб. в год. Теперь за счет сокращения 43 тыс. мест получится экономия — 860 млн руб. Это, конечно, хорошо. Но проводить экономию ради экономии по меньшей мере недальновидно, считают представители образовательного сообщества.
Да только кто теперь спрашивает мнение этого сообщества? По Болонской конвенции, которую подписала Россия, в вузе будет бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Перед бакалавриатом ставится задача: «формирование коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы». И вот эти «навыки» предполагается получать целых четыре года — да еще на платной основе. По сути, высшее образование будет сосредоточено только в магистратуре.
И еще одна «свежая» идея: перевод статуса некоторых вузов в автономные учреждения и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Непонятно? Как только вуз меняет свой статус «учреждения», прописанный в законе «Об образовании», из-под него автоматически выводится вся законодательная база — право на отсрочку от военной службы, досрочные пенсии педагогам, работающим с детьми, и т. д.
В школе предложат заплатить за то, что было бесплатным
ТЕПЕРЬ о школе. Предполагается ввести классы раннего развития, где дети с 5 лет будут по два-три часа в день готовиться к школе. По мнению психологов, это может отрицательно сказаться на детском здоровье. «Ведь и в моем детстве в детском саду были занятия по развитию речи, музыкальные, числовые игры. Но превращать это в подобие школьных уроков ни в коем случае нельзя. У большинства наших детей и так подорванное здоровье», — считает заведующая лабораторией когнитивной психологии Института психологии РАН Елена Сергиенко.Старшеклассникам предложат выбирать профильные классы с теми предметами, которые они хотят изучать в институте. На первый взгляд идея хорошая. Но если в школе нет подходящего вам профиля? По заверениям чиновников из Министерства образования и науки, вам обязаны подобрать подходящую школу по соседству. Но, скорее всего, заниматься этим никто не будет. Вам придется отправиться «в свободное плавание» и искать себе школу самостоятельно, причем наверняка за деньги. Или смириться и брать то, что дают.
Кстати, и в средней школе планируется переход на частичную оплату образования. Чиновники хотят урезать школьный учебный план на 25%. А потом предложить родителям заплатить за то, что будет урезано, — то есть за то, что раньше было общедоступно. Вот такая «хитрая» схема.
Одного реформа не предусмотрела. В документах ни слова не говорится о заработной плате педагогов. На этот счет можно привести следующую парадоксальную цитату из рассматривавшегося на заседании Правительства РФ документа «Школьная реформа»: «Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса».
Структуру расходов чиновники считают блестяще. А посчитал ли кто-нибудь структуру урона от всех этих нововведений? Кем вырастут наши дети? Что будет, если у нас не хватит денег заплатить за их образование? Пока ответов на эти вопросы нет.