Коммерсант-власть | Елена Ростова, Сергей Петухов | 21.03.2005 |
Целью церковно-научной конференции «Смутное время в контексте становления российской государственности и личность Ивана Сусанина: мифы и реальность», проходившей 14−15 марта в Костроме, многие считали промоушен костромского турбизнеса. Сейчас он старается извлечь максимум пользы из возникновения в России нового общенационального праздника — Дня народного единства 4 ноября, который отмечается в честь «освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени» в 1612 году. Логика епархиальных и губернских властей, организовавших конференцию, была очевидной. Изгнанные из Москвы поляки бросились в направлении Костромы, где в своей вотчине скрывался юный князь Михаил Романов. Его прочили на российский престол, и у поляков был единственный шанс переломить ситуацию в свою пользу — первыми добраться до претендента на престол и договориться с ним. Этим планам, как известно, помешал домнинский староста Иван Сусанин, который завел поляков в болота и принял от них мученическую смерть.
На гребне антипольской национальной идеи костромские туристические агентства уже стали организовывать экстрим-туры по болотам Сусанинского района, куда завел интервентов крестьянин, превращая лежащую под ногами патриотическую идею в вульгарный мелкий бизнес. Но подвиг Сусанина с недавних пор сулит не просто прибыли, а сверхприбыли (как материального, так и политического свойства). Наиболее четко эту мысль сформулировал патриарх Алексий II в приветствии участникам костромской конференции: «Надеюсь, что проведение научной конференции откроет перед нами новые исторические аспекты жизни и подвига Ивана Сусанина, будет иметь благословенное продолжение для 'пользы многих'».
Сейчас в Костроме многие искренне поражаются прозорливости губернатора Виктора Шершунова, который давно понял, что кроме памятника Сусанину в области нет никаких опорных точек для превращения старой Костромы в Нью-Сусанино, и всерьез занялся проблемой. В 2001 году было утверждено финансирование из областного бюджета программы поисков трупа Ивана Сусанина. Губернатор без всякого преувеличения был готов отдать жизнь за Сусанина. Так, в 2002 году, в день празднования 850-летия Костромы, он едва не разбился насмерть на воздушном шаре: порыв ветра понес шар в направлении, обратном тому, по которому вел поляков патриот, в результате Шершунов был вынужден совершить аварийную посадку на шоссе близ райцентра Сусанино.
Но поиски останков народного героя затягивались. Помимо госучреждения «Наследие» в них посильной финансовой помощью участвовал Фонд содействия опознанию жертв насилия (эта общественная организация была создана при Российском центре судмедэкспертизы (РЦСМЭ) Минсоцздрава). Поисковый отряд под руководством главного археолога комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области Сергея Алексеева пошел по самому простому, хотя и далеко не однозначному пути. Археологи исходили из того, что труп Сусанина не остался на Исуповском болоте, о котором поют артисты в ариях из оперы Глинки, а был обнаружен местными жителями и захоронен в одном из близлежащих сел. Но в каком?
Удивительно, но факт: Иван Сусанин в исполнении артиста Сергея Алексашкина (справа — в опере «Жизнь за царя» Мариинского театра) очень похож на Ивана Сусанина в исполнении антрополога Виктора Звягина (слева) — даже борода у героев одинаково современно подстрижена. Непонятно, в чем тут дело. Не то гениальная музыка Глинки навеяла постановщикам оперы истинно научный образ народного героя, не то при составлении портрета ученый находился под художественным воздействием оперы
Село Домнино сразу отпадало. Сусанин там был старостой, а потому именно оттуда он должен был куда-то поляков вести. В селе Деревеньки, откуда он был родом, в ту пору не хоронили вообще. Подходящий могильник нашелся в Исупово. Там стали копать и почти сразу нашли несколько скелетов (по разным сведениям, от четырех до восьми), на черепах которых явственно виднелись рубленые раны. Раскопки продолжались, время до следующих губернаторских выборов, назначенных на 8 января 2006 года, в принципе еще было.
Однако осенью прошлого года в России внезапно появился новый «красный» день календаря, непосредственно связанный с подвигом Ивана Сусанина, а затем Госдума приняла закон о назначении губернаторов президентом. Продолжать и дальше копаться в земле в поисках тела Ивана Сусанина было бы по меньшей мере неосмотрительно. Оставалось работать с тем, что уже было. Один из исуповских черепов выглядел наиболее перспективно, хотя не имел в комплекте нижней челюсти. С ним и велась основная работа в московском РЦСМЭ. Финансировались эти исследования из бюджета самого центра по разделу «научно-исследовательские работы». Идентификацию Сусанина возглавлял заведующий отделом РЦСМЭ профессор-антрополог Виктор Звягин. По методу Герасимова, усовершенствованному в последнее время благодаря IT-технологиям, на основе черепа был восстановлен облик народного героя. Но события продолжали набирать темп. По графику Владимира Путина на первую половину 2005 года, который стал известен в начале года, 23 марта президент должен прибыть в Кострому на выездное заседание Госсовета, посвященное сохранности культурного наследия. Таким образом, крайним сроком официального опознания Сусанина могли быть только мартовские иды 2005 года. Словом, на 14−15 марта была назначена научная конференция по Ивану Сусанину в Костроме.
«Проведенное медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя 'Исупово' Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило, — говорилось в заключении экспертизы, оглашенном Звягиным в Костроме.- Костные останки из реликвария 13А принадлежали мужчине восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45−50 лет с длиной тела 164 (плюс-минус 2) сантиметра. Повреждения черепа мужчины из реликвария 13А, не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя 'Исупово' присутствуют в облике достоверно известных потомков Ивана Сусанина в 8−15-м поколениях».
Но на конференции под председательством губернатора Шершунова и архиепископа Костромского и Галичского Александра (известного у нас в стране и за рубежом своей подписью на этикетке питьевой воды «Святой источник») присутствовали эксперты, которые понимали, что в заключении Звягина не хватает самой малости: не косвенных, а прямого доказательства того, что мужчина 45−50 лет и есть Сусанин. О чем эксперты и сообщили профессору. И тут даже не искушенные в дактилоскопии участники конференции поняли, что без этой малости официальное заключение об опознании Сусанина по научной ценности мало чем отличается от либретто оперы Глинки «Жизнь за царя». Тем более что в конференц-зале лично присутствовали ныне здравствующие родственники героя.
Теоретически решить проблему можно было все в том же конференц-зале: попросту взять ДНК-пробы у потомков Сусанина — деда, отца и сына Белопаховых из Саратова, а затем сравнить их с ДНК останков мужчины восточно-балтийского типа. Проблема в том, что в останках такой давности спиральные нити ДНК в виде хромосом не сохраняются, и анализ проводят по клеточным тельцам митохондрий. Но митохондриальная ДНК передается только по женской линии.
Попытка опознать Сусанина по ДНК предпринималась, прямо скажем, отчаянная. Восемь позвонков и коренной зуб героя исследовал лично профессор Павел Иванов из РЦСМЭ, знаменитый ДНК-анализом царских останков. Он вместе с англичанином Питером Гиллом, собственно, и разработал методику ДНК-дактилоскопии, которой сейчас пользуются во всем мире. Увы, профессору Иванову не удалось выделить пригодного для сравнения ДНК ни из позвонков, ни из зуба патриота. «Мы, конечно, продолжим работу, раз она стоит в плане научно-исследовательских работ моего отдела, — сказал 'Власти' профессор Иванов.- Но если честно, мне вся эта история с Сусаниным нравится все меньше и меньше».
Впрочем, те, кто стремится напомнить всей России об Иване Сусанине и возвеличить его, не отчаиваются. Если не удается обрести мощи патриота, его можно канонизировать. Три года назад патриарх Алексий II во время своего пастырского визита в Кострому неожиданно резко дал отповедь костромичам, хлопотавшим о земляке. «Объем сохранившихся исторических сведений о его жизни и подвиге весьма ограничен», — сказал патриарх. Сейчас вопрос, похоже, подготовлен, да и сам патриарх сменил тон в своем послании сусанинской конференции: «Обращение к памяти Ивана Сусанина, ставшее предметом согласного внимания и сотрудничества государственной власти, священноначалия и научной общественности, видится нам добрым знамением духовного возрождения Костромской земли и всей России, воссоздания традиций благочестия и патриотизма — как и установление 4 ноября, в день почитания Казанской иконы Божией Матери, общегосударственного празднования Дня народного единства».
При канонизации Сусанина его гены не будут иметь значения — недаром РПЦ так и не признала результатов ДНК-исследования царских останков, которое провел профессор Иванов, но Николая II и его родных все же причислила к лику святых. Да и обретение мощей, как показывает этот пример, не обязательно.
Беда в том, что следующий Архиерейский собор, который и занимается канонизацией, может собраться только в 2008 году, когда актуальность момента во многом будет потеряна. И тем не менее лоббисты Сусанина решили пойти ва-банк. По сведениям «Власти», на этой неделе президенту Путину будет доложено о находке захоронения Ивана Сусанина во время его визита к архиепископу Костромскому и Галичскому Александру в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. И если все пройдет хорошо, появятся и мощи для потенциального святого, и прецедентный метод идентификации останков в мировой криминалистике возникнет новый: указом главы государства.
http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?page_id=20 051 158−19.htm