Русская линия
МиК — маркетинг и консалтинг21.03.2005 

Религиозный ренессанс в светском государстве

Тема взаимоотношений государства с религиозными конфессиями, осуществляющими активную миссионерскую деятельность на территории России, стала предметом широкой общественной дискуссии достаточно недавно. Связано это было с инициативой введения «Основ православной культуры» как факультативного предмета в общеобразовательных школах.

Религиозный ренессанс в разных общинах страны стал явлением очевидным, и считаться с ним, оставаясь в рамках сугубо светского диалога, правозащитное сообщество более не могло. Свидетельством начала переосмысления религиозно-общественных отношений стало появление сборника «Пределы светскости», составителем которого стал директор информационно-аналитического центра СОВА Александр Верховский. Презентация книги состоялась 17 марта в Москве.

«Сборник был сделан на основе публичной дискуссии, ориентированной, в первую очередь, на правозащитное сообщество», — сообщил о книге Верховский. В ней представлены противоположные взгляды на основные проблемы, существующие в сфере религиозно-общественных отношений в России. По словам составителя, задача достичь компромисса не ставилась, цензуры не предполагалось, а сам он, чтобы соблюсти нейтралитет, уклонился от комментирования материалов.

«В сборнике в качестве основной альтернативы либеральной позиции представлена позиция консервативно настроенной православной общественности, но не позиция иных мировоззренческих групп в тех или иных конфессиях. В условиях ограниченного объема книги мы предпочли обратиться к наиболее заметному сейчас религиозно окрашенному идеологическому течению — к православному консерватизму. И мы понимаем, что такой выбор оправдан только на первых этапах», — сообщил Александр Верховский. В частности, в книге не представлена позиция крупных мусульманских объединений, хотя в одной из статей говорится о радикальном исламе.

Нельзя не заметить, что основной диалог в книге происходит в формате «православные-правозащитники». Это и не удивительно, поскольку и православные, и правозащитники не имеют, да и не должны иметь единых позиций по большинству обсуждаемых вопросов.

Главная тема дискуссии — это принципы взаимоотношений государства и религии, как они сложились в сегодняшней России. Комментируя эту рубрику, Верховский отметил, что государство как корпорацию чиновников религиозные вопросы не интересуют. «Государственная власть очень утилитарно относится к религии, как к второстепенному средству, даже не управленческому, а декоративному», — считает директор центра СОВА.

Исходя из этого мнения, он выступил с прогнозом взаимоотношений государства и религиозных общин на ближайшее десятилетие: «РПЦ государству будет целесообразно использовать в декоративных целях. А у мусульманских организаций будут возникать все большие проблемы в условиях «охоты на террористов».

Отдельный блок сборника как раз и посвящен одному из существеннейших параметров светскости государства — определению пределов вмешательства государства в деятельность религиозных объединений, подозреваемых в общественно неприемлемой деятельности.

Если в 90-е гг. эта тема обсуждалась, в первую очередь, применительно к понятию «тоталитарные секты», то в нашем десятилетии чаще говорят о «религиозном экстремизме», в первую очередь, связываемом с радикальным исламом.

Разумеется, нашла свое отражение и наиболее обсуждаемая тема в религиозно-общественных отношениях — это вопрос преподавания религии (в тех или иных формах) в государственной системе образования, сводимый, как правило, к обсуждению предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Здесь составитель удержался от собственных оценок, ограничившись лишь предположением, что скорее всего преподавание ОПК постепенно будет внедряться на местах, но это, видимо, не получит общефедерального размаха.

18.03.2005

http://www.iamik.ru/20 828.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru