Русская линия
Православный Санкт-ПетербургСвященник Алексей Коровин18.03.2005 

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!»

-…А приходилось ли вам, батюшка, видеть, как человек верующий, церковный — отходит от церкви?

Отец Алексей Коровин, настоятель Вырицкого храма во имя Казанской иконы Божией Матери, не спешил отвечать на этот вопрос. Только что кончилась литургия, батюшка — усталый, но весь лучащийся светом только что совершенного великого таинства, медленно снимал с себя облачение, и видно было, что он сосредоточенно, спокойно раздумывает над ответом.

— К сожалению, приходилось, — сказал он наконец. — Был такой человек — неглупый, уже немало знакомый с церковной жизнью, начитанный… Правда, начитан он был более по-светски, чем в святых отцах… И он сам о себе знал, что он и неглуп, и начитан, и воцерковлен, и считал, что с таким багажом — немаленьким, повторяю, багажом — ему в этом мире лукавом уже ничто не страшно. И я сам был в этом человеке уверен, хотя очень меня безпокоил тот прискорбный факт, что он редко ходит к исповеди, а причащается еще того реже… И недаром, как выяснилось, я безпокоился: все-таки уловил его враг спасения человеческого. На самоуверенности-то он его и поймал. Как-то раз пристали к этому человеку на улице сектанты, стали его зазывать на свои собрания… Он, будучи убежден в том, что люди это — темные, малограмотные и одолеть их будет легко, вступил с ними в спор. Понадеялся на свою начитанность, а не знал того, что начитанность его — поверхностная. Он Библию читал, конечно, но читал как роман, и от этого чтения осталось у него только общее впечатление, а не существенное знание Священного Писания. Сектанты же — напротив, общего духа Библии не знают, но помнят наизусть множество вырванных из контекста цитат, и этими цитатами, как дубинами, валят наповал своих неопытных собеседников… Вот и этого человека они таким образом повалили. Он, превыше всего ставя свой ум, положился на него, и ум этот, не обогащенный знанием, подсказал ему, что в словах сектантов есть своя логика. И начал он посещать их собрания: и раз, и другой… И дошел до того, что в церковь совсем ходить перестал. А тем, кто хотел его образумить, говорил в глаза: «Да, сектанты правы: они по-настоящему любят Бога и хорошо знают Его слова! А вы — люди безграмотные, держитесь давно отживших таинств и обрядов, в то время как людям нужна одна только живая проповедь!» И в конце концов отпал он от Церкви совершенно — вот такая печальная история… Очень жалко этого человека. Тем более, что, уйдя от Церкви, он и семью потерял: не пошли за ним ни жена, ни дети. И вот что интересно: жена его вовсе не была таким уж церковным человеком — в храме появлялась редко, к исповеди ходила еще реже… Но за сектантами следовать наотрез отказалась: «Ты же, — говорит, — учил нас во всем следовать Матери-Церкви, а сам ушел из нее. Как же можно теперь тебе верить?» Да ему и самому семья вскоре стала не нужна…

— Выходит, лукавый уловил его на недостаточном знании Писания?

— На недостаточной мудрости. Мудрость — великий дар Божий, и просить ее нам у Господа надо со всем усердием. Знания наши, наш житейский опыт — все впустую пойдет, если не будут они оживотворены духовной мудростью. Мир во зле лежит, Писание сказало об этом несколько тысяч лет назад. И чтобы среди этого зла найти хоть частицу добра, чтобы лукавый не уловил нас, нужно иметь мудрость… Иначе мы можем принять зло за добро: ведь противник нашего спасения все утончает свое жало. Он агонизирует, приходят его последние дни, и зло становится все изощренней, все хитрее. Чтобы сегодня спасаться, нужна такая бездна мудрости, что самим нам ее никак не обрести. Нужна помощь Божия, а от нас требуется усерднейшая молитва о стяжании мудрости духовной. Не напрасно евангельское слово говорит: будьте кротки как голуби, и мудры как змии. Вот почему и апостол Иаков нам советует: «У кого не хватает мудрости, просите у Бога, и дастся ему».

— Как же мудрый должен поступать на месте этого человека, ушедшего к сектантам?

— Мудрый прежде всего не надеется на свою мудрость. Мудрый знает, что диавол всегда будет хитрее его, и не лезет в расставленные лукавым сети. Человеку же тому следовало не пускаться в спор, а сразу, прежде всех слов, сказать: «Я человек православный и проповеди слушаю только в храме Божием!» Эта фраза в подобных людей вселяет такой страх, что они тут же ретируются, — тут же! — и ни до каких споров дело уже не доходит. Вот она — мудрость: не забираться в ловушку, надеясь сокрушить ее изнутри, а обойти сети стороной.

— Как вы считаете, что будет мудрее: заботиться о том, чтобы душа не остыла в теплохладности, или беречь ее от чрезмерной разгоряченности?

— Мудрость всегда держится золотой середины, царского пути. Да, теплохладность крайне непривлекательна, и это многие видят… Но апостол Павел предостерегает и от ревности не по разуму. Опасность ее хорошо видна в случае с нашим новоявленным сектантом. Он ведь погиб духовно — я убежден, что это именно гибель, — но почему? Не потому ли, что вначале он слишком горячо взялся за дело, не рассчитал своих сил. Воин же, не рассчитывающий сил, непременно потерпит поражение — так в этом случае и вышло… Несомненно, что он владел определенным количеством благодатных даров: даром разума, например, даром свободы духа, но не сумел ими разумно воспользоваться.

— В поисках духовной мудрости нам не обойтись без помощи священников. Так, может быть, чем больше таких помощников будет — тем лучше? Нужно ли молиться всегда в одном и том же храме, не разумнее ли будет «расширить охват», чтобы от каждого храма, от каждого священника брать нечто полезное для души?

— Я полагаю, что нужно держаться одного храма. Вообще-то Матерь-Церковь ведет нас всех в одном направлении, но у каждого своя тропинка: нельзя идти по двум дорогам сразу — тем более по трем и более… Каждый священник по-своему разрешает то или иное духовное затруднение; и что будет, если мы, набрав разных духовный рецептов, попытаемся применить их все сразу? От множества мнений мысли будут рассеиваться и душа слабеть. Благостно и полезно бывает съездить иногда в паломничество, пообщаться с духоносными отцами, но в повседневной жизни полезнее знать, что я — прихожанин своего храма и придерживаюсь наставлений своего духовного отца.

— Есть люди, которые считают, что немудро и неблагочестиво просить у Господа каких-то временных материальных благ, что молиться нужно только о духовных дарах. Что об этом думаете вы — хранитель гробницы св. прп. Серафима Вырицкого: ведь вы уже много лет наблюдаете, как со всей страны едут к преподобному паломники и просят у него помощи в своих нуждах?

— Конечно, просить о временном, о земном — это не грех. И Церковь постоянно молится о здравии телесном всех православных, об их благополучии, об избавлении от бедствий. Мудрость же тут состоит в том, чтобы не просить лишнего. Не все мы можем понести, на что-то и сил не хватит. Не все выдержат бремя власти, богатства — потому не всем Господь их и посылает. Нужно быть таким духовным гигантом, как святой Серафим, чтобы иметь огромные капиталы и при этом оставаться всецело преданным Господу…

— Не расскажите ли вы, батюшка о каком-нибудь недавнем случае чудесной помощи преподобного?

— Не далее как нынешней осенью случилось мне беседовать с одним паломником из Дальнего Востока — врачом-урологом. Он приехал, чтобы поблагодарить святого Серафима за помощь. Этот человек тяжело болел, и как раз урологической болезнью. Сам он понимал, и все друзья-коллеги ему об этом говорили, что без серьезной операции тут не обойдешься. Но врач этот понимал также и то, что операция может и не спасти… И вот вместо того, чтобы ложиться в больницу, он отправился в паломничество по святым местам. Побывал и в Вырице, и здесь, видимо, молился особенно усердно, каялся, причащался. Паломничал он долго, и когда вернулся, товарищи накинулись на него с упреками: время не терпит, пора оперировать! Назначили обследование. И что же в результате? Обследование показало, что за время паломничества болезнь у этого человека прошла сама собой, не оставив и следа! И он снова отправился в Вырицу — уже с благодарностью, и привез нам газету с описанием этого чудесного случая. Вот вам одно из тех чудес, которые совершились по молитвам Вырицкого чудотворца совсем недавно.

— А какие еще новости в жизни вырицкой Казанской церкви?

— 3 ноября 2004 года случилось у нас событие внешне печальное, но духовно радостное: отошла ко Господу 87-летняя раба Божия Маргарита, внучка преподобного Серафима. Она родилась в 1917 году, и первое время находилась на воспитании у бабушки. Когда же бабушка ушла в монастырь, Маргарита получила благословение жить рядом с нею — в Новодевичьей Воскресенской обители. Потом этот монастырь закрыли, и наместником Александро-Невской Лавры ей было благословлено жить при дедушке. С младенчества Маргарита отлично знала монастырскую жизнь, и в знак того, что живет при монастыре, ей было разрешено носить черную ленточку — специально для нее придуманный знак отличия. Она не то чтобы гордилась этим, но почитала за большую честь… С возрастом она стала женщиной самостоятельной, мудрой, красивой… И очень решительной, категоричной. Эта ее категоричность, особая духовная властность не раз спасала прп. Серафима, когда его приходили арестовывать то коммунисты, то немцы. Рассказывают, что однажды она попросту не пустила к дедушке непрошенных гостей — встала в дверях, расставила руки и сказала: «Не пущу!» И те ушли ни с чем. Была она медицинским работником, имела детей… Кстати, дети ее были крестниками митрополита Николая (Ярушевича)… Большую помощь она оказывала писателю Валерию Филимонову в создании книги о прп. Серафиме Вырицком: он советовался с Маргаритой Николаевной о достоверности тех или иных эпизодов. Порою она категорично возражала: «Не было такого! Не было!» А порою и подтверждала… Во многом благодаря ее содействию книга вышла очень достоверной, точно отражающей житие преподобного. И вот теперь Маргарита Николаевна отошла ко Господу. Мы скорбим об утрате, но верим, что теперь она снова со своим любимым дедушкой, и радуемся за нее.

В заключение же хочу пожелать всем читателям газеты «Православный Санкт-Петербург», чтобы они по молитвам прп. Серафима Вырицкого Чудотворца получили все требуемые блага, как во временной, так и в вечной жизни: духовную мудрость, терпение, смирение и послушание воле Божией. Это не монашеские принципы, как говорили безбожники, это насущное условие жизни каждого православного христианина. В терпении вашем сберегайте души ваши и не забывайте почаще приезжать в Вырицу.

Вопросы задавал Алексей Бакулин

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n158/ta001.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru